Следственный комитет подготовил законопроект, по которому коррупционерам грозит жесткая конфискация имущества - даже того, которое оформлено на родственников и знакомых. Претендент на покупку госсобственности не сможет совершить сделку анонимно и пройдет проверку, в том числе и спецслужб. Сфера ответственности СКР будет расширяться. Такие новости прозвучали на "Деловом завтраке" в «Российской газете» с председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным.
В частности, Александр Бастрыкин рассказал, что во времена приватизации 1993-2003 гг. иностранцы прямо или косвенно, но всегда преднамеренно, банкротили российские оборонные предприятия. «Отвечу на примере Ленинграда. Беда заключалась в том, что за приватизаторами нередко стояли либо прямо иностранцы, либо второй ряд иностранцев. Они выкупали ленинградские оборонные предприятия, а потом их просто банкротили», — рассказал Бастрыкин в интервью.
Бастрыкин заявил, пишут «Ведомости», что новая программа приватизации вызывает у него «опасения, что те деформации, которые возникли в ходе предыдущей приватизации, могут повториться». «Чтобы приватизация окончательно не добила нашу экономику», руководитель СКР предлагает модифицировать законодательство. Законопроект, по словам Бастрыкина, концептуально поддержан Счетной палатой, ФСБ, МВД и ФАС России.
В числе предложенных СКР законодательных новшеств: — установление обязанности претендентов на госактив раскрыть сведения о своих бенефициарных владельцах и аффилированных лицах, а также санкции за ее несоблюдение; — установление права осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях проверки личности претендентов на государственное имущество и представляемых ими документов; — введение уголовной ответственности оценщиков за фальсификацию отчета об оценке актива.
По мнению Бастрыкина, введение уголовной ответственности за уклонение от предварительного согласования сделок, которые могут повлечь за собой установление контроля над российскими стратегическими предприятиями, «не приведет к ухудшению инвестиционного климата в стране, так как действующее законодательство ограничивает возможность участия иностранного капитала в стратегических предприятиях». Руководитель СКР убежден, что эта мера позволит «навести порядок в сфере соблюдения установленных законом ограничений и значительно повысит уровень защищенности обороноспособности и безопасности России».
По данным «Росимущества», массовая приватизация (без учета продаж пакетов акций крупных компаний) принесла бюджету в 2013 г. 6,261 млрд руб. Это 125% от плана (5 млрд руб.).
Россия стоит на пороге «амбициозной» распродажи госсобственности
Напомним, что в ближайшие годы планируется приватизировать крупные объекты государственной собственности, которые должны принести в казну довольно большие средства.
Речь идет о продаже порядка 2000 предприятий. От реализации этого имущества правительство надеется получить 1,7 трлн рублей (52 млрд долларов). Около триллиона пойдет в федеральный бюджет, а остальное - на развитие самих компаний.
Об этом сообщил на заседании правительства в конце июня 2013 года министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Впрочем, на том же заседании выяснилось, что министерство финансов знает лишь о 620 млрд рублей запланированных доходов, остальные 380 млрд приходятся на пока еще не подтвержденные поступления.
Несмотря на эту финансовую разноголосицу, план, представленный правительством, некоторые эксперты назвали «суперамбициозным».
Остановимся на некоторых из них.
«Роснефть»
Игорь Сечин, с 2008 года — заместитель Председателя Правительства РФ, председатель Совета директоров компании «Роснефть»
О приватизации «Роснефти» впервые заговорили в конце прошлого века. Однако начать планировали в 2013 году.
Дальнейшая приватизация ОАО «НК «Роснефть» будет осуществляться в виде прямой продажи акций, принадлежащих государству и госкомпаниям, и обмена активов, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов год назад, пишет Oil Capital
На вопрос о том, может ли быть действительно продана «Роснефть» до 2016 г. в любой момент так, как это указано в плане приватизации, он ответил, что нет никаких ограничений. Об этом сообщает РИА Новости.
