Политика 13.05.23 10:15

Секретная сделка 1974 года

Полувековое искушение нефтедолларом: американские казначейские обязательства и саудовская нефть. Как секретная сделка США с Саудовской Аравией до сих пор поддерживает доллар в качестве мировой валюты. Тайный "вечный" двигатель экономики США

Секретная сделка 1974 года

Сейчас в геополитике происходит весьма интересный процесс: самая мощная супердержава мира утрачивает хватку, силу, решимость и потому региональные лидеры вроде Саудовской Аравии прямо на глазах теряют страх перед США, начинают открыто дерзить вчерашнему гегемону: не отвечают на телефонные звонки, протягивают кулак вместо ладони для рукопожатия, дерзят на публике и прямо на камеры, а на просьбу пояснить причину такого поведения нагло говорят - «Просто мне всё равно!» Или с угрозой напоминают тем, кто угрожает их отчизне, что Саудовская Аравия основана на мученичестве и джихаде, как это недавно сделал на 3 языках принц Сауд Аль-Шаалан. Наглецов за это не ругают лидеры США и не карают американские спецслужбы. Просто потому, что они заняты внутренними проблемами США.

Примерно после 2010 года у саудитов появилась и другая сфера «непокорности» интересам США — торговля нефтью и манипуляция ценой «чёрного золота». Ещё в 2015 году организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) предлагала России войти в её состав, однако России решила остаться наблюдателем в этой ассоциации.

Однако, с 2016 года действует формат ОПЕК+, когда в обсуждении о сокращении добычи нефти участвуют все страны ОПЕК, а также Россия, Казахстан и Азербайджан. Этот мягкий формат управления ценой нефти удобен для России, удобен он и для Королевства Саудовская Аравия (КСА). Как только он станет неудобен для королевства, то либо Россия мигом вылетит из ОПЕК+, либо самого ОПЕК+ больше не будет, останется только жёсткий ОПЕК под руководством саудитов. Элиты всего мира и элита России это прекрасно понимают и ведут себя соответствующим образом.

Иногда, читая новости на русском, складывается впечатление, что Королевство Саудовская Аравия уже перешла в стан врагов США. В конце 2022 года появились новости, что КСА хочет вступить в БРИКС. Правда источниками этих новостей являются не власти КСА, а мнения функционеров из стран членов БРИКС. Власти КСА хранят многозначительное молчание.

Китай предпринимает огромные усилия в налаживании тёплых, доверительных связей с королевством, наращивает объёмы торговли и совместных проектов, включая военные и даже ракетные, тоже старается перетянуть саудитов на свою сторону. Открыто выражает желание покупать саудовскую нефть не за доллары, а за юани. Это и понятно: за 2021 год Китай потратил на саудовскую нефть почти 44 млрд долларов. Эти траты укрепляет роль доллара в мировой торговле и финансах, а Китай взял курс на медленное вытеснение доллара из международных расчётов своим юанем. Но пока, как сообщает Wall Street Journal, КНР и Саудовская Аравия только достигли определенных договоренностей. До момента непосредственно валютного перехода ещё довольно далеко, он будет не прост.

Возникает логичный и интересный вопрос: а что же удерживает такое самоуверенное и богатое, в последнее время своевольное королевство от перехода к торговле своей нефтью за юани? Почему до сих пор Саудовская Аравия (и зависимые от неё страны Персидского Залива) торгуют нефтью исключительно в американских долларах?

Причина такого поведения КСА скрыта в глубинах тайной дипломатии 1970-ых годов, в одной тайной сделке двух стран. Самое странное в том, что тайная причина неожиданно всплыла сама по себе в биржевых СМИ. Сенсация о тайной стратегической сделке США-КСА 1974 года была опубликована на широко известном сайте биржевых новостей Bloomberg в конце мая 2016 года: Статья эта не вызвала никакой реакции в мировых СМИ. Её просто не заметили.

СУПЕРЗАДАЧИ СЕКРЕТНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ КАЗНАЧЕЙСТВА США

Статья начинается с описания реально тяжёлой ситуации в финансах и экономике США и в сфере торговли нефтью в 1973-74 гг. Вступление статьи даёт читателям почувствовать важность задач секретной делегации Казначейства США: новый секретарь Казначейства Уильям Саймон/William Simon и его зам Гэрри Парски/Gerry Parsky секретно вылетели в портовый город Джидда в Саудовской Аравии в июле 1973 года, под прикрытием официального двухнедельного тура в Европу и на Ближний Восток.

Как утверждал в интервью автору статьи ещё живой в 2016 году Парски (Саймон умер в 2000 году) сам президент США Никсон лично поставил перед ними тогда ту секретную сверхзадачу: нейтрализовать экономическое оружие арабских стран — нефтяное эмбарго арабских стран и одновременно найти способ уговорить королевство ваххабитов финансировать растущий дефицит бюджета США своим нефтяным богатством, превращая его в нефтяные доллары и покупая казначейские обязательства США. Президент тогда прямо сказал: не выполнив эту сверхзадачу им в США лучше не возвращаться…

Этим двум американцам было ясно, что обе проблемы надо решать как можно быстрее: и ощущаемую всеми гражданами США удавку нефтяного эмбарго и невидимый для простого обывателя дефицит бюджета США вместе с тающим золотым запасом.

Новый секретарь Казначейства США Уильям Саймон был нестандартным бюрократом: уроженец Нью-Джерси, опытный биржевой воротила, который работал начальником казначейства в известном банке Salomon Brothers, когда его заметил президент Никсон и протолкнул на пост главы Казначейства США. Амбициозный и прямолинейный Саймон быстро понял суть проблем США с дефицитом бюджета, шатким долларом, упавшим на 20% после отказа от золотого стандарта доллара США, принятого тем же Никсоном 15 августа 1971 года. Принятого из-за постоянных требований Франции и Германии о продаже им золота в обмен на долларовые бумажки, что уже вытянуло из золотого запаса США более трёх тысяч тонн слитков золота. Очевидно, что эти проблемы, усиленные нефтяной блокадой арабов и ростом цен на «чёрное золото», могли сломать экономику США.

Саймон решил, что знает как продать саудитам идею о том, что их нефтедоллары будут в полной безопасности в США и будут приносить саудовским принцам стабильную прибыль плюс давать им защиту США. Идея была такова: США покупает нефть у королевства и защищает Саудовскую Аравию, продаёт саудитам почти любое вооружение, а взамен саудиты направляют миллиарды долларов, полученные за нефть, в Казначейство в обмен на государственные облигации США (T-bonds), финансируя этим расходы США и стабильно получая за это свои проценты.


Автор статьи в Bloomberg Андреа Вонг/Andrea Wong забывает упомянуть, что было и ещё одно очень важное условие: Саудовская Аравия и её соседи обязуются продавать свою нефть только за доллары США и никогда не брать в оплату за нефть другие валюты! Таким образом рост продаж нефти (вместе с ростом мировой экономики) и рост цены нефти автоматически означает растущую нужду в долларовой массе во всем мире. ФРС США может печатать всё больше и больше долларов не сильно разгоняя инфляцию внутри США — ибо доллары постоянно поглощаются странами мира, которым всегда нужно покупать кровь экономики: нефть. Так доллар становится нефтедолларом или «петродолларом» (англ.: petrodollar).

На утряску этих секретных договорённостей двумя сторонами и переноса их в письменную форму ушло около месяца. Затем оставалось ещё одно малое, но критично важное требование короля Фейсала/Faisal: договор о покупке королевством облигаций Казначейства США должен остаться «строго секретным».

Шифровка об этом, пришедшая по каналам Госдепартамента США, была найдена специалистами Bloomberg в базе данных Национальных Архивов США. Вполне логичное с точки зрения короля и саудитов требование — они не хотели, чтобы весь арабский мир знал, что они хранят свои деньги в США, финансируют США. Те самые США, которые на эти же деньги помогают, финансируют и защищают злейшего врага арабов и мусульман: Израиль.

