«АвтоВАЗ, который из-за банкротства дочернего автодилера «Элекс-Полюс» уже лишился около 1 млрд руб., рискует потерять еще столько же. Сбербанк, который убедился в безуспешности попыток взыскать с дилерской компании 1 млрд руб., теперь потребовал от АвтоВАЗа рассчитаться за «дочку». Юристы, впрочем, как и сам АвтоВАЗ, уверены, что автозаводу удастся отбиться от претензий банка, - пишет сегодня деловая газета РБК daily.
«Элекс-Полюс», 51% которого принадлежал АвтоВАЗу, до кризиса являлся одним из крупнейших дилерских холдингов. Только в Москве компании принадлежали 16 автосалонов, ее доля на столичном автомобильном рынке составляла 11%. Однако в конце 2008 года компания оказалась на грани краха, а окончательно ее судьба была решена в 2009 году, после того как АвтоВАЗ выявил недостачу около 4 тыс. автомобилей на складах дилера. Свой ущерб автозавод оценил в 35 млн долл. Как следует из отчетности АвтоВАЗа, он подал два иска на общую сумму 997 млн руб. к компаниям «Элекс-Полюс Центр» и «Элекс-Полюс Л». Вернуть свои деньги заводу не удалось, поскольку его ответчики были признаны банкротами.
Однако на этом злоключения АвтоВАЗа не завершились, и теперь уже с автопроизводителя пытаются взыскать долги «Элекс-Полюса» перед сторонними кредиторами. Как следует из материалов Арбитражного суда Москвы, в конце июля конкурсный управляющий дилерской компании Наталья Копытова направила в суд ходатайство о привлечении АвтоВАЗа к субсидиарной ответственности по долгам «Элекса». Как рассказала РБК daily сама Наталья Копытова, за подачу этого ходатайства проголосовало собрание кредиторов дилерского центра.
Согласно материалам суда, общий долг «Элекс-Полюса» перед своими кредиторами — 1,046 млрд руб., из которых 842,1 млн руб. приходится на Сбербанк. «Контрольный пакет акций «Элекс-Полюса» принадлежит АвтоВАЗу. В связи с тем, что не было найдено никакого имущества у дилерской компании, было решено привлечь к этому разбирательству основного акционера», — пояснила г-жа Копытова. В Сбербанке отказались комментировать данное ходатайство, объясняя это тем, что «информация является банковской тайной, поскольку ответчики являются клиентами банка».
Ходатайство должно было рассматриваться в конце июля, однако арбитражный управляющий попросил суд отложить рассмотрение дела (новое судебное заседание назначено на 24 сентября). Как пояснила Наталья Копытова, это было связано с тем, что у АвтоВАЗа были затребованы дополнительные документы.
«АвтоВАЗ как основной акционер «Элекс-Полюса» должен был согласовывать большие кредиты и сделки своего дочернего общества. Сейчас мы пытаемся доказать, что руководитель дилерской компании действовал с одобрения своего основного учредителя», — рассказала г-жа Копытова. При этом Сбербанк потребовал вызвать в суд в качестве свидетеля экс-гендиректора «Элекс-Полюса» Игоря Лисютина.
Заставить АвтоВАЗ рассчитаться по долгам «дочки» будет нелегко, поскольку необходимо доказать, что автозавод своими действиями довел «Элекс-Полюс» до банкротства, считает старший юрист арбитражной группы Vegas Lex Юрий Сбитнев. По его словам, в судебной практике были прецеденты, когда контролирующее лицо отвечало по долгам общества субсидиарно, однако в таких случаях очевидно, что заявители должны были иметь очень серьезные доказательства. Сам АвтоВАЗ разделяет это мнение: в своем отчете автозавод указывает, что вероятность взыскания с него средств в пользу Сбербанка «ниже среднего». На самом АвтоВАЗе до завершения суда от комментариев отказались».
Это далеко не первая попытка Сбербанка вернуть свои деньги, кредитованные предприятиям автопрома. Схожая история произошла и с ростовским «ТагАЗом».
