«Газпромбанк обратился к главе Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину с просьбой проверить деятельность руководства ООО «ТагАЗ» и при наличии оснований привлечь его к уголовной ответственности. В действиях топ-менеджеров автокомпании банк усмотрел наличие состава преступлений по таким статьям УК, как «мошенничество», «неправомерные действия при банкротстве» и «злоупотребление полномочиями», - пишет Газета.Ру.
В понедельник первый вице-президент Газпромбанка Александр Шмидт направил письмо главе СКР, в котором подробно перечислил нарушения, которые якобы допустило руководство Таганрогского автомобильного завода. Автопредприятие по состоянию на 1 февраля 2012 года имеет просроченную задолженность перед банком на сумму более 2,8 млрд рублей. Общий объем задолженности завода перед 12 банками-кредиторами составляет около 21 млрд рублей. Пытаясь выправить ситуацию, в апреле этого года «ТагАЗ» подал иск о собственном банкротстве.
В своем письме Шмидт отмечает, что банк на протяжении 2009–2011 годов оказывал заводу различную финансовую поддержку, основываясь на предоставляемых сведениях о положительной и позитивной динамике развития. «Между тем все усилия банка по поддержке ООО «ТагАЗ» не пошли впрок и не принесли заметного результата ввиду практически явного сопротивления со стороны руководства ООО «ТагАЗ», – говорится в заявлении банкира.
В банке считают, что руководство автокомпании, зная о предбанкротном состоянии завода, игнорировало свои кредитные обязательства, скрыло сведения об имуществе и совершило отчуждение залогового имущества. В письме утверждается, что долгое время руководство «ТагАЗа» не предоставляло банку документы для проверки предмета залога (в его качестве выступали готовые автомобили) и с октября 2011-го года уклонялось от его демонстрации. Все-таки сумев провести очередную проверку в феврале этого года, представители Газпромбанка обнаружили, что большая часть залогового имущества оказалась реализована, а вырученные деньги ушли не в счет погашения долга, а «были потрачены по своему усмотрению». Кроме того, проверка показала, что в книге записи залогов «ТагАЗа» вообще отсутствуют данные о предметах залога по договорам, заключенным с Газпромбанком. В связи с этим Шмидт попросил возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве).
Кроме того, банк обвинил руководство компании в искусственном увеличении стоимости активов при помощи манипуляций с акциями Таганрогского комбайнового завода (ТКЗ).
В декабре 2009-го руководство «ТагАЗа» продало акции ТКЗ балансовой стоимостью 4,072 млрд рублей компаниям Pemberton Establishment (Лихтенштейн) и Sapor Invest Inc. (BVI). В том же месяце акции были выкуплены обратно по цене выше на 70%. В банке считают, что благодаря этой операции стоимость активов «ТагАЗа» к концу 2009 года искусственно выросла на 3,1 млрд рублей. «Нельзя исключить того, что целью реализации акций являлось искусственное улучшение финансового результата и финансовой отчетности, в том числе с целью введения в заблуждение кредиторов относительно финансового состояния ООО «ТагАЗ». Таким образом, налицо фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица, что также образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 195 УК РФ», – отмечает Шмидт в письме.
В Газпромбанке обвинили руководство и бенефициаров компании в том, что, получив от банка кредиты, они придумали различные схемы по их выводу на подконтрольные предприятия и последующему присвоению денежных средств. По мнению Шмидта, в данном случае речь идет о действиях, которые квалифицируются как «мошенничество».
Еще одной претензией банка к должнику стала якобы необоснованная резкая переориентация завода на выпуск автомобилей китайских марок, при этом Шмидт утверждает, машинокомплекты от компании Chery закупаются заводом по завышенным ценам.
«Несмотря на то, что от компании Hyundai (с которой ранее сотрудничал «ТагАЗ») поступают машинокомплекты для 7 моделей автомобилей, начиная с 2010 года, «ТагАЗ» у корейского концерна стал закупать вдвое меньше продукции, чем у китайского концерна Chery. При этом в 2010 году корейский концерн высказал пожелание продолжить сотрудничество с заводом, а заводу были предоставлены ценовые льготы на машинокомплекты, – говорится в письме. – Вышеизложенная ситуация со странной сменой делового партнера наносит ущерб не только интересам банка, но и интересам самого ООО «ТагАЗ» в целом». В связи с этим Газпромбанк просит возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Письмо Газпромбанка в СКР было обнародовано в тот самый день, когда Арбитражный суд Ростовской области с третьей попытки рассмотрел поданный в апреле этого года иск ООО «ТагАЗ» о банкротстве. В ходе заседания представитель предприятия сообщил, что проблемы у него начались в 2008 году, когда из-за финансового кризиса часть кредитов была погашена, часть реструктуризирована. По его словам, заключенные с банками мировые соглашения о реструктуризации кредиторской задолженности не позволяют предприятию выполнять взятые обязательства в полном объеме.