Но вот у американцев это условие не вызвало никакого энтузиазма. Требовалось как-то запустить саудитов на биржу Казначейства США через «заднюю дверь», дать им возможность покупать облигации тайком, нарушить официальные правила проведения аукционов по государственным облигациям. Приходилось выпускать дополнительные облигации по типу «дополнения» (расширенного тиража) и тайно продавать их саудитам. А потом как-то скрывать все следы этих продаж «лишних» облигаций из отчётности Казначейства, стирать следы выпуска этих «лишних» облигаций даже следы выплат по ним!

На аукцион по облигациям могут подаваться два типа заявок от покупателей — конкурентные и неконкурентные заявки.

В конкурентной заявке (competitive bid) инвестор указывает количество облигаций, которые он готов купить, и приемлемую цену приобретения (желаемый годовой процент по купонам, не сильно отличный от годового процента, предложенного в официальном объявлении аукциона).

В неконкурентной заявке (noncompetitive bid) инвестором указывается не количество облигаций, а только сумма денежных средств, которую инвестор готов заплатить за облигации, заведомо соглашаясь купить бумаги по цене отсечения, вычисленной в результате подачи конкурентных заявок (с тем процентом, который будет установлен на аукционе).

Интересная особенность: все заявки ФРС и Foreign Official Inst  - официальной иностранной организации (это центробанки других стран) обычно бывают неконкурентными и поэтому удовлетворяются отдельно, сверх выставляемой на аукцион суммы номиналов облигаций (которая распределяется по конкурентным заявкам). Но об этих заявках обязательно сообщается в результатах аукциона.

В мире этот способ проведения аукциона называется «американским». Он не предусматривает никаких тайных покупателей или «дополнительных тиражей» облигаций. Но специально для саудитов Казначейство США сделало «дырку в правилах». Саудиты не подавали вообще никаких официальных заявок на аукционах. И они никак не попадали в официальные результаты аукциона. Саудиты покупали облигации то ли по «своей» льготной цене, то ли по цене отсечения с аукциона — никаких данных об этом до сих пор нет. Все их покупки велись секретно, в полном отрыве от процесса аукциона. Их покупки были засекречены не только в немедленно публикуемых официальных результатах аукциона, но и в общей статистике. Засекречены совсем!

Как вспоминает атташе по экономике американского посольства в КСА в 1976-78 гг. Гордон С. Браун/Gordon S. Brown: «Когда я появился в посольстве, мне сказали, что это всё дело Казначейства. И всё это обрабатывалось весьма скрытно».

К 1977 году саудиты скупили около 20% казначейских обязательств США, но вот только в статистике госдолга США это прямо не отражалось — статистика была «подправлена». На протяжении 41 года, с 1975 по 2016 год, Саудовская Аравия и ещё 14 стран (страны Персидского Залива и Нигерия) были объединены Казначейством в странную группу «экспортёры нефти» и по этой группе указывалась общая доля владения казначейскими облигациями США. И насколько эта общая для ОПЕК доля американского госдолга соответствовала реальности до сих пор не ясно...

В итоге американцы сделали всё для тайны саудовских покупок облигаций США и секретная сделка заработала…

Почти через год, в июне 1974 года, президент Никсон лично смог подтвердить все секретные договорённости США с КСА в ходе личной встречи с королём Фейсалом в Саудовской Аравии. За неделю до этого, 8 июня 1974 года в Вашингтоне главой Госдепа США Генри Киссинджером и заместителем премьер-министра КСА принцем Фадхом ибн Абдель Азизом (брат короля) была подписана официальная 6-страничная часть военно-экономического договора США и КСА. 


Президент США Никсон пожимает руки с королём КСА Фейсалом в июне 1974 на официальной встрече в Джидде, КСА

А уже через 8 месяцев король Фейсал стал американцам ненужным и покинул этот мир весьма трагичным способом! Перефразируя известную пословицу про мавра: король сделал своё дело, король может уходить. В мир иной и навсегда…

В марте 1975 года король Фейсал был застрелен на виду у десятка людей и телекамер национального телевидения своим племянником, тёзкой по имени Фейсал ибн Мусаид, проучившемся в США более 5 лет и ставшим почти американцем, причём сильно деградировавшим американцем левых взглядов, имевшим проблемы с наркотиками и законом. 

