В прошлом номере мы начали рассказ о тех нечеловеческих страстях, которые кипят в кулуарах городского правительства. Новых лиц в ближайшем окружении петербургского губернатора - раз-два и обчелся. В связи с этим вполне резонно задать тревожный вопрос: как с людьми, которые уже довольно долго (и не очень успешно) находятся у власти (или во власти, как кому нравится), можно совершить прорыв в XXI век?
xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Не будем обманывать себя: у власти по сути осталась команда Яковлева. Именно поэтому вопросов (лично у меня) сразу несколько. Первый: если город до прихода Валентины Ивановны управлялся неэффективно, то почему на руководящих должностях осталось порядка 80% «тех» чиновников - прежних? Второй: большинство яковлевцев в итоге поменяли свои кресла (глава района стал руководителем отраслевого комитета и, наоборот, куратор одной сферы в правительстве стал заниматься другой и т.д.). Означает ли это, что все эти годы они занимались не своим делом, и только новая власть смогла найти им занятие по плечу?
Вот и еще в одной я не ошибся...
Не будем голословничать. Так, вице-губернатором по строительству как был при Яковлеве, так и остался Александр Вахмистров (привет уплотнительной застройке!). Владимир Дедюхин усидел в кресле начальника Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, а Сергей Гришин - Комитета по молодежной политике. Карающий кадровый меч пощадил также Александра Викторова (Комитет по науке), Дмитрия Голубева (Комитет по экологической безопасности) и Дмитрия Гордо (Комитет по земельным ресурсам).
Остались во главе своих ведомств Владимир Дербин и Александр Прохоренко - соответственно Комитета по труду и социальной защите населения и Комитета по внешним связям. Правда, оба лишились «параллельного» вице-губернаторского статуса.
Более виртуозные кульбиты удались Владимиру Шитареву и Ольге Ивановой: Шитарев из вице-губернатора, курировавшего вопросы культуры, науки и образования, превратился в руководителя Комитета по физической культуре и спорту, а г-жа Иванова, порулив в яковлевские времена Комитетом по культуре, в новое время возглавила Комитет по образованию. Коллегой Шитарева в его вице-губернаторском прошлом был Константин Кондаков, отвечавший как раз за физкультуру и... транспорт. Нынче он - первый зам всесильного Виктора Лобко.
Что еще? По-прежнему в строю главный юрист Смольного Анна Митянина и «опекун органов местного самоуправления» Нина Шубина (каждая - во главе соответствующего комитета). Да и, что характерно, - в десяти районах у власти остались люди, назначенные (и некоторые довольно давно!) также прежним губернатором.
Вот разве что, в Василеостровский район пришел настоящий хозяйственник, производственник. Александр Исаев - не политик, не чиновник, «работяга», человек дела. Только вот ходят слухи, не дает ему старая гвардия принимать правильные решения. И даже объявляет бойкот грамотному менеджеру, угрожает и шантажирует, поскольку гвардия эта привыкла жить по-другому и получать не за работу, а за занимаемую должность. То есть, и приходят вроде новые люди, но старые волки у кормушки сидят так, что ничем их оттуда не выкурить.
Как пусто стало на Доске почета...
До июня этого года Комитетом по градостроительству и архитектуре руководил «ветеран питерской госслужбы» Олег Харченко (на посту - с 1991 года). Потом, правда, ушел - исполнять обязанности ректора Санкт-Петербургского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Разумеется сам.
Сценарий отставки г-на Харченко выглядел так: президент Российской Академии художеств Зураб Церетели направил письмо Валентине Матвиенко с просьбой «отпустить» главного архитектора города на Неве, что она и сделала с согласия своего подчиненного. И не просто так, а наградив последнего знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом». И сопроводив все это весьма бодрящими словами, что, дескать, Олег Андреевич - «человек дела, человек долга, который в сложные времена начала 90-х годов не дал развалиться градостроительной системе города». И вот такого человека отпустили! Причем куда?! В вуз, где студенты, объединившись с преподавателями, уже через месяц вынудили и.о. ректора подать в отставку. Где теперь г-н Харченко, чем занимается?
Параллельно в питерском правительстве происходили не менее странные вещи. Сначала перестал существовать Комитет по туризму, руководить которым был поставлен совершенно новый, «проверенный» человек, - его просто расформировали. Зато создали целых два новых - Комитет по транспортно-транзитной политике и Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Что характерно, глава последнего, Андрей Михайленко, проработав полгода, в июне подал в отставку. А через пару месяцев его примеру последовал и руководитель «транспортно-транзитной» структуры Александр Кожин (хотя работал там только с апреля месяца).
Летом же ушел в отставку начальник управления городского заказа Петербурга Михаил Пензиев: бывший начальник юридического отдела Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ) проработал на этом посту меньше года. В июне отправился в Москву руководить Федеральной миграционной службой вице-губернатор Андрей Черненко. Хотя застрельщиком всех этих кадровых перестановок стоит признать Игоря Павловского - бывшего начальника пресс-службы губернатора. Полгода в должности - и он ушел, прихватив с собой руководителя пресс-центра Смольного Оксану Чернышеву.
Лето вообще оказалось урожайным на отставки: сменились главы в Василеостровском и Курортном районах. Все - «по собственному желанию» (почему оно не появлялось у этих чиновников яковлевского разлива раньше, неясно). В случае с Курортным вообще получилось очень смешно - Виктор Кузьмич Борисов сменил Александра Бориса. Символизм, однако!
Займись собой, тут есть, чем подзаняться
Нельзя не отметить провал административной реформы как таковой: питерская администрация за последние полгода ни в коей мере не реформировалась. Разве что бывшие «территориальные управления» переименовали обратно в «районные администрации». Говорят, проблема не столько в незнании того, как надо реформировать, а лишь в том, что не из кого выбирать. В итоге вроде бы и решения принимаются правильные и задачи руководитель города ставит нужные и необходимые, а на местах выполнение этих решений тормозят. Что же, остается только посочувствовать: нехватка толковых менеджеров - это проблема не только властных структур. Выбираем из того, что имеем, а кто они - яковлевские или современные - не разбираем.
Правда, в итоге не реализуются вполне очевидные проекты - например, прошлой осенью на полном серьезе планировалось создание Комитета по взаимодействию с общественными организациями (возглавить его, по слухам, должен был известный политолог Владимир Васильев). Однако в результате эту важнейшую отрасль отдали в ведение... Комитета по молодежной политике.
Что происходит? Почему с такой калейдоскопической быстротой меняются люди в руководящих креслах? Почему один за другим образуются какие-то явно надуманные структуры (вслед за «транспортно-транзитным» и «стратегически-проектным» на свет божий явился еще и Комитет финансового контроля)? Порой складывается ощущение, что все это делается лишь для того, чтобы пристроить нужных людей...
|