По итогам заседания суд ввел в отношении «ТагАЗа» процедуру наблюдения на срок до 7 ноября 2012 года и назначил временного управляющего. Также было удовлетворено ходатайство компании о принятии обеспечительных мер на денежные средства и иное имущество «ТагАЗа» на сумму 418 млн рублей. Теперь судебные приставы в рамках сводного исполнительного производства не могут обращать на них взыскание, а также арестовывать. Теперь сотрудники предприятия, которым задерживают зарплату, как минимум до осени не смогут добиться выплат даже через суд. На данный момент задолженность достигла 53 млн руб. На заводе рассчитывают, что при помощи процедуры банкротства его финансовое состояние может быть восстановлено. Пытаясь сэкономить на расходах, завод в мае этого года уже объявил о предстоящем сокращении почти 2700 работников ООО «ТагАвтоПром».
Аналитики полагают, что обнародование таких серьезных претензий к руководству «ТагАЗа» может быть увязано с одновременным рассмотрением иска о банкротстве компании.
«Обращение в СКР больше похоже на попытку заявить о себе, послать определенный сигнал, – заявил «Газете.Ru» эксперт инвестиционного холдинга «Финам» Дмитрий Баранов. – Адресатом может быть руководство завода, но в этом случае с ним наверняка пытались все решить по-тихому. Письмо могло быть рассчитано и на кого-то еще, может быть, на других кредиторов «ТагАЗа», к примеру, Сбербанк. Не исключаю и такой вариант, при котором оба банка, оказывая давление на компанию и пытаясь не допустить ее банкротства, могут как-то взаимодействовать. Некоторые события, упомянутые в письме, происходили еще в 2009 году, и если нарушения там были, то в Газпромбанке, безусловно, должны были узнать о них гораздо раньше. Однако до сегодняшнего дня ни о чем подобном банк не сообщал. Такие письма это все-таки больше инструмент давления, желание обозначить позицию».
Как рассказывал в публикации «ТагАЗ пригрозил безработицей» сайт «Компромат FLB.Ru», «Таганрогский автозавод подтвердил, что дела у него идут «из рук вон плохо». Вслед за подачей иска о собственном банкротстве предприятие объявило о намерении уволить 2,6 тыс. рабочих. - Эксперты уверены, что таким образом завод рассчитывает привлечь внимание властей к его судьбе, а крупнейший кредитор ТагАЗа — Сбербанк — расценивает это как элемент давления.
Одно из предприятий ТагАЗа — «Тагавтопром» — оповестило службу занятости Ростовской области о том, что в ближайшее время на заводе будут сокращены 2,6 тыс. сотрудников. Об этом вчера сообщило агентство Прайм со ссылкой на замгубернатора Ростовской области Сергея Бондарева. «Дирекция завода официально предупредила, что они будут сокращать 2,6 тыс. человек», — сказал г-н Бондарев. Он поручил мэру города и начальнику службы занятости проработать варианты трудоустройства сокращаемого персонала. «Мы должны сейчас все осмыслить, разобраться с ситуацией, встретиться с руководством завода и начать разработку вариантов по трудоустройству. Никого в беде не оставим, весь сокращаемый персонал будет трудоустроен», — пообещали в службе занятости Ростовской области.
Напомним, несмотря на то, что ТагАЗ всего несколько месяцев назад договорился со своими крупнейшими кредиторами о реструктуризации задолженности, 6 апреля текущего года он обратился с иском в суд о собственном банкротстве. Арбитражный суд Ростовской области рассмотрит иск 15 мая текущего года.
В Минпромторге и Минэкономразвития Ростовской области отказались комментировать действия ТагАЗа. Член совета директоров «Тагавтопрома» Борис Лютов пояснил, что сокращение проводится для снижения фонда оплаты труда, который сейчас составляет 50 млн руб. «При выпуске 1,5 тыс. автомобилей в месяц нести такую нагрузку по фонду оплаты труда не представляется возможным», — сказал он.