СТРАТЕГИЯ ИСКАЖЕНИЯ СТАТИСТИКИ

Казначейство США скрытно продавало саудитам свои облигации вне аукциона и подделывало статистику по тиражам облигаций. Подделки в отчётности Казначейства по «лишним» облигациям зашли так далеко, что в октябре 1976 года, согласно внутренней записке Казначейства, было скрытно выброшено на биржу и продано куда больше, чем официально запланированная сумма облигаций в 800 миллионов долларов. Два неназванных центральных банка использовали механизм «дополнения» чтобы купить дополнительно себе ещё по 400 миллионов долларов «лишних» невидимых облигаций. В результате один центробанк получил свои облигации на день позже, другим месяцем, чтобы хоть как-то скрыть превышение внутреннего лимита США по увеличению госдолга.

Чтобы сохранить тайну саудовских закупок Казначейство воспользовалось Актом о Международных Инвестициях и Торговле (International Investment and Trade in Services Survey Act) от 1976 года, который прикрывал частных лиц от раскрытия информации. Проблема в том, что в эту категорию никак не попадали казначейства и центробанки.

Эта стратегия искажения статистики продолжилась даже когда Правительственная Счётная Палата США (Government Accountability Office, GAO) в 1979 году открыла расследование и не нашла «никакого статистического или юридического основания» для сокрытия данных о таких покупателях облигаций. Увы, даже GAO не имело полномочий заставить Казначейство раскрыть эту статистику, но GAO пришло к выводу, что США «дали Саудовской Аравии специальные обязательства финансовой конфиденциальности» и возможно другим странам ОПЕК. Конгрессмены, работавшие в комитетах по финансам более 10 лет, признают, что все их попытки надавить через GAO на казначейство ни к чему не привели, ибо «было очевидно, что люди из Казначейства не хотят сотрудничать вообще».

Автор секретной сделки с королевством, Уильям Саймон, после службы в Казначействе вернулся работать на Нью-Йоркскую биржу. Он был вынужден давать показания по скрытым сделкам Казначейства в Конгрессе. Перед конгрессменами он признался, что «такого рода отчётность по региону была единственным способом на который Саудовская Аравия могла бы согласиться» и инвестировать свои нефтедоллары в казначейские облигации через систему скрытых «дополнений».

Его коллега Гэрри Парски в интервью Bloomberg говорит, что удивлён тем, как долго Казначейство соблюдало секретность о соглашении с Саудовской Аравией. Он якобы считает, что секретность надо было убрать много лет назад. Но он не испытывает никаких сожалений или сомнений по поводу той тайной сделки: «Это было позитивно для Америки» — так ему это видится даже сейчас.

Такая точка зрения логична для творца тайной сделки. Но и для других людей, посвящённых в ту тайну в 1970-ые годы, потенциальный вред этой тайной сделки США-КСА был незаметен. Это сейчас, из опыта терактов 2001 года, огромного госдолга США, страшного раскола в обществе, огромной коррупции в верхах и бегства реального промышленного производства из США можно сказать, что корни этого там, в той секретной сделке 1974 года. А тогда это было совсем не очевидно…

В 1950-ые и 1960-ые годы ещё очень отсталая, Саудовская Аравия смогла обыграть в геополитические шашки Великобританию и даже США, продавая найденную ими же нефть. Тем не менее, саудиты тихо ненавидели глубоко противных им «неверных» американцев и европейцев, принёсших им нефтяные технологии и богатство, но поддерживающих ненавистный Израиль. В ходе энергетического кризиса 1973 нефтяное эмбарго Саудовской Аравии и вассальных стран Персидского Залива показало американцам и европейцам, что арабы имеют своё уникальное оружие, которым они и выбили себе пропуск в число влиятельных членов «цивилизованного мира». Впоследствии эта невиданная ранее дерзость была щедро компенсирована странами ОПЕК и Саудовской Аравией, которая в угоду американцам уронила цены на нефть, резко увеличив добычу нефти в 1985 году, больно ударив СССР по его валютному карману, удушая главного конкурента США перед его падением в 1990-ые. С этой точки зрения сделка США с нефтью и с ваххабитами удалась. Но не саудиты эту сделку предложили и не с их стороны был в тот момент полюс силы. Особенно силы финансовой.

