Виновные в массовых беспорядках будут отвечать по закону
В Главном следственном управлении СК России по Северо-Кавказскому федеральному округу продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ, по факту применения 27 марта 2019 года группой неустановленных лиц насилия в отношении сотрудников Росгвардии и МВД по Республике Ингушетия. В ходе проведения несанкционированного митинга в городе Магасе Республики Ингушетия 10 сотрудникам правоохранительных органов причинены телесные повреждения различной степени тяжести. Об этом говорится на сайте ведомства.
Также продолжается расследование уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 212 УК РФ, по фактам размещения неустановленным лицом (лицами) с аккаунтов 23 марта 2019 года комментариев к публикациям на одной из страниц в социальной сети «Инстаграм», содержащих публичные призывы к массовым беспорядкам, захвату административных зданий Правительства и Народного Собрания Республики Ингушетия, совершению насильственных действий в отношении сотрудников правоохранительных органов.
Прежде чем дать правовую оценку действиям организаторов и участников несанкционированного митинга в Магасе 26 марта, следствие тщательно изучает все детали произошедших событий, в том числе видеозаписи с камер наружного наблюдения, допрашиваются потерпевшие и свидетели, изымаются необходимые предметы и документы, являющиеся вещественными доказательствами.
По уголовным делам организовано межведомственное взаимодействие, оперативное сопровождение осуществляется подразделениями ФСБ и МВД России.
Почему заведены уголовные дела
Напомним, что 26 марта в Магасе началась вторая волна протеста против соглашения об административной границе между Чечней и Ингушетией, договор о которой был подписан и ратифицирован в сентябре 2018 года. Первая волна прошла в октябре 2018-го, а формальной причиной, по сути, стало разногласие между федеральным и республиканским законами – законами о референдуме. Тогда же осенью законность установления границы между двумя регионами была подтверждена Конституционным судом России. Выступая в судебном заседании, поддержали власти Чечни и Ингушетии и федеральные чиновники — от сотрудников Генеральной прокуратуры до специалистов Минюста РФ.
Но вопрос о границах республик – это, повторимся, формальная причина протеста. Реальная – желание определенных кругов, в том числе управляемых из-за рубежа, сменить власть. Поэтому во время митингов тогда, как и сейчас, главное требование - отставка главы республики Юнусбека Евкурова. О том, кто стоит за митингами, Агентство федеральных расследований рассказывало в материале «Ингушетия: кому и зачем нужен митинг в Магасе».
Сейчас, 26 марта, те, кто снова вывел людей на улицы, продолжили борьбу за власть. Вывели на митинг, который объявили бессрочным, хотя он должен был закончиться в 18.00 того же дня, таким образом, провоцируя столкновение между гражданами республики и силовиками. И снова с требованием отставки Евкурова. В итоге утром 27 марта в столице Ингушетии начались провокации: в правоохранителей полетели стулья, палки, обрезки труб, камни и бутылки. Чтобы сохранить порядок, полиция и Росгвардия пытались оттеснить агрессивно настроенных провокаторов. Благодаря слаженным действиям силовиков более тяжелых последствий стычки удалось избежать. Однако 10 полицейских получили ранения разной степени тяжести, двое из них до сих пор находятся в тяжелом состоянии. Об этом сообщило в Facebook Московское бюро по правам человека.
«Вместо диалога общества и власти, обсуждения проблем и поиска правового решения предлагаются недопустимые хулиганские, варварские методы», - заявил член СПЧ Александр Брод.
«Если говорить о том, кому выгодно противостояние по линии «общество — региональная власть» в Ингушетии, то однозначного бенефициара здесь нет, — рассказывает «Свободной прессе» профессор Геннадий Косов, возглавляющий Северо-Кавказский филиал Фонда развития гражданского общества (ФоРГО). — Вероятно, здесь и борьба экономических групп, и борьба тейпов, и религиозный фактор играют свою роль. И интересы зарубежных структур, конечно. Каждый играет свою партию, стремясь «выжать» для себя максимально полезный эффект».
Стоит отметить, что Закон о референдуме был в первом чтении принят в Народном собрании Ингушетии 5 марта, на второе чтение его даже не направили, но Евкуров все равно его отозвал «в целях доработки с учетом мнения населения, депутатов парламента, а также общественных организаций республики». То есть глава региона прислушался к гражданам.