По его словам, в данном случае главное - не деньги от продажи «Роснефти» в бюджете - задача в том, чтобы «Роснефть» при приватизации была абсолютно прозрачной, конкурентоспособной компанией по отношению к другим мировым энергетическим гигантам.
Однако на данный момент вопрос остается открытым. Дальнейшая приватизация «Роснефти» может быть перенесена с 2015 на 2016 год. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
«Если раньше мы думали, что это может быть 2015 год, то сейчас эксперты говорят, что может быть лучше отложить до 2016 года», — пояснил зампред правительства.
По его словам, переговоры по участию госкомпании в приватизации будут вестись с ее акционерами, в том числе британской ВР. Чтобы определить структуру сделки, правительство привлечет также инвестбанки и экспертов, писала в июне 2013 года Lenta.ru.
По официальному плану приватизации правительство планирует сократить долю в «Роснефти» до 50 процентов плюс одна акция до 2016 года.
«РЖД»
Президент ОАО РЖД Владимир Якунин
ОАО «Российские железные дороги» было создано на базе Министерства путей сообщения России в 2003 году в рамках масштабной реформы железнодорожного транспорта. Под предлогом развития конкуренции и привлечения инвестиций огромную корпорацию раздробили на множество дочерних компаний. Если у головной компании все 100% акций должны принадлежать государству без права их отчуждения иным лицам, то для дочерних это правило уже не действует, поэтому ОАО «РЖД» начало активную распродажу «дочек» и «непрофильных активов»: земель, зданий, вагонов, баз отдыха железнодорожников и т.д. Интересно, что спортивные клубы и банки, видимо, считаются активами более профильными, поскольку с ними РЖД расставаться не торопится, пишет федеральное интернет-издание «Капитал страны».
Вопреки всякой логике, в первую очередь продаются наиболее выгодные сегменты. Если в рамках одного общего предприятия убыточные пассажирские перевозки и расходы на инфраструктуру покрывались доходами от перевозки грузов, то теперь основная часть этих доходов поступает частным компаниям, а «РЖД» «на голубом глазу» рапортует об убытках и требует очередных дотаций из госбюджета.
При этом активы «РЖД» продаются по заниженным ценам. Зачастую перед продажей или переводом на аутсорсинг нужный сегмент специально приводят к убыточности, как было, например, с системой прачечных и сетью ресторанного обслуживания поездов. Будучи переданы дружественным компаниям, они немедленно стали приносить неплохой доход – но уже не «РЖД» и не государству. Объяснить столь «непродуманную» политику можно только одним: госкомпания ОАО «РЖД» заинтересована отнюдь не в развитии железнодорожного транспорта на благо государства, а в передаче госактивов в нужные руки.
Год
Что продано
Кому
За сколько
Объективная цена
Примечания
2011
51% акций в основном российском перевозчике зерна – «Русагротрансе»
Компании «Рустранском»; владельцы близки к первому вице-президенту РЖД Вадиму Морозову и советнику Якунина Андрею Крапивину
Большинство российских зерновозов досталось «Рустранскому» по балансовой стоимости: 380 тыс. руб. за вагон
Рыночная цена нового зерновоза около 3 млн руб.
На рынке зерноперевозок появился монополист, и цены резко повысились
2011
75% акций «Первой грузовой компании» (ПГК).
В собственности ПГК – пятая часть всего парка грузовых вагонов в России
«Независимая транспортная компания», владелец – Владимир Лисин
125,5 млрд руб.(около 4 млрд долларов).
Каждый вагон – за 530 000 руб.
В 2007 г. активы ПГК оценивались в 5 млрд долларов и с тех пор подорожали минимум вдвое.
Цена нового полувагона – около 2,2 млн руб.
Один из самых прибыльных активов «РЖД» продали почти без торгов, стартовая цена была превышена лишь на 125 млн руб.
2012
25% акций «Первой грузовой компании» (ПГК)
«Независимая транспортная компания», владелец – Владимир Лисин
50 млрд руб.
«РЖД» отказалась вести переговоры с АФК «Система», которая предлагала 60 млрд руб.
