Завершаем анализ американского закона об иностранных агентах Foreign Agents Registration Act/ FARA (читайте первую часть журналистского расследования – «Юридический томагавк США», вторую – «Как Минюст США переплюнул Аль Капоне»). Сосредоточимся на этот раз на приятном побочном эффекте для тех граждан, которые вынуждены зарегистрироваться иноагентами, чтобы представлять интересы российских компаний. Этот эффект – солидные гонорары. С позорным статусом «почти шпиона» некоторые иностранцы готовы смириться уж точно не ради любви к России, а из-за денег российских олигархов и доступа к недрам России. Обыкновенный капитализм. Ну и немного промышленного шпионажа.
ДЕРИПАСКА: 108 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ
Итак, в апреле 2018 года США включили в санкционный «кремлёвский список» российского бизнесмена Олега Дерипаску (с 2017 года – гражданина Кипра) и его компании по производству алюминия «Русал», En+ Group и «Евросибэнерго». После обвала стоимости акций на Гонконгской и Московской биржах капиталист начал искать на Западе переговорщиков. И нашёл весьма
Помог ему в этом председатель совета директоров En+ Group, член Палаты лордов и пожизненный пэр Соединённого королевства Грегори Баркер/Lord Gregory Barker. И не просто помог, а принял весьма деятельное участие. В итоге лорд Беркер собственноручно подписал контракт с двумя нью-йорскими лоббисткими фирмами Mercury Public Affairs и Latham & Watkins.
Согласно контракту лоббисты за свои усилия в Вашингтоне по снятию санкций с Дерипаски получали 108 тысяч долларов в месяц на протяжении 2018-2019 годов. Контракт был опубликован на сайте FARA, поскольку Департамент юстиции США причислил эти две лоббистские фирмы к иностранным агентам.
Аналогичный договор был подписан в январе 2019 года с адвокатской конторой Latham & Watkins, которая тоже тут же стала из-за работы с русской компанией была зарегестрирована как «иностранный агентом». Как указано заявлении, которое хранится в отделении FARA, «регистрант» будет помогать иностранному принципалу в отдельных встречах и обсуждениях с членами правительства США, касающихся отмены санкций США в отношении EN + Group. В период с 14 января по 15 января 2019 года регистрант участвовал во встречах с сотрудниками Конгресса, чтобы помочь объяснить некоторые юридические и технические элементы плана иностранного принципала по устранению мажоритарной собственности и контроля над En+ Олега Дерипаски ради исключения из списка санкций».
В опубликованном договоре фигурирует скромная сумма в 25 тысяч долларов, но явно это лишь малая часть гонорара американских юристов.
В итоге с российских алюминиевых компаний санкции были сняты (с самого Олега Дерипаски нет), а лорд Баркер тоже в накладе не остался. Как написало агентство Bloomberg, лорд получил от Дерипаски бонус в размере от $3.9 до $5,2 миллионов. Впрочем, Баркер охарактеризовал эту сумму как «досточно скромную».
Однако представляется, выражаясь языком лихих 90-х, из которых и вышел Дерипаска, что российско-кипрского олигарха «развели как лоха». Снятие с En+ санкций далось очень большой ценой для нашей страны – сокращением доли Дерипаски с 70% до 44,95% (при этом вчерашний владелец всего русского алюминия голосовать может не более чем 35% акций). Вместо семи россиян в совет директоров были назначены директора «независимые», чьи кандидатуры были согласованы с Минфином США. Главный среди «независимых» – Кристофер Бернем/Christopher Burnham, который в своё время работал в Госдепартаменте США помощником государственного секретаря по вопросам управления ресурсами, а затем возглавлял финансовое управление Госдепа. Кроме того, Бернхем является отставным подполковником морской пехоты США, в частности, он командовал десантниками в войне в Персидском заливе в 1990 году.
Бывший чиновник Госдепа США Кристофер Бернем с Дональдом Трампом.
Читатель не должен забывать, что компания с иностранными буквами En+ Group на самом деле – это объединение нескольких российских алюминиевых заводов, которые были построены в советские годы на народные деньги (Саяногорский алюминиевый завод введён в эксплуатацию в 1985 году, Братский алюминиевый завод построен в 1966 году, Красноярский алюминиевый завод им. Ленина – в 1964 году), а после крушения СССР приватизированы частными лицами, в том числе криминальными авторитетами. И сегодня, если очистить информацию от шелухи, выходит, что стратегическая отрасль, которой полностью владело наше государство (в лице СССР), фактически уплыла из государевых рук, а теперь постепенно уплывает и из рук российских олигархов. Как уточнил в феврале 2019 года лорд Грегори Баркер, Олега Дерипаски теперь «не имеет контроля».
