Пока участники протестных акций в Магасе на время разошлись, поскольку продолжение митинга санкционировано властями Ингушетии с 31 октября по 2 ноября, а для поиска выхода из сложившейся конфликтной ситуации в связи с подписанным 26 сентября соглашением о границах между республиками Чечня и Ингушетия, 16 октября прошла встреча организаторов протеста с полпредом президента в СКФО Александром Матовниковым, самое время поговорить о некоторых важных моментах последних событий в Республике Ингушетия.
Начнем, пожалуй, с конца. 19 октября Александр Матовников сообщил, что «группа экспертов из контрольного управления Администрации президента РФ отправится в Ингушетию для работы по «коррупционному пакету», содержащему данные о нарушениях со стороны представителей властей, который 16 октября предоставили организаторы митинга в Ингушетии.
«Делегация, которая была в полпредстве, привезла с собой и так называемый коррупционный пакет. Примеры воровства, нарушений представителями исполнительной власти. Будем по нему работать, в республику в ближайшее время отправится группа экспертов из контрольного управления Администрации президента», - сказал Матовников.
Безусловно, коррупционная составляющая должна быть отработана, если она есть. Но здесь возникает вопрос к тем, кто, собственно, поставил вопрос о коррупции, то есть участникам переговоров - организаторам митинга.
Огласите весь список, пожалуйста!
Напомним, что с полпредом в СКФО Александром Матовниковым и главой управления президента РФ по внутренней политике Андреем Яриным 16 октября встречались Ахмед Барахоев, Бейал Евлоев, Муса Мальсагов, Малсаг Ужахов, Ахмед Погоров, Барах Чемурзиев, Анжела Матиева и Висингирей Гагиев. Это была уже вторая встреча, первая состоялась 8 октября.
О Барахе Чемурзиеве и Анжеле Матиевой «Ридус» рассказал с подробностями, напомнив, что доктор экономических наук и «защитник интересов ингушского народа» вне территории Ингушетии Барах Чемурзиев вернулся в республику из северной столицы, где уже давно живёт, чтобы принять участие в митинге, а не решать вопрос в легитимной плоскости. При этом политический аналитик Татьяна Трактина на страницах «Ридуса» напоминает, что проживая в Санкт-Петербурге, он неоднократно проводил несогласованные с постоянным представителем акции, приуроченные к депортации ингушского народа в 1944 году и Осетино-ингушскому конфликту 1992 года. И аналитик ставит вполне резонный вопрос: «Почему, если он так хочет помочь ингушскому народу, он не пытался трудоустроиться в республиканские органы госвласти и местного самоуправления? Почему не принимал участия ни в каких акциях и мероприятиях с их участием?». Что касается Анжелы Матиевой, то «она тоже человек ученый, кандидат исторических наук, по специальности преподаватель истории и политологии. В начале 2000-х успела поработать в Москве, обросла нужными знакомствами и связями. И всё вроде у Анжелы Хусеновны складывалось хорошо, рассказывает политический аналитик, пока в 2012 году ее не уволили с поста руководителя пресс-службы Главы Ингушетии — как говорят источники, «за возможную причастность к деятельности деструктивных структур, наносящих ущерб безопасности РФ». Помимо прочего, чего греха таить, застукали Анжелу Матиеву за использованием служебного положения в личных целях — говорят, неоднократно за денежное вознаграждение трудоустраивала родственников в министерства и ведомства РИ».
Малсаг Ужахов, Муса Мальсагов, Висингирей Гагиев и Ахмет Погоров – это всё бывшие ингушские чиновники, в разное время занимавшие должности в госструктурах Ингушетии – парламенте, правительстве, республиканском Росздравнадзоре, МВД, напоминает политический обозреватель деловой газеты «Взгляд» Наталья Мкртчан и продолжает: «В своё хлебное время при Аушеве, Зязикове и, кстати, Евкурове ни о каком развале и коррупции они не говорили.
Вот, к примеру, Малсаг Ужахов, пишет Наталья Мкртчан, бывший главой территориального органа Росздравнадзора. В 2010 году он ушел в большой лекарственный бизнес и основал сеть аптек «Панацея», где заключались выгодные для семейного бизнеса контракты на поставку медикаментов в больницы. Лавочку вскоре прикрыли, а сам Малсаг подался в оппозиционеры, вступив в ряды незарегистрированной организации «Мехк-Кхел» (создана в 2007 году по инициативе влиятельных московских ингушей). Тут же еще один «лекарственный король», активист Муса Мальсагов – сегодня заместитель председателя Российского Красного Креста в СКФО. Кто не в курсе, пишет Наталья Мкртчан, еще в 90-х Муса учредил компанию, занимавшуюся торговлей лекарственными препаратами, а сегодня переживающую не самые легкие времена.
Политический обозреватель Наталья Конышева рассказала еще о трёх организаторах протеста, которые намерены «идти до конца».