2012
75% акций
локомотиворемотной «дочки» ОАО «РЖД», компании «Желдорреммаш»
«ТМХ-Сервис» – входит в «Трансмашхолдинг», среди владельцев которого – Искандер Махмудов
Более 7,5 млрд руб.
За год до этого ровно такую сумму ОАО «РЖД» выплатила «ТМХ-Сервис» за годовое сервисное обслуживание локомотивов. Т.е. фактически «Желдорреммаш» достался «ТМХ-Сервису» даром
2012
25% акций Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК)
Московская пассажирская компания (МПК) Искандера Махмудова и Андрея Бокарева
780 млн руб.
Цена занижена почти в 6 раз: стоимость всей ЦППК эксперты оценили в 18 млрд руб., 25% акций – в 4,5 млрд руб.
МПК стала владельцем контрольного пакета акций ЦППК, поскольку ранее уже купила 25% ее акций у Москвы. До 2020 г. госинвестиции в развитие Московского транспортного узла – в т.ч. и пригородных поездов - составят 7 трлн руб.
Основные доходы корпорация получает от платежей за пользование железнодорожной инфраструктурой.
Зато дочерние компании холдинга стремительно развиваются. Так, ОАО «Трансконтейнер», созданное в 2006 году и получившее от ОАО «РЖД» в качестве безвозмездного вклада в уставной капитал платформы для перевозки контейнеров, контейнеры, контейнерные площадки и погрузочно-разгрузочную технику на общую сумму в 14 млрд рублей, сегодня является крупнейшим логистическим оператором и мультимодальным перевозчиком на рынке железнодорожных контейнерных услуг страны. Его капитализация в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, выросла на 85%. Значительная часть компании уже перешла в частные руки. ОАО «РЖД» владеет пока 50%+1 акцией, но подумывает продать еще 25%. Среди других владельцев «Трансконтейнера» – Европейский банк реконструкции и развития (9,25%).
Сегодня в ОАО «РЖД» 65 дочерних компаний (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%). На долю холдинга приходится 42% всех грузоперевозок и около 33% пассажирооборота в России. При этом в результате всех реорганизаций фактически весь парк грузовых вагонов ОАО «РЖД» передан в частные руки, в головной компании вагонов не осталось. Возможно, для развития конкуренции это и полезно, но для сохранения бесперебойной доставки грузов – наоборот, поскольку отсутствует единый оператор, который мог бы организовать оптимальные логистические потоки. Рутинному обеспечению надежного сообщения между всеми российскими станциями и полустанками холдинг предпочитает многомиллиардные мегапроекты по строительству олимпийских магистралей и запуску скоростных поездов.
В ближайших планах «РЖД» – строительство выделенных высокоскоростных магистралей между Москвой и Санкт-Петербургом и между Москвой и Екатеринбургом. Екатеринбургская магистраль должна пройти через Владимир, Нижний Новгород и Казань, в результате чего от Москвы до уральской столицы можно будет добраться всего за 7 часов. Кроме того, планируется развивать инфраструктуру Транссиба и строить дороги к портам.
Точную стоимость проектов верный своим принципам глава «РЖД» пока не называет, но, например, стоимость строительства скоростной магистрали от Москвы до Казани он оценил сначала в 928 млрд рублей, а позже – уже в 1,2 трлн рублей.
Несмотря на постоянные стенания по поводу убытков, компания участвует в довольно рискованных зарубежных проектах.
год
страна
проект
Протяженность трассы
Стоимость
Положение дел на сегодня
2008
Ливия
Строительство скоростной ж/д Сирт– Бенгази. До 2013 г. планировалось построить 30 железнодорожных и 23 автомобильных путепровода, 4 крупных вокзала и 24 станции
554 км
Около 90 млрд рублей
Из-за гражд. войны работы свернуты, Сначала «РЖД» заявила о 9 млрд рублей убытка, позже – о 24 млрд
2011
Иран
Электрификация ветки Тебриз — Азаршахр
46 км
11 млн дол.