NOT AVAILABLE — НЕДОСТУПНО

Американский рынок казначейских облигаций США является самым крупным в мире — средний ежедневный оборот торгов казначейскими облигациями США превышает 600 млрд. долларов. По данным Cbonds на 26 октября 2020, общий объём рынка казначейских облигаций США почти достигал $20.5 трлн. Для сравнения: объём российского рынка гособлигаций тогда составлял около $208 млрд.

По факту американский рынок гособлигаций в 100 раз больше российского! Размер рынка гособлигаций США указывает на то, что в этой сфере Казначейство США практически равно по важности Федеральной Резервной Системе (ФРС) США. ФРС печатает доллары, а Казначейство забирает у инвесторов доллары в бюджет страны в обмен на напечатанные гособлигации и платит проценты по ним.

Архивные данные по объёмам и странам владельцам казначейских облигаций США хранятся тут: - до 1989 года никаких чисел в строке нужной страны «Saudi Arabia» нет, там стоят буквы n.a. (not available — недоступно).

Последние данные по этой стране в таблице датируются 1994 годом, но они сомнительны: всего 25.725 миллиардов долларов. Реально, у Саудовской Аравии?

Прямой вопрос был много раз задан инвесторами на вебсайте Казначейства США: а где найти данные по странам ОПЕК? Логичный вопрос постоянно получал прямой и откровенный ответ, упрощенно такой: «данных отдельно по странам-членам ОПЕК вообще нет!» Данные по отдельным азиатским (Средний Восток) и африканским странам не доступны. Там прямо написано про Саудовскую Аравию: Saudi Arabia (45608), data begin January 2015 — данные начинаются с января 2015 года.

ПРАВДУ О T-BONDS ПРОДОЛЖАЮТ СКРЫВАТЬ

Юристы Bloomberg добились в мае 2016 года ещё одной победы: заставили Казначейство США в соответствии с американским Актом о Свободе Информации (Freedom of Information Act, FOIA) раскрыть наконец данные о доле Саудовской Аравии в общем объёме выпущенных Казначейством США обязательств. На май 2016 года у саудитов оказалось облигаций на 117 миллиардов долларов. Что, конечно, много, но знающие люди и тут увидели подвох: саудовских вложений должно быть больше, куда больше!

К примеру, саудовские вложения на Западе оцениваются минимум в 800 миллиардов долларов. Один бывший работник Казначейства, пожелавший остаться совсем неизвестным, заметил, что сумма саудовских вложений в облигации в реальности должна быть в два или более раз выше указанной. Косвенный довод очень прост: золотовалютные резервы КСА официально составляют 587 миллиардов долларов и получается, что только 117 из них или 20% хранятся в виде казначейских обязательств США. Для центральных банков куда более характерно хранить в подобных бумагах около 2/3 государственных резервов. МВФ давно уже специально настаивает на том, чтобы страны не хранили в золоте более 20% своих госрезервов — чтобы страны не могли этим обрушить имидж и курс столь дорогих для МВФ фиатных валют и прежде всего доллара США.

Даже Банк России (вроде как независимой от МВФ супердержавы) резко перестал закупать золото в госрезервы ещё весной 2020 года, именно когда доля золота в российских резервах превысила 21%, специально занижал закупочные цены, чтобы вызвать отток золота РФ на золотую биржу Лондона. Очевидно, что и у послушных МВФ саудитов не более 20% резервов хранятся в золоте (официально золота у них всего 3.9% или 323 тонны), возможно ещё 20-30% хранится в валютах мира, а остальные 50-60% госрезервов должны храниться в облигациях. Возможно, значительную часть казначейских обязательств США саудиты покупали через офшорные финансовые центры и фонды, не засвечивая при этом государственные счета КСА.

Что ещё более скандально: в апреле того же 2016 года Саудовская Аравия в лице министра иностранных дел королевства вызывающе заявила, что начнёт распродавать казначейские обязательства США и другие ценные бумаги (акции) на сумму до 750 миллиардов долларов, если Конгресс США примет решение о том, что КСА может быть ответственной стороной в американских судах за теракты 11 сентября 2001 года в США.

Американские эксперты тогда бурно обсуждали насколько это удар по финансовому рынку США будет болезненным, при этом обычно в их статьях не было никакого сомнения, что саудиты действительно владеют американскими ценными бумагами на 750 миллиардов долларов и большая их часть это именно казначейские облигации.


КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЛИГАЦИИ «С ЧЁРНОГО ХОДА»

Между двумя странами в результате последовательного и многолетнего выполнения той секретной сделки с 1974 года установилась прочная и порочная связь сильной взаимозависимости.

Она вдвойне порочна, ибо в обеих странах эта связь шла вразрез с официально провозглашёнными принципами и идеалами, это несоответствие общественных идеалов и сути секретной сделки било как по США, так и по КСА. Потому элиты обеих стран были кровно заинтересованы в сохранении тайны сделки.

Приверженность порочной сделке и желание хранить её в тайне это не какая-то блажь или хитрая задумка отдельно президента Никсона, его окружения и пары доверенных людей из американского Минфина/Казначейства. Это даже не заговор одного поколения верхушки вашингтонских политиков. Нет, это стало тайным принципом, основным двигателем успеха американской экономики в сфере финансов и контроля США за мировыми рынками энергоносителей — в тайну сделки США-КСА были вовлечены сотни, если не тысячи умных, образованных, хорошо обеспеченных людей, профессионалов своего дела. Одно поколение американских элит, политической и финансовой (это скорее одна финансово-политическая элита) передавало эту тайну и её заветы следующему поколению и следующее поколение логично не показывало никакого желания разорвать или обнародовать правду про ту тайную сделку 1974 года.

Саудиты со своей стороны прекрасно понимали зависимость США от сделки с их страной, но тоже из поколения в поколение не показывали никакого желания разорвать или обнародовать в чём-то кабальную для них сделку 1974 года. Саудовские принцы и элита также как американцы передавали эту тайну и её заветы следующему поколению саудитов и следующее поколение тоже в принципе уважало тайную сделку 1974 года.

Послушно торговали нефтью только за доллары, покупали на эти нефтедоллары американские казначейские облигации «с чёрного хода» по особой цене, закупали горы американского оружия, получали проценты по облигациям, вкладывали их по всему миру, спускали на развлечения, распространяли по миру ваххабизм.

Конечно, тайна вокруг сделки была унизительна, неприятно было подчиняться «неверным» американцам, играть по их правилам, это подспудно бесило саудовских принцев.

ТАЙНЫЙ «ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» ЭКОНОМИКИ США

Каждый приходящий во власть политик США в какой-то важный момент знакомился с этим воистину волшебным механизмом получения реальной стоимости из напечатанных ФРС долларов США путём их обязательного применения на мировом рынке нефтепродуктов. И быстро осознавал важность скрепляющей этот волшебный механизм сделки США-КСА от 1974 года. И любой политик из промышленной или финансовой элиты США, неизбежно под давлением окружения, чётких и доходчивых доводов аналитиков признавал, всем нутром ощущал, что это и есть тот тайный «вечный двигатель» экономики США. Секрет, образующий стержень американского благополучия и краеугольный камень американского владычества в мире.

И даже такой «внесистемный» и «буйный» политик как Дональд Трамп в результате соглашался, что саудитов надо терпеть, чтобы они там не делали, какими бы противными американским идеалам они бы не были. Терпеть и чётко соблюдать положения той сделки 1974 года. Не из абстрактной честности, не ради саудовских принцев, не ради арабского мира и ислама, а для стабильности, процветания и мощи США.