При увольнении работников завод должен будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства до трех месяцев, напоминает старший юрист арбитражной группы Vegas Lex Юрий Сбитнев.
По мнению гендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, заявив о предстоящих увольнениях, ТагАЗ рассчитывает привлечь внимание властей. Напомним, что в начале декабря прошлого года при участии тогдашнего премьер-министра Владимира Путина кредиторы согласились реструктурировать долги таганрогского предприятия. Так, Сбербанк реструктурировал долг на пять лет, а ВТБ подписал с заводом мировое соглашение и пошел на снижение процентных ставок.
Впрочем, на новые уступки Сбербанк пока идти не готов. Вчера в банке заявили, что анонсированное ТагАЗом сокращение персонала не что иное, как давление на кредиторов. «Сбербанк расценивает данное заявление как попытку оказать давление на кредиторов и органы государственной власти со стороны ТагАЗа», — сообщили РБК daily в пресс-центре банка».
Как сообщало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «ТагАЗ» подрулил к банкротству», «Арбитражный суд Ростовской области зарегистрировал новый иск о банкротстве ООО "Таганрогский автомобильный завод". Иск подали представители самой компании. Дата рассмотрения заявления пока не известна.
В сентябре 2011 года иск о банкротстве завода подал ВТБ, которому предприятие задолжало по кредитам около 5,8 миллиарда рублей. В декабре 2011 года в конфликт вмешался премьер-министр Владимир Путин, предложивший решить спор путем реструктуризации долгов автопроизводителя.
Представители банка и "ТагАЗа" подписали меморандум о погашении долгов в течение семи лет и снижении процентной ставки с 18 до 10 процентов. Кроме того, валютные кредиты было решено перевести в рублевые, а представители ВТБ отказались о взыскании с завода неустоек. Также банк отозвал иск о банкротстве, после чего ростовский Арбитражный суд прекратил производство по заявлению.
Таганрогский автомобильный завод был образован в 1997 году. В 2001 году "ТагАЗ" начал сотрудничество с корейской компанией Hyundai. С 2008 года на заводе начался выпуск двух моделей внедорожников Tager и Road Partner под маркой TagAZ. Производственные мощности завода позволяют собирать на одном конвейере до шести разных моделей автомобилей общим объемом 180 тысяч единиц в год».
Как сообщало ранее Агентство федеральных расследований FLB, «новый год на своей вилле недалеко от Версаля владелец Таганрогского автозавода Михаил Парамонов наверняка встречал в приподнятом настроении. В декабре 2011 года банк ВТБ не только прекратил свои попытки инициировать банкротство ТагАЗа, но и согласился пойти на неслыханные уступки – реструктуризацию долга и сокращение процентных ставок по нему вдвое. Решение об этом было озвучено на специально созванном совещании с участием премьер-министра России Владимира Путина.
Отраслевые эксперты и журналисты недоуменно разводят руками: автомобильный завод, в строительство которого было вложено 320 млн долларов, уже задолжал различным банкам порядка 650 млн долларов. По данным Росстата ТагАЗ не получал прибыли по крайней мере с 2005 года. Никакого стратегического значения это предприятие не имеет даже для Таганрога (на нем занято всего 4,5 тыс. человек). Тем не менее, Михаилу Парамонову не только удалось разобраться с банкирами, но и «уломать» федеральный Минпромторг проработать вопрос о заключении с ТагАЗом соглашения о промсборке.
Казалось бы, что за беда – радоваться нужно. Вот только реанимация отдельно взятого завода за государственный счет грозит обернуться смертью всего отечественного автопрома. Когда участникам совещания рассказывали про захватывающие перспективы по выпуску на мощностях ТагАЗа 300 тысяч автомобилей в год, забыли уточнить одну существенную деталь – китайских автомобилей, прямых конкурентов наших «Калин», «Приор» и «Нив».
Михаил Парамонов начинал в 1980-х с продажи дефицитных в то время полиэтиленовых пакетов. Однако в начале 1990-х он сделал стремительную карьеру, в одночасье превратившись во владельца «заводов, газет, пароходов». Впрочем, историю его успеха вряд ли можно преподавать в качестве кейса в бизнес-школе. Путь Парамонова в олигархи был напрямую проторен бывшим губернатором Ростовской области Владимиром Чубом. (Ни для кого в регионе не было тайной, что его дочь Татьяна являлась гражданской женой нынешнего владельца ТагАЗа).