выполнен
Ж/д с Азербайджаном Решт — Астара
54 км
Подписано соглашение
2011
Индонезия
Транспортная инфраструктура для перевозки угля на о-ве Калимантан
300 км
2,5 млрд дол.
До 2013 г. – подготовительный этап, до 2016 – строит-во
2013
Сербия
Построить и реконструировать в этой стране четыре ж/д линии
Общая – 400 км
941 млн дол.
На оплату работ Россия выделила Сербии 5-летний кредит в 800 млн долл. по ставке 4,1% годовых
2013
Вьетнам
Ж/д линия к месторождению бокситов
180 км
0,5-1,5 млрд дол.
Подписано соглашение о намерениях
РЖД также участвует в тендерах на строительство железных дорог в ОАЭ и Бразилии и хочет купить транспортную инфраструктуру в Греции, чтобы соединить ее со своими сербскими активами. На покупку порта в Фессалониках (100 млн евро), железнодорожной компании TrainOSE (30 млн евро) и ремонтной фирмы Rosco (10 млн евро) глава «РЖД» запросил дополнительное финансирование у президента РФ.
Для реализации зарубежных проектов ОАО «РЖД» создает специальные дочерние компании, доли собственности в которых распределяются все более причудливо. До 2012 года зарубежные проекты находились в ведении ОАО «Зарубежстройтехнологии», 100%-ной «дочки» «РЖД». Теперь за ней остались лишь проблемные ливийские активы. Остальные проекты переданы «РЖД Интернешнл», которая на 100% принадлежит ОАО «Торговый дом "РЖД"» (ТД РЖД). В компании же ТД РЖД ОАО «РЖД» владеет лишь 50,13% капитала, собственники остальной доли не известны. Налицо та же тенденция, что и в России: убытки несет госкомпания, если же возможна прибыль – все переводится в частные структуры.
Согласно последним планам правительства, до конца 2014 будет приватизировано 5% ОАО «РЖД», а в последующие два года – еще 20%. Впрочем, это лишь предварительная «дорожная карта». Что же касается итогов, то здесь все более предсказуемо. Эксперты считают, что больше всего предложенными активами заинтересуются пенсионные фонды, национальные фонды и прочие организации, которые ценят инвестиции в инфраструктуру как долгосрочные и надежные вложения, всегда обеспечивающие «устойчивый процент возвратности на вложенные средства».
Однако, скорее всего, приватизация станет просто более масштабным продолжением курса «РЖД» по передаче госактивов в нужные руки на выгодных условиях. Так, в апреле 2013 года Владимир Якунин озвучил планы по приватизации двух «дочек» «РЖД» – ОАО «РЖДстрой» и ОАО «Росжелдорпроект» (РЖДпроект, куда входят 22 профильных института и 7 региональных отделений в РФ). Интересно, что продажа этих компаний намечена в преддверии реализации масштабных проектов по строительству инфраструктуры, в которые государство под давлением того же Якунина может вложить огромные бюджетные средства. По сообщению старшего вице-президента «РЖД» Валерия Решетникова, «РЖДстроем» в большей степени интересуются российские строительные компании, видящие смысл приобретения в «покупке объема заказов». Конкретных имен он, правда, не называл. Владимир Якунин же предлагает поучаствовать в приватизации и иностранным компаниям.
В конечном итоге, в собственности государства останутся лишь убыточные и долгоокупающиеся активы, что отнюдь не лучшим образом отразится на качестве и стоимости большинства грузовых и пассажирских перевозок, и, главное – на целостности страны и социальной стабильности», полагают авторы анализа.
«Почта России»
Глава «Почты России» Владимир Страшнов
В Минкомсвязи разработали амбициозный проект развития «Почты России» до 2023 года, пишет «Однако». К намеченному году почтовый оператор должен стоить 210–230 млрд рублей и войти в первую пятёрку мировых лидеров по рентабельности. На такое масштабное преобразование авторы проекта не просят денег из казны — по их замыслу, от неэффективности предприятие спасёт приватизация. Однако неожиданно противником приватизации «Почты России» выступил вице-премьер Аркадий Дворкович.