Но оппозиционные политики не услышали или не захотели услышать главу республики, начали провокации, а 27 марта в дополнение ко всему перекрыли федеральную трассу «Кавказ».
А если учесть, что в Ингушетии есть свои этнонациональные скрепы – ведь на Кавказе земля – больше, чем земля, то поднять народ – дело нехитрое, а любая инициатива со стороны региональных политиков загодя воспринимается негативно, какой бы она ни была, и о чем бы ни шла в ней речь. Просто некоторым политикам не хочется играть по правилам, когда «граница между республиками – это не граница между народами».
Те, кто повел людей в центр Магаса в конце марта, использовали именно эти скрепы, мол, у народа всеми правдами и неправдами отбирают землю. Такой «проект» очень даже удачен для разыгрывания своей политической карты тем, кому явно мешает нынешняя власть.
Другой уголовный фон митинга
Интересно, что новая акция в Магасе проходит на фоне двух самых громких скандалов в республике. В феврале Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») в отношении чиновников, которые направляли в федеральный Фонд медстрахования фиктивные данные о числе работающих граждан. Это число было завышено на 60 тысяч (это каждый третий взрослый житель региона): они якобы работали в бюджетных учреждениях и госпредприятиях. Причем некоторые числились сразу на нескольких должностях. По словам Евкурова, в числе фиктивно работающих были даже сотрудники МВД, прокуратуры и ФСБ. Размер причиненного ущерба следствие оценивает в 600 млн. рублей.
А в Магасском городском суде сейчас идет процесс над несколькими чиновниками и банкирами, которые похитили из бюджета 335 млн. рублей — компенсации оплаты услуг ЖКХ малообеспеченным гражданам выписывали на «мертвые души».
Так что и невооруженным глазом видно, кому выгодны новые беспорядки в республике, под каким бы лозунгом они не проходили.
Почему нельзя бить полицейских
Какие бы амбиции не двигали тех, кто стремится решать политические вопросы, нельзя забывать, что Уголовный кодекс четко говорит о суровом наказании, предусмотренном за применение насилия по отношению к представителям правоохранительных органов. И обусловлено тем, что преступление совершается человеком непосредственно против самой государственной власти, о чем и напомнил на страницах РАПСИ юрист Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Александр Гетманов.
«Сотрудники ОМОНа являются представителями власти, и применение насилия по отношению к ним – это преступление, квалифицируемое в соответствии со статьей 318 УК РФ, и предусмотренное наказание за его совершение более тяжкое, чем допустим, за побои, являющиеся с недавних пор административным правонарушением, или за причинение легкого вреда здоровья. Даже если здоровью сотрудника не причинен вред (часть 1 статья 318 УК РФ), то это преступление средней тяжести, наказание за которое может достигать 5 лет лишения свободы. Если же какой либо вред, даже легкий, был нанесен правоохранителю – это тяжкое преступление (часть 2 статья 318 УК РФ), карающееся до 10 лет лишения свободы. Стоит отметить, что поскольку это преступление тяжкое, то освобождение обвиняемого от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, которое было бы уместно на Кавказе в силу традиций, невозможно. Подобные суровые меры обусловлены в первую очередь тем, что совершивший указанное преступление в первую очередь совершает преступление против государственной власти», – рассказал Гетманов.
Первые итоги второй волны
Вся эта история закончилась пока тем, что глава МВД Ингушетии Дмитрий Кава подал рапорт об отставке, о чем сообщил «Интерфаксу» информированный источник в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа.
А Власти Ингушетии, как сообщает «Кавказский узел», отказались согласовать Ингушскому комитету национального единства (ИКНЕ) митинг в Магасе с 5 по 9 апреля, поскольку уведомление об акции «подано с нарушением сроков», предусмотренных федеральным законом о митингах, о чем говорится в сегодняшнем сообщении на сайте правительства республики. Уточним, что уведомление о митинге поступило на рассмотрение властей 28 марта. Для согласования акции организаторы должны были подать уведомление как минимум за десять дней до даты начала митинга.
Также нарушены правила подачи заявления и на митинг, назначенный на 12 апреля. Под уведомлением нет подписей всех ответственных лиц. В случае нарушения порядка организации и проведения митинга организаторам и участникам акции может грозить административная и уголовная ответственность.