Благодаря губернатору, в 1993 году никому неизвестный банк «Донинвест», принадлежавший Парамонову, получил эксклюзивное право на обслуживание всех счетов бюджетных организаций региона, а также доступ к пенсионным деньгам. Вскоре банку удалось приватизировать около 60 предприятий Ростовской области, включая и Таганрогский комбайновый завод. Именно на его базе было развернуто сборочное производство корейских автомобилей Daewoo.
История Таганрогского автозавода началась с показательного эпизода. Лизинговая компания «Донинвест», позднее преобразованная в ТагАЗ, ввезла из Польши 378 иномарок «ДЭУ Люблин-2» и оформила эти автомобили как взнос в свой уставной капитал от некоей панамской компании «Еврометал Трейдинг Инк.». За ввоз иностранных инвестиций (даже в виде авто) таможенные пошлины не брали. Однако в России эти колесные инвестиции попросту продали, оформив на них поддельные техпаспорта. Сначала уголовное дело №2787004 по факту неуплаты 5,5 млн рублей таможенных пошлин долго расследовали, а затем ростовская прокуратура неожиданно сделала вывод о непричастности к этому преступлению гендиректора лизинговой компании «Донинвест» Парамонова (хотя именно он выступал декларантом автомобилей на таможне).
Закономерно, что, начавшись таможенным мошенничеством, последующая история ТагАЗа – это череда различных махинаций и афер. Даже перепрофилирование Таганрогского комбайнового завода в конце 1990-х фактически финансировалось за счет муниципального и регионального бюджетов. Так, мэрия Ростова взяла в Сбербанке кредит в размере 160 млн рублей и тут же передала эти деньги «Донинвесту» на строительство ТагАЗа. Более сложную схему реализовали областные власти. Они выпустили облигации так называемого газового займа. Средства, полученные от размещения этих облигаций, планировалось потратить на газификацию 466 населенных пунктов Ростовской области. Большую часть облигаций приобрел Сбербанк. Однако полученные таким образом 108 млн рублей тут же были отданы «Донинвесту» на строительство автосборочного производства. В итоге получилось, что отвечать по кредитам должны были городские и региональные власти, а пользовался деньгами Парамонов.
Несмотря на тепличные условия, созданные для ТагАЗа губернатором Чубом, бизнес завода не клеился. Во многом это происходило из-за привычки Парамонова держать своих иностранных партнеров «за лохов». Предприятие чаще можно было найти в колонках скандальных либо даже откровенно криминальных новостей, чем на страницах деловой печати.
Так, в 2008 году ТагАЗ освоил выпуск автомобиля Hyundai Elantra XD. Однако всего год спустя линию по сборке «Элантры» свернули, объясняя это намерением запустить на том же конвейере производство новой «собственной» модели – «Тагаз Вега». Еще не вышедший толком автомобиль даже удалось пристроить в госпрограмму льготного кредитования. Однако в сентябре 2009 года прокуратура Сеула возбудила уголовные дела в отношении двух сотрудников корейского инжинирингового центра Tagaz Korea. Ранее оба работали в GM DAT. Переходя на новую работу, они скопировали и прихватили с собой более 6 тысяч файлов с технической документацией на двигатель и компонентную базу автомобиля Chevrolet Lacetti. Эксперты без труда определили, что «Вега» была попросту «срисована» с «Лачетти». В результате сеульский суд запретил корейским предприятиям продавать ТагАЗу комплектующие, и производство «Веги» пришлось бесславно свернуть.
«Основной партнер – корейские у вас компании?» – этот вопрос, согласно стенограмме совещания 8 декабря 2011 года, премьер-министр Владимир Путин напрямую задал владельцу ТагАЗа. «Основной – да, но существует еще несколько…», – ответил Парамонов. И соврал. Фактически с 2010 года основной партнер ТаАЗа – китайцы.