«Трус, Балбес и Бывалый (а точнее Висангирей Гагиев, Ахмет Погоров и Ахмед Барахоев) выпрыгнули на Ярина и Матовникова в составе почетной делегации протестующих, словно бы на главную героиню фильма «Кавказская пленница».
«Мы не отступим. Домой не уйдем. Оргкомитет решит, что делать дальше», - сказал религиозный деятель Ахмед Барахоев. Ему, вероятно, никак не выгодны переговоры с последующим окончанием митингов. Он только почувствовал этот неповторимый вкус власти: доверенное лицо ингушского муфтия Хамхоева, считай - «рупор» в вопросах призывов к массовым протестным акциям, получил уникальную возможность быть замеченным такой массой народа, да еще и покрасоваться в числе тех, кто успел поговорить с федеральными чиновниками. О том же говорит, например, политолог и руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко: «Те, кто сегодня едет на переговоры к Матовникову и Ярину, это активисты, которые жаждут популярности. Это, в общем, несостоявшиеся политики, и они действуют не во имя каких-то этнических интересов, они работают на себя». Да и не он один об этом говорит.
Но религия религией, пишет Наталья Конышева, а ничто приземленное Ахмеду Османовичу не чуждо, о чем свидетельствует список его «заслуг»: «Барахоев уже привлекался к административной ответственности за попытку провести в родовом селе Новый Редант политический протест против власти под видом религиозного обряда садака. Более того в начале лихих 90-х Барахоев был причастен к незаконной торговле алкоголем и наркотическими веществами, однако к уголовной ответственности не привлекался (слава Аллаху, конечно же!). Далее в конце 90-х он взял деньги в долг у предпринимателя Мусы Келигова в размере аж $ 500 тысяч и до настоящего момента так и не вернул. Может быть, отрабатывает? Особо ощетинился после того, как получил мотивированный отказ в предоставлении Минэкономразвития РИ денежных средств на инвестпроект. Вероятно, не хватило обоснований».
«Не брезгует Барахоев и хулиганством, продолжает политически обозреватель. Так, в сентябре 2016 года он осуществил поджог своего авто «Субару Легаси», вероятно, получения денежных средств на покупку нового автомобиля из средств ДУМ РИ. Но в этот раз Аллах не помог, увы», - продолжает журналист.
«Ещё один из этой троицы - Трус своего времени, так сказать. Висенгирей Гагиев - бывший Постпред РИ при Президенте РФ, а также бывший президент Ингушской национальной культурной автономии РОО ИНКА - в общем, просто «бывший», - пишет Наталья Конышева. - И вот он появляется в самый острый момент. Как известно, Гагиев легким движением руки из Москвы активно руководит частью оппозиции, уровень которой у многих вызывает вопросы, а также участвует в любой деятельности, которая дестабилизирует ситуацию в Ингушетии. Он стал одним из организунов митинга, выступая за отставку Евкурова и смену конституционного строя».
«Ну, и «Балбес» - Ахмет Погоров, продолжает журналист, в марте 2002 года назначен врио Министра внутренних дел РИ, а уже в а апреле того же года освобожден от занимаемой должности в связи с терактом в Управлении ФСБ РФ по Республике Ингушетия. Надо сказать, Погоров имеет связи не только среди бизнес-элиты (Муса Келигов, Мухарбек Аушев), но и среди ингушской оппозиции. Ближайший его родственник Хайрудин Погоров является генеральным директором компании ООО «Альтаир», основная деятельность которой - торговля фармацевтической продукцией.
Удивительно, но все эти три ярких представителя борцов за ингушский народ во время встречи с Матовниковым и Яриным заявляли, что «нас всех за людей не считают. Считают, что с нашей нацией можно делать все что угодно, поэтому 3-4 человека это и сделали. Они пытаются до федеральной власти не довести, как есть, всю информацию, поэтому мы должны ввести дальше нашу работу». Самозабвенно твердили на встрече, что за ними никто не стоял, кроме народа, обрисовывая всю ситуацию так, будто они мученики, которые страдают за народ. При этом от конструктивного диалога ушли сами. Абадиев так вообще спрыгнул с автобуса и не поехал. Передумал, так сказать.
«И вот эти люди, которые с именем Аллаха на устах решают свои финансовые и общественно-политические вопросы, прикрываясь религией, преследуют цели наживы и всеобщей дестабилизации ситуации в Ингушетии и на Северном Кавказе - это лидеры гордых ингушей? За ними народ готов пойти?» - пишет Наталья Конышева.
Нет дыма без огня, и вот уже благодаря, в том числе, материалам журналистов, ФСБ начало ряд проверок. В частности силовиков интересуют благотворительный фонд «Тешам», правозащитная организация «МАШР», регионального отделение «Российский Красный Крест», «Молодежная лига Ингушетии», Совет тейпов ингушского народа, ООО «Элкор», ООО «Строй-вест», ООО «Панацея» и некоторые другие.
