В сети начало распространяться заявление Конституционного суда Ингушетии, которое утверждает, что проведение границы между этой республикой и Чечнёй должно проводиться только после республиканского референдума. Однако высшая судебная инстанция республики ошибается. В ведении самой республики находится только внутреннее территориальное устройство, то есть границы тех или иных муниципальных образований, статус территорий и населённых пунктов и так далее.
Что же касается внешних границ, то они попросту не могут определяться в одностороннем порядке. Допустим, Ингушетия провела свой референдум. Он утвердил границы одним образом. Затем Чечня провела свой плебисцит, и на нём границы утверждены по-другому. Какое из этих решений законное, а какое нет?
Можно долго приводить нормы законов, которые подтверждают ошибочность выводов Конституционного суда Ингушетии. Остановимся на главном.
Ссылаясь на статью 4 Закона республики Ингушетия от 23 февраля 2009 года № 5-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа» конституционный суд допускает ошибку, поскольку данная правовая норма не регулирует вопросы определения границ Республики Ингушетия с другими субъектами Российской Федерации.
А постановление Конституционного суда республики, должное иметь однозначную трактовку, ведущую к разрешению спорной ситуации, напротив, даёт бесконечное количество трактовок и усугубляет проблему, вместо того, чтобы её решить.
Говоря о проблеме границы между Чечнёй и Ингушетией надо отметить, что соглашение, принятое главами республик и утверждённое региональными парламентами - паритетное. Нет никаких оснований считать, что разграничение сделано в пользу какой-либо стороны. Слухи о том, что к Чечне отойдёт село Аршты, оказались беспочвенными и раздувались теми немногочисленными политическими силами в Ингушетии, кто хочет сместить главу республики Юнусбека Евкурова. Сообщения определённого рода средств массовой информации, типа ресурса «Медуза», о массовости протестов в Магасе – не соответствуют действительности, учитывая, что население Ингушетии составляет почти половину миллиона, а к дому правительства вышло всего несколько сотен человек.
Конечно, у Ингушетии тяжёлый исторический багаж в плане реализации себя как отдельного субъекта Федерации, и тема какого-то ущемления в территориальном плане воспринимается людьми болезненно, это понятно и объяснимо. Но так же нельзя выпускать из виду, что мы все живём в одной стране, и границы между её субъектами – условны.
Чуть более десяти лет назад был создан Забайкальский край, произошло это в результате слияния, а, следовательно, упразднения двух субъектов Федерации, один из которых был национальным округом, но от этого буряты, живущие на берегах Онона и Ингоды не перестали быть бурятами, не утратили своей национальной, культурной и религиозной идентичности.
О каких счётах и недовольствах может идти речь, когда говорится о закреплении границы между такими родственными народами, как ингуши и чеченцы? Родственники на Кавказе должны жить мирно, и может быть совсем скоро, те, кто пытается спекулировать на вопросе границы с соседней республикой, осознают свою ошибку, ведь по обычаям горцев даже наследство доставшееся братьям от отца должно делиться спокойно и без сор.
Историческая справка
26 сентября 2018 года было подписано историческое соглашение об установлении границ между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, которое имеет историческое значение. В этот день в рамках договоренности установлены территории двух субъектов в рамках границ, устоявшихся в девяностых годах 20 века. Несмотря на имевшиеся раннее отсутствие договоренностей, на протяжении долгого времени установление административной границы создавало напряженную обстановку между двумя народами, что провоцировало конфликтные ситуации.
В августе 1993 года Президент Ингушетии Р.Аушев и лидер Чечни Д.Дудаев подписали договор, по определению условных границ по которому за Чеченской Республикой оставались ингушские населенные пункты Серноводск и Ассиновская.
Вновь территориальные претензии вспыхнули в то время, когда Ичкерию возглавлял Аслан Масхадов.
10 марта 2003 года лидеры двух республик - Ахмат Кадыров и Мурат Зязиков - подписали протокол, который, по сути, дублировал соглашение Аушева и Дудаева от 1993 года. Однако, ни одна из этих договоренностей не устанавливала четкие административные границы между двумя республиками. Конфликтные ситуации по вопросу границ возникали в в 1997 г., 2005 г., 2008 г., и 2013 г. Последний раз спор вспыхнул 24 августа 2018 при попытке силовых структур Чеченской Республики установить блок-пост между селениями Бамут и Аршты, а также проложить дорогу соединяющую горную часть Чечни и Ингушетии в Сунженском районе Республики Ингушетия.
Возникла острая необходимость скорейшего определения границ.По итогам работы комиссии, которая готовила текст соглашения с учетом исторически сложившейся ситуации, 26 сентября 2018 года в г. Магас Республики Ингушетия состоялось подписание Соглашения Главой Ингушетии Ю. Евкуровым и Главой Чечни Р. Кадыровым по окончательному определению границ между республиками.
Подписанное соглашение не затрагивает населенные пункты двух республик, но предусматривает справедливое закрепление границ с учетом интересов обеих республик. Стороны также договорились о том, что между регионами не будет постов проезд в обе республики будет свободный, а все дороги будут отремонтированы и при необходимости заасфальтированы общими усилиями с обеих сторон.
Более того, обе республики получили теперь возможность развивать свои территории в рамках действующего законодательства.