Имевший не очень приятный опыт сотрудничества с ТагАЗом, концерн Hyundai уже давно запустил собственный завод под Санкт-Петербургом. Если в 2008 году продажи тагазовских Hyundai составляли половину всех продаж концерна в России, то за 9 месяцев 2011 года из 114 тысяч легковых автомобилей Hyundai на таганрогские пришлось всего 8 тысяч 100 штук. Очевидно, что, сделав ставку на развитие собственного сборочного производства, корейцы больше не рассматривали сотрудничество с ТагАЗом как стратегическое. В ином случае это бы означало для ТагАЗа неминуемую смерть, однако Михаилу Парамонову удалось быстро найти менее щепетильных партнеров.
В 2008 году от сотрудничества с китайцами отказался калининградский «Автотор», в результате чего продажи автомобилей Chery в России упали на 47%. Существовала реальная угроза потерять перспективный российский рынок. Так на горизонте китайцев и возник ТагАЗ.
Первые шаги навстречу друг другу не обошлись без традиционных для Парамонова эксцессов. В августе 2009 года российское представительство Chery опубликовало заявление «О несанкционированных действиях по сборке и реализации автомобилей Chery Tiggo на территории РФ». Фактически они словили ТагАЗ на нарушении достигнутых договоренностей по сборке и реализации внедорожников марки Chery. Получив машинокомплекты из Китая, Парамонов решил, что может не соблюдать соглашение и самостоятельно продавать авто через собственную дилерскую сеть. Спустя некоторое время скандал сам собой затих. По всей видимости, новым партнерам удалось уладить разногласия ради грандиозных будущих перспектив.
Уже в 2010 году из 16,4 тыс. машинокомплектов, ввезенных ТагАЗом, более 10 тыс. составили машинокомплекты китайских марок Chery и BYD. В 2011 году количество машинокомплектов китайского происхождения только выросло. ТагАЗ помог китайцам обеспечить в 2011 году хорошую динамику продаж – например, рост продаж автомобилей марки BYD составил 250%.
В своей борьбе за российский рынок китайцы готовы идти на различные ухищрения. Так на прошедшем в 2010 году Московском международном автосалоне ТагАЗ продемонстирировал свою новую линейку автомобилей под маркой Vortex: Corda, B-Class, Tingo, Elana. Все четыре модели есть ничто иное как автомобили Chery – Amulet, QQ6, Tiggo и Eastar, просто под другими названиями. По всей видимости, этот камуфляж необходим, чтобы ТагАЗу было проще добиться от правительства России заключения соглашения о промышленной сборке. Этот режим позволит ввозить китайские комплектующие на льготных условиях – по ставке на уровне 0-5%. Учитывая и без того низкую стоимость машинокомплектов из Поднебесной, это даст китайскому автопрому существенную фору как по сравнению с другими иностранными концернами, имеющими сборочные производства в России, так и по сравнению с отечественными предприятиями – ВАЗ и ГАЗ.
По сути, открывая для китайских компаний такую лазейку через ТагАЗ, правительство рискует свести на нет свои же усилия по возрождению отечественного автопрома. В последние годы была реализована достаточно эффективная программа помощи АвтоВАЗу – волжский завод получил от «Ростехнологий» в виде беспроцентных займов 75 млрд рублей или без малого 3 млрд долларов. Впервые за долгие годы это позволило говорить не о выживании предприятия, а о развитии. Так, 10 марта 2010 года совет директоров АвтоВАЗа одобрил бизнес-план до 2020 года.
Будет очень обидно, если из-за допущенных просчетов в 2020 году на наших дорогах вместо новых моделей отечественного автопрома будут ездить китайские автомобили под «чисто российским» брендом Vortex».
Первый вице-президент Газпромбанка Александр Шмидт скандально прославился после того, как его водитель сбил на пешеходном переходе двухлетнего Сашу Архипенко. Родители пострадавшего мальчика заявили, что водитель вышел из машины и пытался предложить помощь, однако Александр Шмидт в приказном порядке потребовал от него покинуть место происшествия. Позже Газпромбанк и Шмидт опровергли сообщения о ДТП и подали иски о защите чести и достоинства против блогеров, СМИ и родителей мальчика. Однако после того, как Химкинский мировой суд признал водителя «мерседеса» Шмидта Олега Алексеева виновным в том, что он сбил мальчика, и лишил его прав, Газпромбанк и топ-менеджер отозвали все свои иски и выразили сожаление о случившемся. Агентство федеральных расследований FLB рассказывало об истории этого конфликта в публикации «Банк сожалеет о случившемся» и других.
|