Вот уж целый год минул с тех пор, как Петербург отметил свое 300-летие... До сих пор кажется, что еще буквально на днях Петербург бесшабашно похвалялся своими красотами, чертил на своем небе невидимые глазу лазерные шоу и разбирался со столпотворением нагрянувших высокопоставленных персон. Однако с тех пор прошел уже целый год, и свой очередной день рождения северная столица проводит буднично: восстанавливает свое разрушенное историей хозяйство и не собирается выпендриваться на весь свет. К тому обязывает и изменившаяся политическая ситуация в городе.
Губернатор ушел
Первым потрясением прошедшего года для обывателей стал «добровольный» уход с поста губернатора города Владимира Яковлева. Предложение, от которого он не смог отказаться, поступило лично от президента России. Жилищно-коммунальная разруха всей страны требовала, по идее Путина, немедленного вмешательства именно такого хозяйственника, как Яковлев. И наш дважды избранный губернатор решился оставить Петербург ради всея Руси аж за год до истечения срока своих полномочий и ринулся спасать жилкомхоз страны. Конечно, нашлись злые языки, которые утверждали, что, откажись Владимир Анатольевич от столь почетной должности, и его в скором времени ждала бы незавидная участь оказаться непристроенным вообще ни в какой чиновничьей среде. Тем более что городские депутаты отказались сажать его на губернаторский стул в третий раз, да еще и вокруг его заместителей какие-то криминальные интриги закрутились. Но почти поголовно любимый петербуржцами пенсионного возраста Владимир Яковлев не сгинул и после своего славного губернаторства плавно перетек в главного российского коммунальщика, а ныне служит Родине в качестве «южного» полпреда.
Для людей, сведущих в хитросплетениях большой политики, отставка губернатора Петербурга не стала сенсацией. Сразу же после того, как на посту полномочного представителя в СЗФО Виктора Черкесова сменила Валентина Матвиенко, в городе пошел слух, что Валентина Ивановна прибыла как раз на место Яковлева. Все действия нового полпреда лишь укрепляли эти подозрения: прошлогодний юбилей прошел под несомненной доминантой Валентины Матвиенко, а тогда еще действовавший губернатор Яковлев откровенно оставался не у дел. Ну а после рывка Владимира Анатольевича в вице-премьеры правительства России сомнений не осталось ни у кого: Валентина Матвиенко - наш будущий губернатор.
Губернатор появился
В принципе, смена городской власти прошла достаточно спокойно. Претендентов, способных что-либо противопоставить Валентине Ивановне в знании городских проблем, не нашлось. Даже первый тур, в котором Матвиенко недобрала буквально один процент голосовавших, не смог ничего изменить. Во втором туре единственная достойная конкурентка Анна Маркова была повержена, и город стал первым российским регионом, в котором стала править женщина.
Валентина Матвиенко не стала производить массовых «зачисток» доставшегося ей руководящего состава города. Конечно, председатели практически всех ключевых комитетов поменялись, но в большинстве своем чиновники Смольного остались прежними. Правда, появилась новая структура городского правительства. При новом губернаторе правительство стало так называемым юридическим лицом, и теперь именно оно, а не взятый отдельно губернатор, отвечает за то, что происходит в городе. Хорошо это или плохо, пока еще не совсем ясно. Но тем не менее то, что решения принимаются внешне коллегиально, уже является серьезным прорывом в управленческой системе Петербурга.
Выбирали депутатов
Следующим немаловажным событием в политической жизни 300-летнего Петербурга, наверное, стоит считать выборы своих представителей в Госдуму. Наш город не посрамил своей репутации самого демократичного города России. Если бы питерские результаты распространялись на всю нашу необъятную страну, то нынешняя Госдума не была бы такой унылой и предсказуемой. Как водится, «партия власти» - «Единая Россия», гордо взвалившая на свои плечи поддержку президента Путина, и у нас галопом перепрыгала все остальные политические движения. Тем не менее практически все партии - и левые, и правые - в Петербурге перешагнули через 5-процентный рубеж. И хотя на общих результатах по стране это никак не сказалось, некая гордость за питерскую политическую толерантность осталась.
