В этот день, 7 июня 2004 года, адвокаты бывшего главы НК «Юкос» Михаила Ходорковского* и главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева сообщили о заявлении в суд ходатайства по объединению двух уголовных дел Лебедева и Ходорковского в одно. Обосновывалось такое ходатайство доводами о здравом смысле и техническом удобстве предстоящего процесса, который уже вошёл в стадию предварительных слушаний.
Михаил Ходорковский* и Платон Лебедев обвинялись по семи статьям Уголовного кодекса РФ.
- ст. 159 ч. 3 (мошенничество в крупном размере),
- ст. 160 ч. 1 (присвоение или растрата),
- ст. 165 (причинение имущественного ущерба собственникам путём обмана или злоупотребления доверием),
- ст. 198 ч. 2 (уклонение от уплаты налога физическим лицом),
- ст. 199 ч. 2 (уклонение от уплаты налога организацией),
- ст.315 (злостное неисполнение решения суда)
- ст. 327 ч. 2 (неоднократная подделка документов).
Среди эпизодов преступной деятельности в сфере экономики, Ходорковскому и Лебедеву вменялось в том числе, мошенническое завладение 20-процентным пакетом акций АО «Апатит», уклонение от уплаты налогов как юридических, так и физических лиц. Их объединенное уголовное дело составило 400 томов материалов. Предварительный ущерб от их незаконной деятельности на начальной стадии следствия оценивался в $1 млрд. До выхода на стадию судебного рассмотрения уголовные дела Лебедева и Ходорковского находились каждое в отдельном производстве.
ОДНО ДЕЛО ДЕЛАЛИ
Попытка объединить два дела в одно была намечена адвокатами Ходорковского и Лебедева ещё в конце мая. Однако 28 мая ходатайство об этом рассмотреть не успели. Одна из сторон процесса, - налоговая служба,- запросила время для изучения материалов дела, для чего был объявлен перерыв. Вопрос, таким образом, перешёл в повестку дня следующего заседания. Однако адвокаты жуликов из Юкоса в этом техническом моменте увидели «происки прокуратуры».
Защитник Ходорковского Юрий Шмидт, по вопросу объединения дел, рассчитывал на здравый смысл суда, «несмотря на явное нежелание прокуратуры». По словам адвоката, «дело это, практически, одно, преступления, в совершении которых обвиняют Ходорковского и Лебедева, те же самые, - сказал Юрий Шмидт. Он отметил, что совместный процесс позволит рассмотреть дело более «полно и всесторонне».
АДВОКАТЫ ЮКОСА ПОМОГЛИ ОБВИНЕНИЮ И СУДУ
Уголовные дела Лебедева и Ходорковского, несмотря на схожесть и огромную массу пересечений во времени и пространстве, всё же имели некоторые отличия, - начиная с того, что Ходорковский был главой НК «Юкос», а Лебедев МФО «Менатеп», каждый со своими уставными полномочиями, правами и обязанностями, и заканчивая тем, что Платону Лебедеву не вменялся эпизод по растрате Ходорковским в пользу Владимира Гусинского 2 649 906 620 рублей, чем был нанесён ущерб всем акционерам НК «Юкос». Поэтому следствие с виду два одинаковых уголовных дела вело отдельно.
Ещё один показатель разницы крылся в объёмах - дело Ходорковского насчитывало 230 томов, у Лебедева – 170 томов. А когда работа была завершена, материалы ушли в суд, то возник вопрос об их объединении. Адвокаты, не встретив никаких возражений со стороны государственного обвинения, с этой проблемой успешно справились – и два дела с подачи защиты стали объединённым делом Ходорковского, Лебедева и бегавшего у них на побегушках Крайнова, избавив всех участников процесса от двойной работы.
(См. предыдущий материал «В этот день Невзлина проталкивали в кресло ректора. Бароны-разбойники из Юкоса нацелились на приватизацию РГГУ. $100 млн в течение 10 лет на подкуп гуманитариев. Prigovor.ru напоминает, что было 6 июня 2003 года»)
* 20.05.2022 г. Михаил Ходорковский признан Минюстом РФ физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента