Эксперты Народного фронта направили в адрес председателя Банка России письмо с просьбой проверить - соответствуют ли договоры, которые страховые компании заключают в банках, согласованной ЦБ структуре тарифной ставки. Отчётность многих страховщиков говорит о неадекватно высоких комиссиях банков-посредников. Граждане вынуждены оплачивать их из своих зарплат и пенсий. В Народном фронте предложили создать институт саморегулирования в банковской сфере, который будет обеспечивать соблюдение базовых стандартов защиты прав потребителей. А регулятора надо наделить правом устанавливать требования к продажам банками как своих, так и партнерских продуктов.
В ОНФ уверены, что большинство кредиторов лишь формально соблюдают требования 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», согласно которым взимание комиссий и навязывание дополнительных продуктов при заключении договора кредитования прямо запрещено. Сегодня банки при выдаче заемщику кредита выступают ещё и в роли агента по продаже страховок. Большинство из них создают собственные аффилированные страховые компании и этим заметно искажают конкуренцию в этом сегменте страхования. Поэтому другие страховщики готовы платить любые комиссии за право получить допуск к банковскому каналу продаж. Это приводит к тому, что страховая услуга становится не инструментом защиты потребителя от возможных рисков, а легализованным способом взимания единовременной комиссии с заемщика.
Из публичной отчётности банков следует, что комиссионное вознаграждение за реализацию страховок по ипотеке и автокредитам превышает 40-45%, по накопительному страхованию жизни - 40-60%, по страхованию жизни и от несчастных случаев - 45-90%. Например, у ООО «Страховая компания «Кредит Европа Лайф» почти 90% страховых премий ушло на оплату комиссионного вознаграждения посредникам.
Закон «Об организации страхового дела в РФ» требует от страховщика предоставлять в надзор обоснованный страховой тариф и структуру тарифной ставки. Эксперты ОНФ считают маловероятным, что допускается такая структура тарифной ставки, в которой 60-90% приходится на комиссии и агентское вознаграждение. Маскировка комиссионных сборов услугами страхования формирует у потребителя негативное отношение к страхованию как таковому и серьезно сдерживает развитие этого рынка в долгосрочной перспективе, считают в Народном фронте.
Чтобы прекратить подобные практики, ОНФ просит Банк России проверить - соответствуют ли договоры, которые заключают страховщики, согласованной регулятором структуре тарифной ставке, устранить нарушения и не допустить подобных ситуаций в будущем.
Эксперты ОНФ предлагают создать институт саморегулирования с обязательным членством банков в соответствующих СРО, которые будут разрабатывать и требовать соблюдать базовые стандарты защиты прав потребителей банковских услуг. Также надо расширить полномочия Банка России - наделить его правом устанавливать требования к продажам кредитными организациями как своих продуктов, так и продуктов сторонних организаций (если банк выполняет функции посредника).
«Ситуация с продажей страховых продуктов через банки выглядит как минимум странно, если не сказать - абсурдно. Когда видишь структуру тарифной ставки и запредельный размер комиссионных, возникает вопрос: а что же продают потребителю? Воздух? В своих предложениях мы исходим из того, что принципы конкурентности, требования к страховым продуктам, к прозрачности отношений страховщика и его агента должны соблюдаться безусловно. Надо, наконец, называть вещи своими именами. Потому что «безобидное лукавство» банкиров наши граждане - потребители финансовых услуг - вынуждены оплачивать из своих зарплат и пенсий», - сказал Виктор Климов.