Продолжаем рассказывать о «прелестях» американского закона об иностранных агентах FARA. В первой части (см. «Юридический томагавк США») нашего исследования мы доказали, что FARA заточена на противодействие любому русскому (советскому) влиянию в США аж с 1944 года, а по сравнению с аналогичным российским законом, принятым только в 2012 году, штатовский – жёстче вдвое.
За два последних года американские суды рассмотрели 6 эпизодов нарушения закона об иноагентах гражданами или компаниями из России (оправдательных вердиктов нет). Но за эти годы более десяти организаций в США (именно, американские, созданные гражданами Соединённых Штатов) вынуждены были добровольно-принудительно зарегистрироваться в качестве иноагентов лишь из-за того, что имели деловые отношения с партнёрами из России. FLB знакомит читателей с актуальным чёрным списком FARA- списком «российских» иностранных агентов. На сегодняшний день в него зачислены 19 компаний и лоббистов.
Оцените уровень политической шизофрении Минюста США. Нечто подобное в истории уже случалось, а именно в 1933 году в Германии, когда нацистские штурмовые отряды стали помечать каждое предприятие, принадлежащее евреям, жёлто-чёрную звездой Давида и надписью Jude. Чем это всё закончилось, мир знает…
ИНОАГЕНТЫ С ПРОДАЖ
Итак, самый крупный улов американских «информационных штурмовиков» – фирма Reston Translator, которая была внесена Минюстом США в реестр иностранных агентов 15 ноября 2017 года. Вина Reston Translator состояла в том, что она предоставила в коммерческое пользование в Вашингтоне частоту 105,5 FM, на которой вещала радиостанция Sputnik (структурное подразделение МИА «Россия сегодня»). Согласно договору между Reston Translator и «Россией сегодня», сотрудничество началось с 1 июля 2017 и должно продлиться до 31 декабря 2019 года.
Для руководства фирмы-транслятора претензии со стороны Минюста стали неожиданными и вызвали резонное возмущение. Совладелец компании Джон Гарциглиа/John Garziglia заявил The Washington Post, что сделка со Sputnik была «деловым соглашением» без какой-либо связи с политикой. По его словам, Reston Translator LLC имел права не регистрироваться в FARA, потому что не является агентом, представителем или служащим иностранного принципала. «Мы делаем это потому, что нам приказали, а не потому, что этого требует закон», - заявлял Гарциглиа в 2017 году.
Действительно, с точки зрения бизнес-логики, законодателем которой в мире считают себя Штаты, действия американского Минюста сродни самодурству. Фирма Reston Translator занимается продажей эфирного времени, и радиостанция Sputnik является лишь одной из многих их покупателей. Это как признать иностранным агентом кабельную сеть в России, которая за деньги транслирует, например, русскоязычный телеканал «Настоящее время» с редакцией в Праге, признанный в России иноагентом. Абсурд? Безусловно. Но именно такую нелепость возвёл в ранг закона Минюст США. И уже два года учредители Reston Translator – граждане США – платят взносы и отчитываются как иностранные агенты, чтобы не пойти под суд с перспективой сесть в тюрьму.
Стоит ли говорить, что иноагентом, была вынуждена зарегистрироваться также фирма RM Broadcasting из Флориды(директор – гражданин США Арнольд Феролито/Arnold Ferolito), которая закупает эфирное время у Федеральной комиссии связи США и среди прочего заключила непродолжительный контракт со Sputnik на вещание. Компания не продвигает, не создаёт, не редактирует, не контролирует, не управляет и не имеет каких-либо полномочий на принятие решений в отношении содержания радиопрограмм, но это на Пенсильвания-авеню никого не волнует.
Подпись под фотографией редакции «Спутника»: «Радиостанция «Спутник», финансируемая российским правительством, вещает из сердца столицы на фоне споров о вмешательстве России в выборы в США 2016 года».
И ТРАМП НЕ ПОМОГ
Следующая группа американских бизнесменов вынуждена была себя наделить статусом «иноагент», поскольку сотрудничает с Внешэкономбанком (ВЭБ) России. Это три фирмы – Geopolitical Solutions, Georgetown Strategies и White&Case, а также физлицо – американский адвокат Джон Суини/John E. Sweeney.
Конечно, можно пошутить, что у чиновников из американского Минюста загорелась лампочка, как только они узрели в имени компании слово geopolitical (Geopolitical Solutions переводится как «Геополитические решения»). Но действительность не так остроумна. Поскольку ВЭБ – банк российский, то и все партнёры банка в США, по логике Вашингтона, неблагонадёжные. И в этой ситуации цинизм Штатов зашкаливает. Скажем, эксперты Geopolitical Solutions выступают от имени Внешэкономбанка в переговорах с чиновниками правительства США при обсуждении потенциально новых санкций со стороны американского законодательства, которые могли бы повлиять на деятельность ВЭБ. Ах, вы – переговорщики по санкциям? Вот вам сразу и влепим санкцию – будете иноагентом. Такая же участь постигла американские юридические фирмы Georgetown Strategies и White&Case, которые заключила контракт о представлении интересов ВЭБ в правовом поле США.
Отдельно остановимся на истории с адвокатом Джоном Суини. Это достаточно весомая личность в Штатах. Бывший конгрессмен от республиканцев (с 1999 года по 2007 гг.) в своё время Суини был главным юрисконсультом Республиканской партии. В 2016 году Суини был нанят в рамках президентской кампании Дональда Трампа в Нью-Йорке. Благодаря впечатляющей победе Трампа в Нью-Йорке (89 из 95 делегатов на Республиканском национальном съезде), Джон Суини вновь въехал на коне в политическую жизнь страны. А в 2019 году Внешнэкономбанк заключил с Суини контракт на лоббирование интересов банка в США (ежемесячный оплата за юридические услуги - $62 тысяч), и тут же именитому адвокату, «почти другу» Трампа поступило предложение, от которого он не смог отказаться: зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Вот так, юридический томагавк США никого не щадит.
Экс-конгрессмен США Джон Суини и документ, удостоверяющий, что он «иноагент»
Иноагентами в США стали американские граждане, которые выступили в защиту гражданки России Марии (в американской транскрипции Marsha) Лазаревой, которая осуждена на 10 лет властями Кувейта. Лазарева возглавляла в Кувейте крупную инвестиционную компанию KGL Investments с оборотом выше $1 млрд и была задержана в 2017 году за якобы невыполнение госконтракта. Вердикт – 10 лет лишения свободы – поверг в шок экспертные круги на Ближнем Востоке, в России, Европе и США. Три американские коммуникационные компании – Tricuro, Southfive Strategies и November Team – подписали контракт с представителями Лазаревой для того, чтобы организовать в западной прессе кампанию по поддержке пленницы и снятию с неё всех обвинений, выдвинутых кувейтским правительством. Казалось бы, где Кувейт и где Америка, но надо понимать, что эта ближневосточная страна – сателлит США, поэтому американские пиарщики стали иностранными агентами.
Мария Лазарева и иноагент Southfive Strategies
Кроме того, в стане иноагентов на сегодня оказались американские посредники между властями США и такими российскими компаниями как EN+Group (производитель алюминия) и Uranium One (добыча урана) – Latham & Watkins и Tenam Corporation соответственно.
В общем, Минюст США сумел переделать знаменитую поговорку гангстеров Nothing personal, just business («Ничего личного – просто бизнес») на Nothing business, just politics («Ничего делового – просто политика»). Переплюнули Аль Капоне.
Андрей Выползов, обозреватель FLB.ru