Умершего до суда питерского вице-губернатора Валерия Малышева оправдали подчистую
Без особой огласки и полным провалом обвинения завершилось на прошлой неделе в Питере знаменитое «Малышевское дело». Судили того самого вице-губернатора Валерия Малышева, который якобы любил брать взятки. Правда, осенью 2003 года вживую перед Фемидой предстала лишь предполагаемая взяткодательница, глава «Экси-Банка» Прасковья Копанева. Малышева же от скамьи подсудимых избавила скоропостижная кончина.
Скажем сразу: Петроградский федеральный суд банкиршу за отсутствием состава преступления оправдал. То есть решено, что взяток вице-губернатору она не давала, а следовательно, и он их не брал. Впрочем, на Малышеве висит еще статья о злоупотреблении служебным положением, но с почившего какой спрос? Он уже предстал пред высшим судией...
Дело Валерия Малышева в свое время подняли на щит противники предыдущего губернатора северной столицы, ныне вице-премьера России Владимира Яковлева. Это был показательный пример «коррупции в высших эшелонах городской власти». На смольнинского долгожителя Валерия Малышева - а начинал он свою карьеру в администрации Анатолия Собчака - правоохранительные органы начали охоту еще 4 года назад. Как раз тогда появилось так называемое «дело ВМЦ». Через фирму ВМЦ (так же, как и через ряд других фирм) шло финансирование учредительного съезда движения «Отечество - Вся Россия». Напомним, тогдашний петербургский градоначальник Яковлев был в ОВР третьим лицом после Евгения Примакова и Юрия Лужкова. А за организацию съезда в Петербурге отвечал его зам Валерий Малышев.
Формально «дело ВМЦ», было возбуждено осенью 1999-го Следственным комитетом МВД по статье «использование заведомо подложного документа». Оказывается, на момент регистрации фирмы оба ее учредителя сидели в «Крестах» по обвинению в мелких преступлениях. Однако истинные претензии к ВМЦ были куда серьезнее. Так, депутат петербургского Законодательного собрания Александр Щелканов с цифрами в руках утверждал, что деньги на овээровский форум шли не из партийной кассы, а из городской казны.
Малышеву пришлось срочно покинуть город. Владимир Яковлев прикрыл своего вице- депутатской неприкосновенностью, уступив ему кресло в Госдуме, куда питерский губернатор попал по партийному списку ОВР. На берега Невы экс-парламентарий Малышев вернулся только в мае 2001 года, после того как «дело ВМЦ» было прекращено «за истечением срока давности». И вновь сел в вице-губернаторское кресло.
Теперь уже помощником Яковлева занялся отдел Генпрокуратуры по СЗФО. Поводом на этот раз стала финансовая деятельность двух интересных фондов - «По проведению в Петербурге Олимпиады 2004 года» и «По проведению в Петербурге чемпионата мира по хоккею в 2000 году». Президентом обеих структур числился не кто иной, как Малышев...
Особую радость испытали прокуроры, обнаружив, что одним из обслуживающих и кредитующих «малышевские» фонды банков являлся «Экси-Банк». Генеральным директором этой структуры случайно оказалась Прасковья Копанева - очень близкая знакомая вице-губернатора. Настолько близкая, что Малышев и его семья брали в дружественном банке личные кредиты; бизнес-леди по-приятельски оплачивала чиновнику сотовую связь, взяла к себе на работу его дочь Екатерину, а затем компенсировала ей стоимость учебы в частном американском университете в Питсбурге, да еще и набор финской мебели для дачи подарила...
Возбудили уголовное дело. Обвиняемого временно отстранили от работы. По версии обвинения, взятки от Копаневой Малышеву в период с 1995 по 2001 год в общей сложности составили 2 миллиона 94 тысячи 53 рубля 70 копеек.
Два года назад следствие завершилось, и дело направили в Петербургский городской суд. Но поставить триумфальную точку не успели. В ночь на 7 мая 2002 года Валерий Малышев скончался от инсульта в Центральном рентгенорадиологическом НИИ в поселке Песочный Курортного района Петербурга. В эту клинику ВИП-пациент был переведен десятью днями раньше из Военно-медицинской академии с диагнозами «цирроз печени и гепатит В». Спустя месяц дело в отношении Малышева прекратили «за смертью обвиняемого», а ту часть, что касалась Копаневой, ввиду «мелкости», передали в районный суд.
Руководитель банка и на следствии, и в суде отрицала какую-либо связь между успехами ее предприятия и хорошими отношениями с семьей вице-губернатора. Как ни странно, но материалы предварительного следствия и показания свидетелей ее слова подтверждали. Хотя бы потому, что в компетенцию Валерия Малышева однозначно не входило решение конкретных финансовых вопросов. Это были полномочия председателя Комитета финансов администрации Петербурга, сперва - Алексея Кудрина (ныне министр финансов России), затем - Игоря Артемьева (ныне депутат Госдумы). Помимо «Экси-Банка», «хоккейный» и «олимпийский» фонды под руководством Малышева брали подобные же кредиты и открывали счета в Сбербанке, «Тверьуниверсалбанке», банке «Санкт-Петербург». К тому же кредиты в «Экси-Банке» были получены в самое тяжелое для города время. Тогда Петербург (выступавший гарантом возврата кредитов), по признанию Игоря Артемьева, стоял на грани банкротства. То есть гарантии представителя исполнительной власти мало чего стоили...
В результате суд счел, что бескорыстные личные отношения между семьей Малышева и Прасковьей Копаневой - достаточный мотив для того, чтобы глава коммерческого банка выдавала друзьям кредиты. Тем более что уже во время опалы чиновника Копанева всячески его поддерживала, доставала дорогие редкие лекарства, приглашала лучших врачей, а потом серьезно помогла его семье с похоронами.
Так что дружба все-таки победила коррупцию. Посмертно.
|