Вот, собственно, как об этом писали «Ведомости»: «Ключевым условием снятия санкций с En+ было снижение доли Дерипаски ниже контроля. «Большинство голосов теперь у независимых и миноритариев, так как у Дерипаски только 35% голосов на собрании акционеров. Так что Олег Дерипаска по-прежнему имеет легитимный голос, но не имеет контроля <...> Права вето не предусмотрено – вопросы решаются в рамках обычной процедуры простым большинством», – сказал 8 февраля в интервью «Интерфаксу» лорд Грегори Баркер. Лорд Баркер был автором плана по выводу En+ и подконтрольной ей UC Rusalиз-под санкций. Он и Мильфе – независимые директора En+ – сохранили свои места в новом совете директоров. Лорд Баркер также останется на посту председателя совета».
ВЭБ: ДЛЯ НАЧАЛА 62,5 ТЫС. ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ
Схожая история произошла с Внешэкономбанком России, который в 2017 году тоже попытался договориться с американцами насчёт снятия санкций.
Также был найден влиятельный лоббист – бывший конгрессмен США Джон Суини/John E. Sweeney, у которого, правда, аппетиты были куда меньше, чем у британского пэра – «всего» 62,5 тыс. долларов в месяц на период с 1 августа 2019 года по 31 июля 2020 года. Суини стал иноагентом США, рассчитывая заработать на этом 750 тыс. долларов, но пока не смог добиться санкционного послабления.
Подписи Джона Суини и гендиректора Международного центра правовой защиты Андрея Кондакова, действующего от имени ВЭБ, под соглашением о лоббировании интересов банка в США.
Не исключаю, что через переговорщика Суини Вашингтон озвучил «схему Баркера» – отщипнуть от ВЭБа «долю малую». Но надо понимать, что Внешэкономбанк является государственным инвестиционным банком, 100% акции которого принадлежит Российской Федерации, и этот номер не прошёл. Поэтому на сегодня переговоры пробуксовывают. Впрочем, дела стоят, а денежки – идут, лоббист м-р Суини свои $62,5 тысячи в месяц имеет до середины следующего года.
Кстати, Внешэкономбанк работает в США сейчас аж с 5 иностранными агентами по 5 контрактам. Но всё координируют Джон Свини и Андрей Кондаков.
СТРАХОВКА НА 2.5 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ
И наконец, в списке иноагентов FARA числятся лоббисты, связанные с «Росатомом», также стопроцентной государственной корпорацией России. В мае 2019 года стало известно о подготовленном в Штатах законопроекте об усилении санкций против России, где прописаны ограничения к продукции «Росатома», в частности, к низкообогащённому урану (НОУ). Всё дело в том, что сегодня американцы практически полностью зависят от импорта российского НОУ, который экспортирует в США «росатомовская» дочка АО «Техснабэкспорт». В настоящее время Минюст США вынудил зарегистрироваться иностранным агентом американскую компанию Tenam Corporation, которая соприкасалась с канадским представительством уранодобывающей компании Uranium One (подразделение «Росатома»), а также американскую фирму Network Companies, которая занимается продвижением интересов «Техснабэкспорта» в вашингтонских кабинетах. Сумма контракта в документах, предоставленных в FARA, не указывается (она фигурирует в некоем приложении А), но о стоимости сделки можно судить по страховке в 2,5 миллиона долларов, которую оговаривает «иностраный агент» Tenam.
Не исключено, что в урановых делах также появится лоббист из числа лордов-конгрессменов, предложив «независимых» директоров в обмен на ослабление гаек. Таким образом, похоже, что экономические санкции, иноагенты и лоббисты – это звенья одной цепи в американской бензопиле. Отпилят и не заметишь.
Андрей Выползов, обозреватель FLB.ru
См. предыдущие публикации об американском законе FARA:
- «Юридический томагавк США»
Двойные стандарты американского закона об иноагентах FARA. По сравнению с аналогичным российским законом штатовский – жёстче в два раз
- «Как Минюст США переплюнул Аль Капоне»
Список 19 «российских» иностранных агентов в США