В этот день, 10 мая 2006 года, по международному ордеру Интерпола, оформленному по запросу Генеральной прокуратуры России, в Италии был задержан экс-директор по стратегическому планированию и корпоративным финансам НК «Юкос» Алексей Голубович.
Как сообщили в МВД Италии, Алексей Голубович был задержан 10 мая 2006 года в аэропорту города Пиза, откуда он намеревался частным рейсом вылететь в Лондон. Задержание проводили сотрудники итальянского управления полиции на воздушном транспорте совместно со службой международного сотрудничества МВД Италии, после чего началась подготовка к судебной части процесса возможной экстрадиции. Как выразился представитель итальянской прокуратуры, «дело находится в крайне деликатной фазе», вероятно, подразумевая, что суда по вопросу выдачи может и не быть, поскольку переговоры о добровольном возвращении Голубовича в Россию велись достаточное время.
ТЕНЬ СОМНИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК
Генеральная прокуратура России сообщила о направлении в Италию соответствующего пакета материалов. «По данным следствия, в период 1994-1995 г.г., в результате преступной деятельности Голубовича в составе организованной группы лиц сумма причинённого государству ущерба составила более $283 млн.», - отмечали в Генпрокуратуре России.
По ходатайству ведомства в конце 2004 года в отношении Голубовича была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (заочно), он был объявлен в розыск. Формула обвинения предварительно указывала на предполагаемую причастность финансиста к некоторым эпизодам первого дела Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Андрея Крайнова. Речь, в частности, шла о махинациях в ходе приватизации на инвестиционных конкурсах ОАО «Апатит» и НИИ удобрений и инсектофунгицидов.
К слову, данный эпизод на протяжении всего судебного процесса по делу Ходорковского, Лебедева, Крайнова защита пыталась «снять с производства» за истечением срока давности. Однако обвинение в этом вопросе настояло на доскональном исполнении судебной процедуры, когда даже «устаревший» эпизод в совокупности с другими материалами следствия подлежал изучению. Суд согласился с такой постановкой вопроса. И своим определением признал «сроки давности» только по окончании судебного разбирательства. (См. «Хищение акций «Апатита» оставили в уголовном деле»)
«МАЯЧОК» ИНТЕРПОЛА ДЛЯ ОБИТАТЕЛЯ ЯХТЫ
Сам Алексей Голубович предъявленные обвинения не признавал изначально, считая, что никаких противоправных решений не предпринимал, сомнительных документов не подписывал, и к вменённым эпизодам, отношения не имел. Юкос он покинул ещё в 2001 году, а в 2003 году выехал в Великобританию, периодически проживая в Италии, в том числе на борту яхты стоявшей в порту итальянского города Виареджо. Тем не менее, соответствующий «маячок» по линии Интерпола на него был выставлен.
В октябре 2006 года суд области Тоскана, где расположена Пиза, отказал России в экстрадиции фигуранта. В ходе процесса Голубович пояснил суду Италии, что его жизни угрожает акционер компании, беглый уголовник Леонид Невзлин (осуждён в 2008 году к пожизненному заключению за заказ серии убийств и покушений на убийства). Более того, как указал Алексей Голубович, именно Невзлин лишил его обещанных 2,6% за работу акций GML. (См. «Алексей Голубович вернулся в Россию»)
Отказ в экстрадиции, впрочем, к тому времени стал скорее формальностью. Эпизод с акциями АО «Апатит», в котором фигурировал Голубович, в мае 2005 года в процессе по делу Ходорковского, судебным определением, утратил свою актуальность, а по остальным вопросам Голубович дал следствию показания среди прочих свидетелей, когда смог добровольно вернуться в Россию.
НАПРАСНАЯ ТРЕВОГА О «ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДОПЛЁКЕ»
Интересно, что задержание Алексея Голубовича в Италии связывалось с попыткой сорвать его интервью с тележурналистом Михаилом Леонтьевым. Однако детальный разговор о неприглядной теневой стороне деятельности «самой прозрачной» нефтяной компании всё же увидел свет.
(См. «В Юкосе строптивых взрывали и травили»)
Второй аспект, возникший в ходе попытки экстрадиции Голубовича из Италии, возник в головах у «защитников Юкоса», которые «не исключили», что «Алексея Голубовича могут заставить не только подписать обязательство о добровольном возвращении на родину, но и сделать заявление о том, что «в деле Юкоса политической подоплеки нет». Из уст бывшего топ-менеджера и одного из стратегов нефтяной компании, - писала газета «Коммерсант», - такое заявление прозвучит убедительно, тем более в преддверии рассмотрения дел Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в Европейском суде по правам человека».
Впрочем, подобные заявления не понадобились. В Страсбурге, как известно, «политическую подоплёку» в деле «Юкоса» так и не нашли, о чём ЕСПЧ дважды сообщал мировой общественности в своих решениях», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день говорили о гигантских налоговых долгах Юкоса. Слушания по иску Министерства по налогам и сборам России к НК «Юкос» о взыскании 99,375 миллиардов рублей. Налоговые планы Алексея Кудрина. Prigovor.ru напоминает, что было 7 мая 2004 года»)