В этот день, 3 февраля 2004 года, грандиозный замысел по созданию в России крупнейшей в мире нефтяной компании «ЮкосСибнефть» завершился крахом - представители основных акционеров «Юкоса» и «Сибнефти» после паузы подписали протокол о совершении «обратной сделки» по разделению компаний, слившихся в одну в октябре 2003 года, когда года Михаил Ходорковский с пафосом объявил: «Успешно реализованная менее чем за полгода беспрецедентная сделка по объединению двух компаний продемонстрировала высочайший профессионализм нашей объединенной управленческой команды».
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ
Подписание документов об «обратной сделке» в феврале 2004 года означало, что участники процесса слияния возвращаются на исходные позиции, включая возврат друг другу, по описи, всего «приданого» в виде акций, денег и т.д.
«Это означает, что владельцы "Сибнефти" в ближайшее время получат 92% акций, проданных Юкосу. А Юкос - 26% своих акций и 3 млрд долларов, уплаченных за акции "Сибнефти".
Со стороны НК "Сибнефть" протокол подписал руководитель московского отделения Millhouse Capital, управляющей акциями основных владельцев компании, Давид Давидович, от ЮКОСа - адвокат акционеров Антон Дрель».
«СОГЛАСНО ИНСТРУКЦИИ ХОДОРКОВСКОГО»
Казалось бы, все рабочие вопросы, включая «острые углы», обсудили, нашли по ним компромиссные решения, утвердили и поставили подписи.
Но тут в лентах агентства Bloomberg возникает беглый мошеник Леонид Невзлин, и как владелец пакета акций Юкоса, начинает возмущаться. Оказывается, он не был поставлен в известность о факте соглашения или решении «Юкоса» об отзыве требований о компенсации. При этом подписавший соглашение по поручению акционеров «Юкоса» адвокат Антон Дрель заявил, что исполнял непосредственные инструкции Михаила Ходорковского. Развалом сделки Невзлин, кстати, возмущается до сих пор – ему даже в сугубо корпоративных вопросах мерещатся «руки Кремля».
Следствие, однако, иначе оценило «профессионализм управленческой команды «самой прозрачной» нефтяной компании - 25 октября того же 2003 года Ходорковский был отправлен в следственный изолятор с обвинениями по семи статьям УК России.
Деловые издания зачем-то взяли этот арест за некую «точку отсчёта», разбирая развал сделки, рассуждая, что «если бы Ходорковского не арестовали, то…», словно забыв, что претензии к Юкосу начались вовсе не осенью 2003 года, к моменту ареста Ходорковского в изоляторе по «экономическим» статьям уже находился подельник Михаила Ходорковского - Платон Лебедев. Кроме того, по обвинению в убийствах и покушениях под стражу уже был взят сотрудник службы безопасности Юкоса Алексей Пичугин, который, как было установлено следствием и судом, при совершении преступлений выполнявший указания «крупного акционера» - Леонида Невзлина.
Да и Ходорковский, которому изначально вменялись аферы с акциями ОАО «Апатит» и налоговые преступления, если б действительно думал о сделке с «Сибнефтью», повёл бы себя иначе. Как минимум, являлся бы по повесткам в прокуратуру, подумал бы над тем, как закрыть налоговые вопросы, - и свои, как физического лица, и Юкоса как лица юридического, - для этого, например, существует «деятельное раскаяние». Ничего из возможного он делать, как известно, не стал.
КРОВАВЫЙ СЛЕД НА РЕПУТАЦИИ
В этом смысле весьма показательны были налоговые планы Юкоса. «В Юкосе, - писала газета «Известия», - «обещали консолидировать отчётность «Сибнефти» как своей «дочки». Это означает, что фактически Юкос с помощью доходов «Сибнефти» мог резко увеличить налоговые выплаты и тем самым снизить напряженность в отношениях с фискальными органами. «Сибнефть» такой вариант развития событий не устраивал».
С учётом налоговых долгов Юкоса, - свыше 20 млрд долларов, - возникших перед государством по строке «злостное уклонение», вполне понятно, почему «Сибнефть» настояла на «обратной сделке». И даже если со всеми налоговыми обременениями, которые тащил за собой Юкос, новый нефтяной гигант со временем справился бы наверняка, то сбежавший в Израиль уголовник Невзлин Л.Б., осужденный к пожизненному заключению за убийства и покушения, зиял бы на репутации кровавой брешью», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Юкос сбросил опасный баласт в виде Брудно. «Максимально дистанцировать Юкос от Group Menatep». Невзлин притворно открестился от «APCO». Prigovor.ru напоминает, что было 2 февраля 2004 года»)