Только что на очередном заседании правительства официально объявили об освобождении Владимира Бланка от занимаемой должности председателя комитета по экономике, торговле и промышленной политике. На его место пришел глава Калининского района Алексей Сергеев. Чуть ранее в интервью Бланк рассказал, что в Министерстве регионального развития уже находится представление на него - на должность заместителя руководителя агентства по строительству и ЖКХ, именуемое Росстроем. Эту информацию нам подтвердили и в самом ведомстве Владимира Яковлева. Ранее, правда, Бланк хотел занять кресло заместителя Минэкономразвития, но Герман Греф на это не пошел.
После того, как Владимир Яковлев возглавил министерство, он, как и полагается любому руководителю, сформировал свою команду. Разумеется, состояла она из питерцев. Тем, которым легче было работать в Москве, нежели при новом губернаторе. Так, например, к Яковлеву перешел замом Владимир Дедюхин – бывший руководитель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (ныне это место занимает Олег Виролайнен).
Именно таким путем питерцы интегрируются в федеральные ведомства, вызывая такую личную неприязнь, что некоторые московские чиновники «кушать не могут». Но между Минрегионразвития и правительством города постоянно происходят трения, и особенной дружбы мы не наблюдаем. Последний всплеск эмоций был связан с крайне резкими высказываниями губернатора Матвиенко в адрес вотчины Яковлева в связи с реализацией национального проекта «Жилье».
Председателем Росстроя Сергей Круглик назначен менее года назад, после повышения Владимира Аверченко до уровня замминистра. Между ним и Яковлевым отношения тоже напряженные. А надо отметить, что Роcстрой – исключительный орган, выполняющий основной блок работ Минрегионразвития. То есть та ключевая высота, заняв которую, можно господствовать над существом проблем.
Путин, как вы помните, обязал Владимира Когана заниматься дамбой. При этом уровень региональной дирекции по строительству КЗС объективно не соответствовал статусу олигарха (если не рассматривать, конечно, региональную дирекцию как трамплин). Отсюда – практически мгновенно лично под него была создана еще одна должность - четвертого заместителя руководителя Росстроя. Под Бланка же пятую создадут навряд ли. И вряд ли поставят его на место заместителя Яковлева после того, как менее месяца назад Аверченко освободил кресло.
Логичнее другое: Круглик уходит на освободившееся место Аверченко в замы к Яковлеву. Коган назначается главой Росстроя. Бланк же оказывается на месте Владимира Когана. Таким образом, Владимир Коган выстроит свою мощную вертикаль: Коган – Бланк – Борисов (действующий руководитель дирекции КЗС).
И примыкает к ней официально не видимый, но чрезвычайно активный Юрий Свердлов – родственник Когана, лоббирующий серьезные вопросы. Пример: недавно состоявшийся тендер на строительство сооружений КЗС, который, несмотря ни на что, выиграло все-таки ОАО «Метрострой» (см. здесь и здесь). Хорошо это или плохо? Смотря для кого.
Для Яковлева новая конструкция не очень комфортна, так как отношения с Кругликом у него не сложились. А работать придется бок о бок еще теснее. Для губернатора Валентины Матвиенко ситуация может выглядеть настороженно, так как по старой доброй традиции в Москве в министерстве, от которого зависит, увы, не мало, вновь начинает концентрироваться «весьма способная» группа чиновников с непростой историей ухода из правительства Санкт-Петербурга. Для строительства КЗС это внешне здорово, так как любым серьезным проектом должен руководить коллектив единомышленников, если... Если, конечно, цели у этих единомышленников направлены на реализацию поручения президента – собственно строительство КЗС.
Пока же появление Когана во главе затянувшегося на десятилетия федерального проекта по строительству дамбы особых сдвигов не принесло. Скорее, наоборот, вместо прямых работ началась подковерная борьба за тендеры. И Владимир Коган этот раунд выиграл при помощи советника - Юрия Свердлова, который добился победы ОАО «Метрострой» - с его слов государственной компании (хотя ОАО «Метрострой» имеет только 20% акций государства и, уже по слухам, минимум 7% долей «семьи Когана»).
Однако победа в тендере – это только начало пути. И победа может стать пирровой как для победителя, так и для города. Так, например, при развороте работ необходимо выводить на объект до 2000 человек ежедневно, а у «Метростроя» таких мощностей нет. Именно это вызывает озабоченность губернатора Валентины Матвиенко: а кто будет строить? А если принять во внимание слухи о том, что «Метрострой» займется строительством также навязшего на зубах Орловского тоннеля, то повторится обычная для дамбы история последних лет (с чем категорически была не согласна губернатор Санкт-Петербурга) - тендер выигрывает одна «нужная» фирма, а реально строит абсолютно иная. Вот и в данном случае, по слухам, субподрядчиком «Метростроя» станет «Трансстрой», который тоже для видимости в тендере участвовал. Но, будучи не в фаворе у советника Свердлова, должен был довольствоваться местом теневого субподрядчика. А для такого монстра, как «Трансстрой», который на порядок мощнее «Метростроя», - это со всех точек зрения некорректно.
Таким образом, реальное развитие ситуации может сильно отличаться от естественного. Внедрение питерских в руководящие органы России логично могло бы привести к укреплению позиций города. Однако, принимая во внимание расстановку «сил и средств» по КЗС, например, в очередной раз может повториться известная история из басни Крылова «Лебедь, рак и щука». При власти действующего губернатора это уже второе окончательное начало завершения строительства. Ведь в 2003 году губернатор разрезал ленточку по случаю победы на тендере «Балтийской строительной компании». А в ноябре 2005 года начался всем запомнившийся отсчет нового витка завершения строительства.
До сих пор же работы реально развернуты на участке корпорации «Трансстрой», начатые еще при предыдущем руководстве дирекции. Более того, сегодня анонсированная победа на самом значимом объекте КЗС – С-1 (цена вопроса более 200 млн долларов) всего лишь вторая попытка, так как однажды (в 2005 году) этот тендер уже выигрывала французская компания «Винчи», снятая с пробега по личной инициативе Когана. Год прошел, а воз и ныне там. Правда, люди другие и «карманы» соответственно.
К сожалению, дружба питерских, как нам кажется, не победит, так как побеждает сильнейший. Вот только что и когда получат петербуржцы при подобном противостоянии? Олимпийский лозунг – главное участие в данном контексте ущербен для дела. Как минимум.
|