Участники противостояния вокруг сотового оператора “МегаФон” — “Альфа-групп” и бермудский фонд IPOC — поменялись ролями. В 2003 г. “Альфа” помешала IPOC стать владельцем 25,1% акций “МегаФона”, а теперь IPOC тянет с оформлением сделки, в результате которой “Альфа” может приобрести лидера сотового рынка Киргизии — компанию BiTel.
“Альфа-групп” и IPOC International Growth Fund давно ведут борьбу за третьего по числу абонентов российского оператора сотовой связи — “МегаФон”. Осенью 2003 г. IPOC опротестовал в судах нескольких государств сделку, в результате которой блокпакет в “МегаФоне” достался “Альфе”. Джеффри Гальмонд, называющий себя владельцем IPOC, заявил, что эти акции должны были достаться ему по договорам опциона, ранее заключенным с прежним владельцем акций — компанией LV Finance.
Однако теперь и у “Альфы” есть претензии к IPOC. На днях агентство “Росбалт” сообщило, что компания “Альфа-Телеком” (управляет телекоммуникационными активами “Альфы”) приобрела контрольный пакет работающей в Казахстане фирмы Fellowes, которой принадлежит опцион на покупку 100% акций BiTel. Но воспользоваться правом покупки “Альфа” не может. Дело в том, что опцион, дающий это право, Fellowes приобрела у аффилированной с IPOC компании KMIC, которая отказывается выполнить свою часть сделки, объясняет президент LV Finance Леонид Маевский, в 1991-1996 гг. возглавлявший компанию “Промтелерадио Казахстана” и знакомый с ситуацией на рынке связи в Средней Азии.
По сведениям Маевского, Fellowes перечислила KMIC часть платежей за BiTel, но акций компании не получила. Вице-президент “Альфа-Телеком” Кирилл Бабаев подтвердил, что его компания установила контроль над Fellowes, но от других комментариев воздержался. Старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев оценивает BiTel примерно в $200 млн.
IPOC вел с акционерами BiTel переговоры о приобретении оператора через свою дочернюю компанию, признает Гальмонд. Не отрицает он и того, что впоследствии IPOC подумывал продать BiTel компании Fellowes. Правда, о покупке Fellowes “Альфой” Гальмонд ничего не слышал. “Мы удивлены этим известием и будем решать, как действовать дальше”, — говорит он.
Как рассказал “Ведомостям” юрист Клаус Апильпстром, оформляющий сделку между KMIC и киргизскими акционерами BiTel, между сторонами возник спор по поводу акций оператора. О сути спора он рассказать отказался, но подчеркнул, что, “если спор не будет улажен, IPOC может обратиться в суд”. Связаться с владельцами BiTel “Ведомостям” не удалось.
Маевский полагает, что структуры “Альфы” могут обратиться в суд, чтобы добиться от KMIC выполнения опциона.
Эксперты разошлись в оценке ситуации. Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова допускает, что у IPOC могла возникнуть заминка в переговорах с киргизскими владельцами BiTel. “Когда крупный игрок заинтересован в приобретении оператора у частных лиц, акционеры могут начать пересматривать условия и повышать цену”, — замечает Одинцова. Именно это помешало МТС в свое время купить поволжского сотового оператора СМАРТС, напоминает она. “Вряд ли [причина заминки] в отношениях между "Альфой" и IPOC”, — считает она.
А Чернышев из “УралСиба” допускает, что IPOC может сознательно тянуть с исполнением договора. “У IPOC есть шанс насолить "Альфе", кроме того, [фонд] мог решить отдать BiTel не "Альфе", а "МегаФону" (8% акций которого принадлежит IPOC. — "Ведомости")”, — рассуждает он. В “МегаФоне” о планах объединения с BiTel не слышали.
|