В проекте развития «Почты России» до 2023 года, подготовленном Минкомсвязи, констатируется критическое состояние, в котором находится предприятие. Речь идёт об изношенности инфраструктуры, низком уровне заработной платы и квалификации сотрудников, «неэффективных процессах» и т.п. По мнению авторов проекта, несмотря на все недостатки, национального почтового оператора ещё можно превратить не просто в рентабельное предприятие, но и вывести в ТОП-5 лучших мировых компаний. Ранее такой путь уже проходили их зарубежные коллеги — La Poste (Франция), Deutsche Post (Германия), Poste Italiane (Италия), PostNL (Голландия).
Правда, европейским операторам на масштабное преобразование понадобилось от 10 до 18 лет. «Почту России» же хотят трансформировать за 5 лет, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. Для этого нужно будет модернизировать логистику, повысить качество услуг, создать «Почтовый банк» и развить сферу банковских услуг, наделить предприятие функцией предоставления разнообразных госуслуг. И, конечно же, провести приватизацию в 2014 году. Полностью процесс реформ должен завершиться в 2023 году — планируется, что к этому времени чистая прибыль «Почты России» будет составлять 9% (в 2012 году эта цифра была равна 1%).
На все эти преобразования предприятию до 2018 года потребуется 140 млрд рублей. Из которых, в частности, 75 млрд рублей — на модернизацию отделений, 15 млрд рублей — на логистику, 15 млрд рублей — на IT-системы. Потребность в допфинансировании в 2014–2018 годах может составить до 106 млрд руб. Эти деньги предлагается получить за счёт займов, распродажи непроизводственных активов и «привлечения портфельного инвестора на небольшую долю» (то есть фактически продажи акций). Размер этой «небольшой доли» не уточняется. Во время второго этапа, который должен состояться в период 2018–2023 гг., авторы проекта хотят вывести «Почту России» на IPO.
От государства при такой стратегии финансовая помощь не требуется. Только принятие ряда регуляторных мер — в частности, выделение услуги прямых массовых рассылок и поддержка создания «Почтового банка».
Вообще, окупаться деятельность «Почты России», по задумке авторов, должна именно через банк. Благодаря такому нехитрому ходу внутренняя норма доходности компании к 2030 году сможет составить 17% (в то время как без банка этот показатель составит жалкие 5%). Для этого создатели концепции предлагают «Почте России» не откладывать дело в долгий ящик и приобрести организацию с банковской лицензией уже в 2014 году. Предполагается, что с 2018 года работа банка будет приносить более половины прибыли компании.
Впрочем, очередной проект модернизации нашей многострадальной «Почты России» может оказаться забракованным вслед за предыдущими подобными документами. Как утверждают источники «Ъ», курирующий работу почты вице-премьер правительства Аркадий Дворкович, скорее всего, отправит концепцию на доработку, так как его не устраивает создание банка и даже сама идея приватизации «Почты России».
Позиция Дворковича несколько смущает, ведь ещё в марте он заявлял, что факт внесения президентом «Почты России» в список стратегических предприятий страны «никак не скажется» на планах правительства по её приватизации. «Это давно пора было сделать, такое решение поддержано правительством. На акционирование не повлияет: просто надо будет согласовывать с администрацией президента», — сказал тогда вице-премьер. Что или кто заставил Дворковича поменять своё мнение относительно перспектив приватизации предприятия — остаётся загадкой.
И тем не менее приватизировать «Почту России» собираются в два этапа.
В ближайшее время «Почта России» будет акционирована. В ходе акционирования она получит 19 тысяч земельных участков и 16 тысяч объектов недвижимости. Будущему ОАО будут переданы все земельные участки и недвижимое имущество, которые находятся у почты в бессрочном пользовании или арендуются у государства.
Следующим этапом после акционирования будет приватизация «Почты России». Она будет проведена в течение трех-пяти лет. Любопытно то, что приватизация будет осуществляться по балансовой стоимости, в то время как реальная стоимость ряда объектов недвижимости, особенно в центральных районах городов, в сотни и тысячи раз выше.
