“После реформы электроэнергетики «по Чубайсу» российские власти уже несколько лет пребывают в недоумении: потребители жалуются на слишком высокие тарифы, а энергетики – на нехватку инвестиций. Сегодня на заседании правительства министры займутся новой программой модернизации электроэнергетики до 2020 года. Действующая модель энергорынка неэффективна – заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, правительство готовит новую модель, которая обеспечит отрасль притоком инвестиций. Однако надежд на то, что ситуация изменится кардинально, немного, - пишет 27 сентября “Независимая газета”.
«Мы считаем, что нынешняя модель рынка не позволяет в достаточной степени привлекать частные инвестиции в генерацию и сетевой комплекс», – сказал вице-премьер Дворкович.
По его словам, работа над новыми правилами будет завершена до конца года, а затем их обсудят с участниками рынка и экспертами. «Правительство выйдет с предложениями, решения по модели рынка будут приняты в первой половине 2013 года, – сообщил чиновник. – С 2014 года энергетика будет жить по новым правилам, которые позволят привлекать инвестиции и решать накопившиеся проблемы».
Одна из таких проблем – так называемые договоры «последней мили», при которых территориальные электросетевые организации арендуют у Федеральной сетевой компании (ФСК) часть сети, непосредственно подходящую к потребителю. Таким образом, в тариф региональных сетевых компаний закладывается перекрестное субсидирование за счет крупных потребителей. Дворкович отметил, что этот вопрос будет решен вместе с перекрестным субсидированием. «Если мы «перекрестку» решим, то и «последняя миля» уйдет в прошлое», – сказал он.
Также он добавил, что принцип увеличения тарифов из условий возврата вложенных средств (система RAB) может быть масштабно введен с 2014 года, так как сегодняшняя модель рынка не способна привлечь инвестиции.
Напомним, что правительство, которое ставит задачу постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике, в качестве первого шага хочет прописать это понятие в законе и зафиксировать свои полномочия в отношении «перекрестки».
В конце июля проблема субсидирования уже обсуждалась на заседании правительственной комиссии. До 1 октября в Госдуму должен быть внесен законопроект, вводящий понятие «перекрестного субсидирования» между потребителями в электроэнергетике.
Комиссия поручила Федеральной службе по тарифам, Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе описать полномочия правительства по расчету объемов перекрестного субсидирования при установлении тарифов. Кроме того, ведомствам при разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2013–2015 годы было поручено учесть необходимость поэтапного сокращения объемов «перекрестки», а также возможность установления различных темпов роста тарифов на электроэнергию для населения по субъектам РФ.
Еще в марте Минэнерго предлагало продлить действие договоров «последней мили» в электроэнергетике до 2016–2017 годов. Тогдашний глава министерства Сергей Шматко пояснял, что завершение действия договоров «последней мили», намеченное на 31 декабря 2013 года, может привести к резкому росту цен на электроэнергию.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, ничего хорошего потребителям от новой реформы ждать не стоит. «Проблема реформы энергетики, которую инициировал Анатолий Чубайс, – в ее незавершенности. Правительство повернуло ход реформы вспять, – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Константин Марченко. – В результате мы получили не до конца либерализованный рынок, а темп роста тарифов так и не снизился».
По его мнению, весьма вероятно, что Аркадий Дворкович предложит вернуться к первоначальным принципам прошлой реформы: уменьшить влияние государства в ценообразовании, увеличить рост RAB-тарифов, приватизировать госпакеты в энергокомпаниях. «Однако есть вероятность, что эти идеи не будут реализованы, – допускает эксперт. – Альтернативой приходу частных инвесторов является дальнейшее усиление влияния государства».
Переход на новые тарифные принципы может обернуться вариантом шоковой терапии. «Рост тарифов по некоторым регионам может достигать 25% в 2012-м, 20% в 2013-м и 15% в 2014 году. Правда, потребительские цены зависят от этих тарифов только на 20%», – отмечает ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов. Но в среднесрочной перспективе Россия получит британскую модель электросетей – без либеральных цен на электроэнергию.