Вопрос только в цене. Для американской элиты цена эта, в виде потерь в ходе терактов 11 сентября, совершенных саудовцами, в принципе терпимая, не критичная. Даже Трамп в результате был вынужден признать эту предательскую политику, что видно по резкой смене отношения Трампа к саудитам до выборов и после его победы на выборах 2016 года: он даже станцевал с лидерами королевства знаменитый саудовский «танец с саблями» во время своего визита в КСА в 2017 году. Тогда им был подписан с саудитами договор о поставке американского оружия на 110 млрд долларов. Это был первый зарубежный визит нового президента и он поехал к самому важному для США — к другой стороне секретной сделки поддерживающий доллар как основную мировую валюту ещё с 1974 года! 


Президент США Трамп танцует традиционный арабский танец аль-арда с саблями в компании короля КСА Салмана. 20 мая 2017 года, Эр-Рияд, КСА

Весь ужас позиции элиты США в том, что если бы саудовцы вдруг снова повторили бы теракт 11 сентября 2001 года в схожем или меньшем масштабе (в меньшем масштабе теракты против военных США повторялись в 2002 году: ), то элита США снова выбрала бы точно такой же уже пройденный после 11 сентября путь: замолчать государственный саудовский вклад в новые теракты, уничтожить все доказательства участия саудитов в теракте, с помощью СМИ скрыть или размазать кучей версий любые рассуждения о вине Саудовской Аравии в новой трагедии, запретить спецслужбам копать в саудовском направлении, затем заставить спецслужбы сфальсифицировать «след» другой, неугодной США страны.

Скорее всего силы США снова бы вторглись или отбомбили бы какую-нибудь страну-«громоотвод» типа Ирака, Ирана, Афганистана или Сомали вместо по факту виновной Саудовской Аравии.

ПОЧЕМУ ТАК?

Потому что американская элита не смеет сломать прекрасно работающую уже более 30 лет секретную сделку, которая обеспечивает США контроль за рынком мировых энергоносителей, наполняет реальной стоимостью бесконечно печатаемые ФРС доллары (и американские акции, облигации), позволяет богато жить, развивая в стране только финансовый сектор? Одним махом уничтожить волшебный процесс создания реальной ценности из бесконечно печатаемых бумажек? Ради возмездия за смерть каких-то 3000 сограждан? Никогда и ни за что! Это просто невозможно для американской элиты. И соответственно для всей государственной машины США. 

ЗАБЫТАЯ КНИГА ДЭВИДА СПИРО

С гнилой позицией элиты США всё понятно. Но как же секрет той сделки США-КСА 1974 года смог продержаться тайным более 40 лет? А он и не смог продержатся… Он перестал быть секретом примерно на полпути, но об этом известно лишь немногим.

Многие внимательные люди, работающие в сфере финансов, казначейских облигаций, торговле нефтью и фьючерсами на неё слышали что-то, знали что-то, понимали многое (если не всё) о наличии некой тайной сделки между США и королевством Саудовская Аравия, догадывались о ней задолго до публикации конца мая 2016 года. Но секрет вполне может остаться секретом для всех вне этой среды, если сам этот секрет постоянно приносит ощутимые прибыли всем внутри этой среды.

Исключение только подтверждает правило. Некто Дэвид Спиро/David E. Spiro из университета Колумбия провёл большое исследование именно в этой среде и ещё в 1999 году решил заработать совсем другим способом. Он написал на эту тему книгу «Скрытая Рука американской гегемонии: Переработка петродоллара и международные рынки» («The Hidden Hand of American Hegemony: Petrodollar Recycling and International Markets»)


Краткая аннотация к его книге на веб-сайте Amazon гласит:

«Стоимость сырой нефти неожиданно и резко выросла между 1973 и 1980 годами, вызвав конвульсии в международной политике. Общепринятое авторитетное мнение гласит, что международные рынки капитала адаптировались якобы автоматически и удивительно хорошо: огромные суммы денег потекли в богатые нефтью государства, а эффективные рынки затем размещали эти новые деньги в бедных наличностью странах и экономиках третьего мира. Это массовое перераспределение богатства было названо «petrodollar recycling» или «переработка петродолларов (нефтедолларов)».