«Все эти люди как заведенные, как под копирку, требуют отставки нынешнего Главы РИ Юнус-Бека Евкурова. А вместе с тем это тот единственный человек, который реально мог и до сих пор может возглавить, сплотить (да, да, как бы это ни звучало, - сплотить), и вести республику дальше вперед, пишет политический обозреватель. Именно Юнус-Бек Евкуров добился почета, уважения и сильной поддержки федерального центра. Он не является ничьим человеком, не входит ни в какую команду, по сути, никому и ничем не обязан за поддержку и восхождение на такую сложную и колючую для него должность. И Евкуров держится достойно. Он узаконил митинг в Магасе, что случилось впервые за 15 лет - это ли не демократия, которой мы так добиваемся?», - пишет политический обозреватель, ссылаясь на генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлёва, который сказал: «Во-первых, это реализация демократических принципов — все люди имеют право высказаться. Насколько мне известно, власти республики сегодня согласовали новые даты санкционированного митинга, так как сегодня истекал последний день, когда это можно делать на законных основаниях. И это показатель отношения руководства региона к своим жителям.
Во-вторых, это разумно для самой власти, потому что ожесточение и применение силы никогда не пойдет на пользу. Разгон митинга привел бы к еще большему расколу в обществе и ударил бы по населению и по власти.
Люди, когда слышат фразу, что им придется отдать часть территории, они вторую половину фразы о том, что они за это получат, не слышат, поэтому сегодня нужно договариваться и объяснять свою позицию, чем, собственно, и занимается руководство Ингушетии».
На заметку
Те, о ком сегодня шла речь, хотят только одного – идти до какого-то конца. Правда, до какого? Президент Московского центра публичного изучения права, историк, политолог Аждар Куртов в интервью ТАСС высказал мнение, что напряженность в ингушском обществе после определения границы с Чечней возникла из-за внешнего влияния, а ситуацией воспользовались люди, заинтересованные в смене власти в регионе.
«В данном случае внешнее влияние не просто имеет место, но и является тем катализатором, который поддерживает напряженность в обществе. По всей видимости, люди, которые заинтересованы в напряженности, а через напряженность и в смене власти, в смене той политики, которая проводится в республике, они всеми путями стремятся продолжить свою деятельность», - сказал политолог.
Народы Северного Кавказа, к сожалению, в виду особенностей национального характера, регулярно - о чем свидетельствует история - становятся инструментом всяческих манипуляций, которые приводят ко всеобщей эскалации и распаду. Как отметил Аждар Куртов, в политической борьбе зачастую за патриотическими заявлениями маскируются амбиции отдельных представителей местных сообществ. «Часто используются недозволенные методы, и это практика знакома очень многим регионам нашей страны. Эта практика порочна, от нее надо избавляться. А чтобы это избавление произошло, нужно, прежде всего, понимание самих участников конфликтных ситуаций, что играть по правилам всегда лучше», - сказал эксперт.
Давайте же включать голову и остужать свой пыл. Холодный рассудок и понимание - вот чего сейчас не хватает. И вот что превращает людей в бездумных пешек. И вот чем пользуются организаторы митинга в Магасе. Берегите себя и сохраняйте чистоту разума.
Остается напомнить события. Главы Ингушетии и Чечни Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров подписали 26 сентября договор о закреплении административной границы между регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Документ предусматривает равноценный обмен территориями.
Парламент Ингушетии 4 октября принял закон о ратификации данного договора. В тот же день глава Ингушетии подписал этот закон.
Решение Народного собрания вызвало недовольство определенной части населения республики. 4 октября в Магасе началась несанкционированная акция протеста. Ситуация контролируется правоохранительными органами. С 8 октября она носит легитимный характер.
При этом, согласно соглашению между Ингушетией и Чечней, передача территорий не происходит в одностороннем порядке. Республики обменялись равноценными нежилыми территориями. Ингушетия передала Чечне часть Надтеречного района Ингушетии и горно-лесистую местность, а Чечня передала Ингушетии территорию на границе с Малгобекским районом.
А как заявил сегодня полномочный представитель президента России в СКФО Александр Матовников, Ингушетия после определения административной границы с Чеченской республикой приобрела более 7 тыс. гектаров земли, «ничего не потеряв».
К тому же, заявил чуть ранее Александр Матовников, дорога в окрестностях ингушского села Аршты, из-за строительства которой возник конфликт, завершившийся установлением административной границы Ингушетии и Чечни, будет достроена. «Все проблемы можно решить, если есть желание. И новая дорога тоже будет построена», - сказал полпред.
И еще раз повторим: родственники на Кавказе должны жить мирно, и может быть совсем скоро, те, кто пытается спекулировать на вопросе границы с соседней республикой, осознают свою ошибку, ведь по обычаям горцев даже наследство доставшееся братьям от отца должно делиться спокойно и без сор.