«Энергокомпании снизят издержки, станут рентабельнее, и у них появятся средства на ремонт. В долгосрочной перспективе это увеличит надежность энергосбережений», – полагает он. «Сетевым компаниям не нравится, что их «кинули» с их собственными расходами на ремонт, – отмечает Крылов. – Финансовые потоки, проходившие через федеральные целевые программы (ФЦП), замыкались на компаниях, а затраты на ремонт ложились на плечи потребителей. В результате в 2011 году в некоторых регионах тарифы выросли на 30%».
В свою очередь, аналитик компании «Солид» Дмитрий Лукашов отмечает, что на сегодняшний день генерация экономически вполне эффективна. «Торговля электричеством происходит на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а государство регулирует лишь тарифы для населения, – отмечает он. – Другое дело, что инфраструктура электросетевых компаний сильно изношена и для ее модернизации требуются большие средства. Полагаю, что очередным «моделированием» данную проблему не решить. Деньги нужны, а деньги – это неизбежный рост тарифов». Однако, как поясняет Крылов, государство не может допустить неконтролируемый рост тарифов, так как это сделает всю промышленность неэффективной и приведет к глубокому кризису».
В середине мая в публикации “Энергетическая консолидация” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “правительство России планирует объединить Холдинг МРСК и Федеральную сетевую компанию (ФСК ЕЭС) в единую структуру, заявил исполняющий обязанности вице-премьера Игорь Сечин. Чиновник добавил, что о сроках слияния пока говорить рано.
Слухи о том, что чиновники планируют изменить систему управления электроэнергетикой стали ходить по рынку с конца прошлой недели. 11 мая СМИ сообщили, что активы ФСК будут переданы Холдингу МРСК. После этого акции и той, и другой компании стали лидерами падения на фондовом рынке России - их обвал превышал 10 процентов, - сообщает Лента.Ру. Через день ФСК в специальном пресс-релизе подтвердила, что получит активы Холдинга МРСК.
14 мая акции Холдинга МРСК снижаются более чем на пять процентов при общем обвале рынка в два процента. Это может означать, что миноритарии опасаются за свои вложения перед предстоящим слиянием.
Холдинги МРСК и ФСК были образованы в рамках реформы электроэнергетики, которая привела к упразднению бывшего энергетического монополиста - РАО "ЕЭС России". Холдингу МРСК достались распределительные электрические сети напряжением 220 киловольт и ниже, а ФСК - магистральные сети от 220 киловольт и выше.
По данным ФСК, слияние позволит обеспечить единый подход к управлению электросетевым комплексом и сформировать единые требования в области стандартов управления. Кроме того, сделка приведет к тому, что создание Сетевого кодекса, регламентирующего деятельность энергетических компаний в России, ускорится».
В публикации «Слияние сетей» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «холдинг МРСК, ведающий распределительными электросетями, переходит в управление Федеральной сетевой компании. Следующим шагом может стать слияние двух компаний. Это усилит монополизацию в отрасли и может свести на нет инициативу премьера Дмитрия Медведева по привлечению в региональные компании частных инвесторов, говорят эксперты.
Минэнерго получило директиву правительства по передаче полномочий единоличного исполнительного органа холдинга МРСК Федеральной сетевой компании (ФСК), сообщил представитель ведомства Дмитрий Клоков. Процедура может быть завершена до июля, говорит один из источников в отрасли. Гендиректор МРСК Николай Швец вскоре покинет свой пост.
Еще в прошлом году сетевое хозяйство планировалось развивать по другому сценарию: в марте 2011 года Дмитрий Медведев заявил о необходимости приватизации или передачи в управление региональных распределительных сетевых компаний. Обеспокоенный ростом цен на электричество, тогдашний президент потребовал решить вопрос с сетями, которые, по его мнению, и дают основной прирост конечной стоимости энергии.
Минэнерго тогда предложило передать сети в управление, начав с МРСК северо-запада, юга, Сибири и Северного Кавказа, а также Томской РСК. В рамках прошлогоднего Петербургского экономического форума был подписан договор о передаче в управление Томской РСК французской компании ERDF.
