Любая политическая стратегия – а особенно базирующаяся на использовании протестного потенциала, должна иметь не только условную «точку входа», но и грамотное завершение всей кампании. Если говорить применительно к отечественным реалиям, то призывая людей участвовать в так называемом «умном голосовании», оппозиционеры и прежде всего Алексей Навальный выдвигали целый ряд политических аргументов в пользу УГ. Не будем все их перечислять, основной смысл заключается в нанесении максимального электорального урона партии «Единая Россия» путём голосования за любого второго по силе кандидата. В том числе и ради всей этой конструкции и для обеспечения её присутствия в медийном поле собственно и затевались московские протестные митинги.
Вопрос о степени урона «Единой России» по линии сторонников УГ крайне дискуссионный и неоднозначный. Если говорить в целом, то успеха Навальный и Ко в рамках страны не добились вообще. Единороссы получили большинство мандатов в 11 из 12 региональных ЗакСобраний, все шедшие при поддержке партии кандидаты в губернаторы победили. Однако какие-то локальные успехи «Умного голосования» были и наиболее ярко это проявилось во время выборов в Московскую городскую думу. Понятно, что большую часть победивших коммунистов и представителей других партий Навальный автоматом записал к себе в актив, но парочке кандидатов его УГ победить вполне помогло.
На самом деле для слепленной на коленке системе, которая к тому же ориентирована на столичный априори протестный политический класс – это какое-никакие достижение. И это достижение, на самом деле, обесценивает все попытки профессиональных провокаторов и зачинщиков митингов против всего на свете, оживить уже почивший в бозе дух августовских протестов.
Судите сами – на основе риторики Навального и его соратников понятно, что основными целями протестной активности были вовсе не требования освобождения «политзаключенных» и допуска «независимых кандидатов» на выборы. Основа была чисто технологической и заключалась в отработке мобилизации под реализацию УГ, прежде всего в регионах ЦФО. Ну что ж цели достигнуты, с разной степенью достоверности сотрудники Навального могут, глядя друг другу в глазах сказать о том, что они одержали «победу», по крайней мере сам Навальный именно так и трактует свой проект.
Теряется смысл и содержание протестной активности как таковой, по крайней мере пока оппозиционные лидеры не изобретут какого-то нового повода для митингов и шествий. По словам Навального УГ добилась успеха.
Сам он вообще покинул пределы России и улетел через Финляндию в Соединённые Штаты. Нападавшие на сотрудников полиции хулиганы получили кто реальные, а кто условные сроки и штрафы, никакими политзаключёнными метатели урн конечно же не являются и ажиотаж вокруг их имён уже и так идёт на спад широкой оппозиционной тусовке, они постепенно становятся неинтересными и думается к концу года мало кто сможет вспомнить даже их фамилии.
Как говаривал персонаж культового советского сериала «17 мгновений весны» - «фанатики устанут от самих себя». Исход анонсируемых митингов (которые то ли от чистого сердца, то ли от лукавства заявляются с численностью до 100 тысяч человек) будет стандартным для его участников. Лидеры оппозиции опять получат свою «минуту славы» в аффилированных СМИ, а основная масса участников получат штрафы или просто испорченный вечер субботы. Но не будет никакой массовости – повестка митингов была похоронена самими же инициаторами УГ, когда они заявили о своей полной победе. Ну раз победили – зачем тогда и устраивать очередной политический спектакль? Сосредоточьтесь тогда на декларируемой вами парламентской работе.
Впрочем, учитывая тот факт, что Навальный сотоварищи помогли победить коммунистам, деятельность однопартийцев Геннадия Андреевича Зюганова, называющего участников протестных митингов «оранжевой проказой», может очень сильно удивить любителей «погулять» по Бульварному кольцу.