В начале недели в публикации «Греф не впечатлился наблюдением» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Сбербанк, который ранее сам собирался обанкротить Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ), теперь оспаривает введение процедуры наблюдения на заводе, поскольку не видит признаков несостоятельности предприятия. Юристы считают, что остановить банкротство автозавода банку не удастся.
Согласно материалам суда, Сбербанк оспорил в апелляционной инстанции введение процедуры наблюдения в отношении ТагАЗа. «Сбербанк планирует полностью обжаловать определение арбитражного суда по делу о признании ТагАЗа банкротом», — заявили представители банка (цитата по агентству Прайм). В определении суда, аргументируют они, отсутствуют признаки для введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
«Подавая заявление должника, ТагАЗ предоставлял свой финансовый баланс. Раз суд постановил начать процедуру наблюдения, значит, основания считать завод банкротом есть, и требования Сбербанка бесперспективны», — считает адвокат МКА «Клишин и партнеры» Виталий Богомолов. Единственное, что может оспорить банк, — это стоимость недвижимости, которую сам ТагАЗ, вероятнее всего, учитывал по балансовой стоимости, а Сбербанк может предложить считать по рыночной цене. На ТагАЗе не смогли прокомментировать действия Сбербанка».
«Весной ТагАЗ инициировал собственное банкротство. В июне суд вопреки попыткам Сбербанка доказать, что заявление ТагАЗа о несостоятельности сфальсифицировано, решил ввести на предприятии процедуру наблюдения, - сообщает РБК daily.
На должность временного управляющего назначили Эдуарда Шахкулова, кандидатуру которого предложил ТагАЗ. При этом ранее Сбербанк пытался перехватить инициативу в процессе банкротства автозавода и предлагал свою кандидатуру управляющего. Будучи третьим после ВТБ и Газпромбанка крупнейшим кредитором ТагАЗа (ему завод задолжал 2,7 млрд руб.), банк подал свое собственное заявление о признании автопроизводителя банкротом.
«Наблюдение — формальная стадия. В будущем у Сбербанка как у одного из крупнейших кредиторов еще будет возможность ходатайствовать о своей кандидатуре арбитражного управляющего», — прокомментировал адвокат Виталий Богомолов.
Правопреемником Сбербанка в суде должна стать Южная автомобильная группа. Очевидно, это аналог Объединенной автомобильной группы — структуры, на которую Сбербанк выкупал активы «ИжАвто» в ходе его банкротства и которую перепродал потом со скидкой АвтоВАЗу».
Ранее претензии к автозаводу предъявил и другой его крупный кредитор – Газпромбанк. Однако осуществить банкротство помешало вмешательство тогдашнего премьера Владимира Путина. В начале июня в публикации «Газпромбанк «наехал» на «ТагАЗ» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Газпромбанк обратился к главе Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину с просьбой проверить деятельность руководства ООО «ТагАЗ» и при наличии оснований привлечь его к уголовной ответственности. В действиях топ-менеджеров автокомпании банк усмотрел наличие состава преступлений по таким статьям УК, как «мошенничество», «неправомерные действия при банкротстве» и «злоупотребление полномочиями».
Автопредприятие по состоянию на 1 февраля 2012 года имеет просроченную задолженность перед Газпромбанком на сумму более 2,8 млрд рублей. Общий объем задолженности завода перед 12 банками-кредиторами составляет около 21 млрд рублей. Пытаясь выправить ситуацию, в апреле этого года «ТагАЗ» подал иск о собственном банкротстве.
В сентябре 2011 года иск о банкротстве завода подавал ВТБ, которому предприятие задолжало по кредитам около 5,8 миллиарда рублей. В декабре 2011 года в конфликт вмешался премьер-министр Владимир Путин, предложивший решить спор путем реструктуризации долгов автопроизводителя.
Представители банка и "ТагАЗа" подписали меморандум о погашении долгов в течение семи лет и снижении процентной ставки с 18 до 10 процентов. Кроме того, валютные кредиты было решено перевести в рублевые, а представители ВТБ отказались о взыскании с завода неустоек. Также банк отозвал иск о банкротстве, после чего ростовский Арбитражный суд прекратил производство по заявлению».
|