Одним из главных козырей измененной «Почты России», судя по докладу, предлагается сделать оказание банковских услуг — в случае получения банковской лицензии и начала их оказания внутренняя норма доходности инвестиций в «Почту России» должна будет составить 22%, в противном случае этот показатель будет отрицательным, считают авторы доклада. Правда, для этого придется изменить закон «О банковской деятельности», запрещающий кредитной организации заниматься другой деятельностью.
Рентабельность банковских услуг почты, правда, неочевидна. Банковский бизнес почты в удаленных сельских, абсолютно нерентабельных районах потребует перекрестного субсидирования от успешной банковской деятельности на конкурентных рынках в крупных городах, иначе он превратится в социальный, а не коммерческий проект и будет требовать субсидий, предупреждал Алексей Митрофанов, председатель комитета по информационной политике Госдумы. Депутат приводит в пример «Сбербанк», который с советских времен сократил число отделений более чем вдвое — с 40 тыс. до 17 тыс., потому что в отличие от «Почты России» смог уйти из нерентабельных точек.
«Аэрофлот»
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев
Приватизация крупнейшего авиаперевозчика России ОАО «Аэрофлот» может пройти в два этапа до 2020 года, при этом государство намерено сохранить блокпакет в компании. Об этом, в частности, писал в конце осени 2013 года ПРАЙМ.
Первый этап приватизации, предполагающий снижение госдоли в компании до 50% + 1 акция и увеличение free-float до 40%, может пройти в 2013-2015 годах; второй, когда пакет государства сократится до 25% +1 акция, — в 2016-2020 годах.
Предложения учитывают позицию Росимущества, пояснил представитель «Аэрофлота».
Согласно презентации, на первом этапе (2013-2015 годы) должна быть реализована стратегия компании, ее инвестиционная привлекательность повысится, говорится в документе. В этот период необходимо завершить интеграцию региональных компаний «Ростеха» с группой «Аэрофлот» — имеется в виду создание дальневосточной компании, запуск лоукостера.
В этот же период должно произойти снижение госдоли до 50% + 1 акция. Free-float компании увеличится, таким образом, на 10,5% — до 40%.
Пакет в 10,5% будет формироваться из 1,2% «Росимущества» (51,2%), допэмиссии в 2,34%, пакета ГК «Ростех» в 3,55%.
Второй этап приватизации в 2016-2020 годах предполагает снижение госдоли до 25% + 1 акции компании. Сохранение такого госпакета предусмотрено июльским постановлением правительства РФ, напомнил представитель Росимущества в рамках слушаний. Первоначальный вариант документа предполагал снижение доли государства в «Аэрофлоте» до нуля к 2016 году.
Чиновник, знакомый с ходом подготовки документа, ранее рассказывал, что отказ от полной приватизации авиакомпании связан с несколькими обстоятельствами: компания недооценена, выполняет социальные функции, необходим пересмотр документов, по которым распределяются роялти после получения их «Аэрофлотом» от иностранных перевозчиков.
Окончательное решение о форме и сроках основного этапа будет принято в 2015 году — в частности, тогда государство решит, как именно и на каких площадках будет размещаться «Аэрофлот». В качестве основной площадки рассматривается Московская биржа. Для достижения максимального эффекта размещение должно пройти среди широкого круга инвесторов, говорится в документе.
Жулики приватизации
Борьба между государственниками и либералами во власти выглядит примерно так. Либералы хотят все отдать за пустые доллары, на которые потом будут куплены облигации США, государственники им противодействуют. Сможет ли законопроект, выдвинутый Следственным комитетом, и сам СК противостоять размыванию богатства страны?
«Познавательное телевидение» предлагает посмотреть видеоролик, где Артем Войтенков беседует с писателем Николаем Стариковым.
- экс министр экономического развития РФ, бывший первый заместитель председателя ЦБ РФ, бывший первый заместитель министра финансов, бывший помощник первого заместителя председателя правительства Егора Гайдара.