Дэвид Спиро пошёл по следу тех денег, и история, которую он рассказывает, основана на многочисленных интервью и кропотливом сборе фрагментарных свидетельств. И его история противоречит общепринятым представлениям как в деталях, так и в общих чертах. Большая часть внезапного притока новых нефтяных богатств досталась не бедным странам-импортерам нефти по всему миру. Вместо этого Соединенные Штаты заключили секретную сделку с Саудовской Аравией о тайной продаже американских ценных бумаг. Сделку, в результате которой значительная часть саудовских активов оказалась во владении правительства США. Этим соглашением правительство США нарушило свои соглашения с союзниками в развитом мире.

Спиро показывает и утверждает, что американские политики предприняли эти действия, чтобы поддержать в любом ином случае невыносимый уровень государственного долга США. По сути, переработанное богатство ОПЕК субсидировало «обожающую госдолг» политику правительства США, а также «обожающее кредиты» потребительство граждан США.

Всё, что нужно для понимания патологической взаимозависимости США и КСА, в книге раскрыто, но и с этой книгой не случилось никакой сенсации, как и с 28 рассекреченными страницами доклада спецслужб США о терактах 11 сентября. Книга известна лишь в узких кругах, она слишком скучна и сложна для простого обывателя. Чтобы понимать эту книгу нужно иметь соответствующее образование, нужно уже много знать.

Как и написал Дэвид Спиро в своей книге в 1999 году, та с виду очень выгодная для США сделка и национальный курс на поддержание доллара США как глобальной мировой валюты в итоге привели к бешеному росту государственного долга США, к медленной, незаметной стагнации реальной экономики и промышленности США в пользу фондового рынка, финансовых услуг и бесконечных манипуляций финансовыми инструментами разной степени виртуальности.

СЕКРЕТНАЯ СДЕЛКА 1974 ГОДА ДО СИХ ПОР В СИЛЕ

Самым сильным возможным ударом саудитов по США, ударом непосредственно по американскому доллару, могло бы стать решение вести торговлю своей нефтью не за доллары США. Эту опасность в США знают и открыто обсуждают.

Торговать нефтью за другую валюту могло бы быть выгодно и для самих саудитов, именно в этом их пытается уговорить элита Китая уже несколько лет. Особенно сильно Китай обольщал КСА именно в 2022 году. И недавний (в декабре 2022 года) визит в Королевство Саудовская Аравия китайского лидера Си Цзинпиня тоже был посвящён в основном этой сверхзадаче Китая. Визит прошёл на высочайшем  уровне. Си Цзинпиню в КСА оказали все возможные знаки внимания. Были приняты решения о торговле на десятки миллиардов долларов.

Очевидно, что китайский лидер снова поднимал тему о поставках саудовской нефти за юани. Но ключевого решения в пользу торговли нефтью за юани так и не было принято. Торговля нефтью с КНР по-прежнему ведётся в американских долларах.

Значит секретная сделка 1974 года между США и КСА до сих пор действует! Действует, хотя её текста публика не видела, хотя официально про её наличие практически никто не знал до лета 2016 года. Действует, хотя многое в мире с тех пор кардинально изменилось…

Можно только поразится мастерству инициаторов и творцов этой тайной сделки: их детище служит США уже без малого 50 лет!
Автор:
Павел Тяпкин

Ещё на эту тему

В этот день Юкос надувал свои счета и суд Техаса

Мошенники накачали американскую «пустышку» офшорными деньгами. Техасская операция под присмотром Невзлина. Prigovor.ru напоминает, что было13 января 2005 года

05.11.2019 22:43:49 #США

Как Минюст США переплюнул Аль Капоне

FLB: Американский закон FARA об иностранных агентах модифицировал поговорку гангстеров - Nothing business, just politics. Список 19 «российских» иностранных агентов в США

В этот день Юкос врал об отсутствии контракта с американскими лоббистами

«Компания Юкос не заключала и не планирует заключать какие-либо контракты с фирмой BKSH & Associates». «Несуществующее» соглашение за 115 000 долларов. Что было 11 июня 2004 года

«Аналитическая жидкость» семейства Ходорковских

FLB: На имитацию политологических исследований о современной России Павел Ходорковский выкачал из недр Госдепа США уже более 6 млн долларов

Мы в соцсетях

Новости партнеров