Но к концу года логика реформирования отрасли изменилась. В декабре Владимир Путин провел разгромное совещание по электроэнергетике, обвинив в том числе топ-менеджеров МРСК в аффилированности с другими организациями и в отмывании денег через «серые схемы». Правительство приняло решение не индексировать тарифы на электроэнергию до июля этого года, а цены на оптовом рынке было решено заморозить до мартовских выборов «по договоренности» с генерирующими компаниями. Теперь последовало решение о передаче МРСК в управление ФСК.
Одной из причин такого решения аналитики называют проблему так называемой последней мили, когда ряд крупных региональных потребителей начинали работать напрямую с ФСК, а МРСК при этом получала выпадающие доходы за счет аренды сетей. При этом, по словам экспертов, государству необходимо обеспечить надежность энергоснабжения, что происходит эффективней, если управление осуществляется из единого центра. Менеджеры МРСК за последние годы не раз подверглись критике, в том числе из-за отключений электроэнергии в прошлом году из-за ледяного дождя.
Возможным сценарием дальнейшего развития событий является слияние МРСК и ФСК и их переход на единую акцию, что потенциально может позволить привлечь больше кредитных средств, рассуждает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Матвей Тайц.
Но идея слияния МРСК с ФСК не укладывается в планы приватизации МРСК, ранее предложенные Медведевым, указывают аналитики Альфа-банка. «Решение принято в логике последних решений по сдерживанию тарифов: государство пытается перевести отрасль под «ручное управление».
Но в случае слияния появится большая и непрозрачная сетевая монополия», — предупреждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его мнению, объединение компаний на операционном уровне нелогично из-за различий качества и количества их активов: износ в ФСК составляет менее 50%, в МРСК доходит до 70%, кроме того, в МРСК, которая работает напрямую с мелким потребителем, значительно больше единиц подстанций, чем в ФСК. «В дальнейшем также возможно государственное финансирование объединенной компании путем допэмиссии. Такой инструмент финансирования может оказаться не слишком благоприятным для инвесторов, ожидающих возврата инвестиций», — добавляет Тайц.
Впрочем, переход МРСК под управление ФСК еще не означает слияния компаний, рассуждает Екатерина Трипотень из БКС. В период с 2005-го по 2008 год эти активы уже находились под единым управлением, напоминает эксперт. «Существует ряд вопросов на стыке взаимодействия ФСК и МРСК, в том числе необходимость синхронизации инвестпрограмм. Государство могло вернуться к идее единого управления в свете желания жестче контролировать инвестрасходы сетевых компаний, от которых зависит величина тарифа», — предполагает Трипотень. Аналитики не исключают и промежуточного варианта. «ФСК может получить контроль над проблемными РСК, а оставшиеся сетевые компании, например МОЭСК (Московская объединенная электросетевая компания), «МРСК Центра и Приволжья» и «МРСК Центра» могут быть приватизированы или переданы в управление стратегическим инвесторам», — считает Михаил Лямин из Номос-банка.
Акции МРСК и ФСК оказались в лидерах падения на российских биржах. К 16.30 по московскому времени ценные бумаги МРСК рухнулии на 10,5 %, а ФСК ЕЭС — более чем на 7%.
ОАО «Холдинг МРСК» — группа компаний, функционирующая в распределительном электросетевом комплексе России, объединяющая управляющую компанию и 13 межрегиональных и региональных распределительных сетевых компаний, а также научно-исследовательские и проектные институты, строительные и сбытовые организации. Контролирующим акционером является государство, владеющее 53% акций.
Тарифы все равно вырастут
Тарифы на электроэнергию на розничном рынке в 2015 году вырастут на 11—13%, для населения рост тарифов в 2014—2015 годах прогнозируется на уровне 12—15%, следует из сценарных условий, подготовленных Минэкономразвития для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития России в 2013—2015 годах. «Увеличение темпов роста относительно прогноза на 2012 год обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период с 2010-го до 2012 года вследствие отставания роста тарифов для населения в 1,8 раза от роста цен на электроэнергию для остальных потребителей...» — объясняют авторы документа. Рост регулируемых тарифов сетевых организаций в 2014—2015 годах составит по 9—10%».
|