«Дмитрий Рогозин намерен освещать свою акцию - голодовку протеста - примерно так же, как в свое время освещалась программа закрытого канала ТВС "За стеклом" - через сайт в Интернете, который работает в режиме онлайн. Решение о голодовке было принято после пленарного заседания Госдумы в пятницу, на котором рассматривалась ситуация с реализацией закона о монетизации льгот. Фракция "Родина", отчаявшись внести в повестку дня альтернативный проект заявления, где говорилось об отставке правительства, объявила бессрочную голодовку. Перед тем как улечься на надувных матрацах в кабинете Рогозина, пять "родинцев" успели поставить свои автографы под требованием об отставке правительства. Подписи в зале заседания собирали коммунисты. По данным Газеты, они нашли 105 подписантов, среди которых и независимые, и "единороссы", нарушившие партийную дисциплину.
Нашли крайних
Заседание началось бурно. "Родина" потребовала внести в повестку дня альтернативный проект заявления, где говорится об отмене закона и необходимости отставки правительства. Думское большинство это сделать отказалось. Тогда члены "Родины" подключились к мирной работе по проекту заявления, разработанного "единороссами".
Андрей Исаев, председатель комитета по труду и соцполитике, заявил, что акции протеста проводятся не в связи с 122-м законом, а в связи с тем, как положения этого закона реализуются. Ответственность "единоросс" Исаев возложил на региональные власти: "В ряде регионов натуральные льготы уже с 1 января были отменены, а люди не получили деньги". Не подвергая сомнению правильность самой монетизации, Госдума рекомендовала правительству меры, которые должны снять напряженность: до 1 февраля внести законопроект, обеспечивающий повышение базовой пенсии с 1 марта 2005 года на 36, 5%.
Кудрин раскаялся, Зурабов нет
Министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов раскаяния не выразил и пошел в наступление: "Для настройки системы требуется некоторое время, потому что реформ такого масштаба мы никогда не проводили". По его мнению, проблемы местная власть создала сама, установив льготы обыкновенным пенсионерам:
"Мы, разумеется, не могли предположить, что такая проблема возникнет". Выступивший после Зурабова министр финансов Алексей Кудрин усиленно посыпал голову пеплом: "Могу признаться и сказать прямо: нам не удалось в реализации этого закона обеспечить вот это неухудшение положения некоторых категорий населения". Регионам Кудрин пообещал помощь - оплатить 30% стоимости их льготных билетов для проезда на городском транспорте.
"Конкретные цифры трудно комментировать"
Транспортный вопрос оказался самым больным. "Единоросс" Анатолий Иванов спросил Кудрина: "Руководители муниципальных образований утверждают, что они не вправе оставить льготы по проезду для обычных пенсионеров, за это уголовная ответственность положена. Это так?" Кудрин уклончиво ответил, что главное сейчас - повышение пенсий. А до марта местные власти будут решать проблемы с проездом для льготников сами.
Депутаты попытались выяснить у Зурабова, как обстоят дела с бесплатными лекарствами. Тот признал, что действительно на начальном этапе где-то существует относительный дефицит лекарственных средств. "Вы говорили, что есть единая цена на льготные лекарства! - взорвался "единоросс" Александр Хинштейн. - Во всех социальных аптеках Нижегородской области 70% бесплатных лекарств в среднем на треть дороже, чем в соседних коммерческих аптеках!" Зурабов не смутился: "Конкретные цифры мне трудно комментировать".
После перерыва палата приступила к выступлениям от фракций. "Следующая волна пожара будет в результате отсутствия лекарств и слабой медицинской помощи, - пугал "единороссов" и правительство лидер КПРФ Геннадий Зюганов. - Затем в начале февраля, когда люди получат квитки за квартплату, которая выросла почти вдвое".
Вице-спикер от "Единой России" Олег Морозов вышел из труднейшей ситуации, когда правительство нужно было поругать, но до отставки не доводить: "Правительство не обеспечило должной подготовки к запуску реформ и провалило первый ее этап. Но господа министры, так просто вы и от нас, и от миллионов сограждан не отделаетесь!"
По "мокрому" варианту
"Закон - это гексоген под всю Россию, - начал свое выступление лидер "Родины" Дмитрий Рогозин. - Решили поэкспериментировать на кошечках, то есть на собственном народе!" "Мы понимаем, что вотум недоверия не пройдет в этой Госдуме, - заявил Рогозин. - Поэтому мы покидаем зал заседаний и в служебном помещении Госдумы объявляем бессрочную голодовку". "Мы наблюдаемся с Дмитрием Олеговичем у одного врача, оба полные, - заметил член ЛДПР Алексей Митрофанов. - Пусть худеет. Он-то действительно выглядит неприлично полным, как и я, к сожалению".
Палата проголосовала за заявление, подготовленное "единороссами", 312 голосами (их дали фракции "Единая Россия" и ЛДПР), при 4 против и 1 воздержавшемся. Коммунисты в зале заседания поставили плакат с надписью "Здесь идет сбор подписей за отставку правительства". Ответственный за акцию Анатолий Локоть строчил не переставая. Геннадий Зюганов сказал Газете, что подписались все коммунисты, часть независимых, "Родина", даже некоторые "единороссы", после того как послушали министров. А по словам координатора фракции КПРФ Сергея Решульского, коммунисты собрали уже 105 подписей.Правда, подписантов из других фракций решили не раскрывать. Пока коммунисты агитировали возможных союзников, "родинцы" вытаскивали из кабинета Рогозина мебель, чтобы внести туда надувные матрацы. За спиной лидера грустно столпились остальные "голодовщики" - Иван Харченко, Андрей Савельев, Олег Денисов и Михаил Маркелов. На надувные матрацы с оранжевыми верблюдами, где им придется провести немалое количество дней, депутаты не смотрели, на вопросы журналистов не отвечали. "В голодовку войти сложно, а выйти достаточно тяжко", - со вздохом признал Рогозин. Голодают "родинцы" "по-мокрому": не едят, только пьют».
Редичкина Ольга, «Газета», 24.01.2005