Помимо партийных списков Петербург назвал своих думских избранников и в одномандатных округах. Там тоже никаких особых сенсаций не произошло. Борьба между кандидатом «против всех» и реальными людьми закончилась в пользу последних. В декабре прошлого года лишь один округ из восьми остался без своего представителя в Госдуме, да и то лишь на полгода - нынешней весной этот пробел был заполнен. «Классовый» состав одномандатников также вполне характерен для Петербурга: здесь дружно ужились и никому не известные представители «медведей», и когда-то популярные политические столпы Геннадий Селезнев и Оксана Дмитриева.
Помогли президенту
Главным политическим событием неюбилейного года стал, конечно, процесс избрания президента России. Мало у кого были сомнения, что им станет кто-то иной, а не Владимир Путин. И наш город тоже не подвел. Как гордо отрапортовали государственные СМИ, именно в Петербурге был зафиксирован самый высокий процент поддержки Путина среди регионов европейской части России.
Тем самым Питер еще раз подтвердил стойкую репутацию города, который «своих» не забывает, где бы они ни оказались.
Местечковые выборы
Одновременно с выборами главы государства город выбирал и местное самоуправление. Кое-где это даже удалось, но в большинстве округов петербуржцы неизвестную местную власть отвергли. Не заметили мы особой пользы от муниципалов и потому отказали им в доверии.
А в общем-то, действительно, кому они нужны? Унитазы починить не могут, крышу латать не умеют, мусор вовремя не вывозят. Разве что детских площадок понастроили в каждом дворе, так и то неизвестно, сколько при этом денег прикарманили. Не увидел город смысла в такой власти, и даже не важно, что она совсем не унитазами и крышами должна заниматься. Даже долгая разъяснительная работа ни к чему не привела. Ну нет у нас навыка местного самоуправления - проще тому же губернатору или президенту напрямую пожаловаться на какие-то недочеты собственного бытия, чем к неведомым муниципалам идти. Хотя «местные», судя по всему, не обиделись и череду своих выборов-перевыборов продолжают и постепенно восстанавливаются.
Растет хозяйство
Одним из самых важных достижений прошедшего год назад юбилея назывался несомненный будущий приток капиталовложений в экономику Петербурга. Мол, высокопоставленные иностранцы разглядят красоты нашего города и, вернувшись на родину, всенепременно захотят в нас деньги вкладывать. По каким-то неведомым причинам за истекший год этого не случилось. Никаких особо крупных вливаний в научный или производственный потенциал Петербурга из-за рубежа не поступило. То ли иностранцев не тех приглашали, то ли они посчитали, что у нас все и так хорошо и живем мы и без них прекрасно.
Похоже, что безосновательность ожидания массовых иноземных инвестиций осознало и новое городское правительство. Потому сделало ставку на улучшение нашей жизни с помощью нас самих. При этом даже лозунг выдвинуло - удвоить доходную часть городского бюджета за четыре года. Ну, типа, вся страна ВВП удваивает, а мы чем хуже? В общем, за первый неюбилейный год петербуржцев ошарашили аж несколькими кардинальными идеями по улучшению нашего благосостояния.
Рост тарифов на услуги ЖКХ новинкой трудно назвать, но на этот раз городское правительство пообещало обязательное улучшение качества этих самых услуг. Причем в обозримом будущем - года за два-три. А что остается делать, кроме как верить? Цены все равно поднимут, доходы бюджета, естественно, вырастут, и, значит, возможно, что и пресловутое качество недоступных услуг в идеале может улучшиться.
Также правительство заявило, что отныне горзаказ станет прозрачным и тендерным. Между прочим, он таким и раньше объявлялся, но практически никогда не претворялся. Ныне же, мол, кто больше всяких благостей при минимальной цене предложит, тот и будет на городском рынке работать. Тут, правда, опять нестыковки слов с делами присутствуют: Комитет по здравоохранению снова успел лекарства по сомнительным ценам закупить.
Все новации нашей жизни происходят буднично и практически незаметно для рядовых горожан. Никаких фейерверков, фанфар и празднеств. В четвертом столетии своей жизни Петербургу этого не требуется. Вся мишура осталась в году прошлом.
|