В этот день, 4 июля 2003 года, глава НК «Юкос» Михаил Ходорковский* и его бывший заместитель по теневой стороне бизнеса Леонид Невзлин побывали на допросе в качестве свидетелей по уголовному делу о хищении в 1994 году 20% акций ОАО «Апатит», принадлежащего государству, на сумму $283 млн. 142 тыс. В расследовании уже фигурировал Платон Лебедев, которого накануне взяли под арест.
Ходорковский и Невзлин на допрос в качестве свидетелей были вызваны повестками на 4 июля 2003 года. Михаил Ходорковский был вызван к 10 утра. Его допрос в следственном управлении на Бауманской улице продолжался около двух часов. По окончании мероприятия Ходорковский нехотя и весьма уклончиво сообщил репортёрам: «все вопросы, интересовавшие следствие, находились в сфере тех дел, которые уже излагались в прессе». Большего, мол, сказать не могу «из юридических соображений», однако «компания Юкос, - отметил Ходорковский, - никак не затрагивается». «Никаких вопросов к хозяйственной деятельности компании Юкос не имеется», - соврал тогда журналистам Ходорковский.
Уже осенью 2003 года стало ясно – жулик Ходорковский цинично скрывал от прессы и общества безобразные масштабы преступной деятельности руководства «самой прозрачной» компании.
(См. Уголовное дело №18/41-03. Что скрывал аферист Ходорковский)
Кстати, осенью того же 2003 года, когда Ходорковского арестовали, доверчивая пресса без всяких вопросов информировала общественность, что «адвокат Антон Дрель сообщил, что решением суда его подзащитный будет отставлен под стражей до 30 декабря 2003 года. Основанием для задержания суд счёл «неявку на допрос 4 июля 2003 года».
На самом деле суд счёл основанием для принятия мер неявку Ходорковского на допрос в качестве свидетеля 24 октября 2003 года.
(См. «Ходорковский сознательно проигнорировал вызов к следователю»)
ЗАКАЗЧИКА СПРОСИЛИ ОБ УБИЙСТВАХ
Второй «предприниматель», - Леонид Невзлин, - явился в следствие не менее дисциплинированно, согласно повестке – к 11 утра. Его общение со следователем продолжалось свыше пяти часов.
С прессой Невзлин, как и Ходорковский, был немногословен. «Это была хорошая и профессиональная беседа, допрос. Всё было в соответствии с законом. В связи с подпиской о неразглашении сведений, которую дают свидетели, больше мне сказать нечего», - заявил Невзлин, стоя на пороге следственного управления.
Уже через три года беглый заказчик серии убийств и покушений являл собой образчик воспроизведения дешёвых «штампов», которыми он объяснял доверчивой публике, возникшую ситуацию.
В мае 2006 года журналист Йоси Мельман из израильской газеты «Ha'aretz» задал миллиардеру несколько вопросов. И Невзлин беззастенчиво накормил газету «клюквой».
«В июле 2003 года меня вызвали как свидетеля в связи с претензиями к Юкосу. Тогда они касались налогов и денежных проблем. Меня допрашивал следователь Генпрокуратуры. Но он действовал по инструкциям и планам ФСБ, тайной полиции, продолжающей дело НКВД и КГБ. Это был не настоящий допрос, скорее, разговор. Я спросил его, может быть, ФСБ ошибается? Может быть, они шьют мне дело и лгут? Он ответил, что они никогда не ошибаются и никогда не лгут. Это был ответ в духе марксизма-ленинизма. Абсолютная вера в их правоту, хотя обычно это абсолютная ложь. Следствие и суд работают так: сначала решают, что ты виновен, и выбирают агентов, которые должны предоставить уличающую информацию» - уверял Невзлин автора публикации.
Очевидно, Европейский суд по правам человека в Страсбурге, если размышлять в логике Невзлина, тоже работает по «плану КГБ». Поскольку в ходе разбирательства жалобы Невзлина на российское правосудие, которое приговорило беглого душегуба к пожизненному заключению за организацию серии убийств и покушений на убийства, ЕЧПЧ не обнаружил в его уголовном преследовании ни «политической подоплёки», ни «скрытой цели уголовного преследования заявителя», ни его дискриминации.
Невзлин, уже тогда, 4 июля 2003 года по характеру вопросов следователя понял, что раскрытие заказных убийств и покушений, связанных с теневой деятельностью Юкоса - лишь вопрос времени. И он оперативно сбежал в Израиль, где стал криминальным кошельком различных проектов и программ. Взамен общественность Израиля делает вид, что брать деньги у спонсора заказных убийств – нормально.
УГОЛОВНИК НЕВЗЛИН В «ДЕЛЕ ПОТРОШИТЕЛЕЙ ВНК»
В этот же день, 4 июля 2012 года, Следственный комитет РФ завершил расследование уголовного дела в отношении одного из основных акционеров нефтяной компании Юкос - Леонида Невзлина. Речь шла о соучастии беглого заказчика серийных убийств в преступлении в сфере экономики, о махинациях с акциями нескольких предприятий.
Как отмечало следствие, «Невзлин в 1998 г. в составе организованной группы лиц присвоил 38% пакетов акций предприятий Томскнефть ВНК, Ачинский НПЗ и других. Эти акции были внесены Российской Федерацией в уставный капитал «Восточной нефтяной компании» на сумму более 3 млрд рублей».
Следствие отметило, что собрано достаточно доказательств, в связи с чем уголовное дело направлено в суд. 24 июня 2013 года заказчик серии убийств Невзлин судом был признан виновным в присвоении акций Восточной нефтяной компании. Суд назначил ему за это преступление шесть лет лишения свободы», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Платона Лебедева отправили под стражу. Платон Лебедев подозревается в хищении $283 млн. Ходорковский* и Невзлин получили повестки на допрос в качестве свидетелей. Prigovor.ru напоминает, что было 3 июля 2003 года»)
*Михаил Ходорковский- 20.05.2022 признан Минюстом РФ физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента