В этот день, 16 сентября 2005 года Генеральной прокуратурой России было утверждено обвинительное заключение по делу в отношении заместителя начальника правового управления ООО «Юкос-Москва» Светланы Бахминой.
«Ей предъявлено обвинение в совершении хищения путем присвоения в 1998-1999 гг. имущества ОАО «Томскнефть», с использованием служебного положения, в составе организованной группы, в крупном размере на общую сумму свыше 8 млрд.руб. (п. «в» ч.2 и пп. «а», «б» ч.3 ст.160 УК РФ). Она обвиняется также по ч.2 ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). По мнению следствия, Бахмина включила в налоговую декларацию за 2001 год заведомо ложные сведения. Кроме того, она не представила налоговую декларацию за 2002 год. Таким образом, она уклонилась от уплаты налогов на общую сумму более 600 тыс.руб. В отношении Бахминой судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
(См. «За что сидит Светлана Бахмина»)
Вокруг этого уголовного дела разгорелись нешуточные страсти. Всем старательно внушалось, что Бахмину судят просто так, «из зверских побуждений», словно следственной бригаде по делу Юкоса нечем было больше заняться. На самом же деле она вполне осознано входила в организованную группу лиц, в которой играла роль исполнителя, что и отмечало государственное обвинение в процессе.
«УМЫШЛЕННО СПОСОБСТВОВАЛА ОТЧУЖДЕНИЮ ИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ»
«Генпрокуратура РФ обвиняет Светлану Бахмину (арестованную в декабре 2004 года) в совершении хищения путём присвоения в 1998-1999 годах имущества ОАО "Томскнефть" с использованием служебного положения в составе организованной группы в крупном размере на общую сумму свыше 8 млрд рублей (ст. 160 УК РФ), а также в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (ст. 198 УК РФ).
Как заявил прокурор, Светлана Бахмина в 1998 году вошла от Юкоса в совет директоров ОАО «Томскнефть» (после того как ЮКОС купил в 1997 году контрольный пакет акций Восточной нефтяной компании, принадлежащая ей «Томскнефть» стала «дочкой» Юкоса) и возглавила его, а затем «умышленно способствовала принятию нужных решений и отчуждению имущества компании».
Госпожа Бахмина «создала условия для избрания в совет директоров компании нужных людей, получила возможность распоряжаться имуществом «Томскнефти», ей были переданы все обязанности оперативного и стратегического управления компанией».
В итоге имущество «Томскнефти» (имеются в виду основные фонды компании - буровые установки, нефтевышки и т. д.) «ушло» шести подставным фирмам Юкоса – «Васюган», «Вах», «Игл», «Нефтяник», «Лугинецкая» и «Стрежевой». Схема хищения имущества, по заключению следствия, была разработана заранее группой лиц, в которую входили Светлана Бахмина, главный юрист Юкоса Дмитрий Гололобов, находящийся в розыске, и другие «неустановленные лица» - сотрудники Юкоса. «Светлане Бахминой отводилась роль исполнителя», - говорилось в обвинительном заключении.
В СОСТАВЕ ГРУППЫ ЛИЦ «СОВЕРШИЛА ХИЩЕНИЕ НА СУММУ БОЛЕЕ 8 МЛРД 60 МЛН 122 ТЫС. РУБЛЕЙ»
По данным следствия, Светлана Бахмина в результате сделок по выводу имущества «Томскнефти» указывала остаточную его стоимость - общий его размер составил в итоге 3 млрд 380 млн 180 тыс. рублей, а на самом деле стоимость этого имущества превышала 8 млрд. рублей; кроме того, она «передавала активы «Томскнефти» подконтрольным Юкосу предприятиям, в том числе и безвозмездно». В итоге, считает следствие, Светлана Бахмина в составе организованной незаконной группы лиц совершила хищение на сумму более 8 млрд 60 млн 122 тыс. рублей.
Кстати, в рамках уголовного дела было заявлено два гражданских иска: от физического лица, одного из акционеров компании «Томскнефть»,- на 600 тыс. рублей и от компании «Сандхейс Лтд» - более чем на 1 млрд рублей».
Кроме того, следствие пришло к выводу, что «Светлана Бахмина включила в налоговую декларацию за 2001 год заведомо ложные сведения. При этом она не представила налоговую декларацию за 2002 год. Таким образом, она уклонилась от уплаты налогов за 2001-2002 годы на общую сумму 606 тыс. 040 рублей».
В итоге, 19 апреля 2006 года Бахмина была признана виновной и приговорена к семи годам лишения свободы в колонии общего режима.
РАЗМЕННАЯ ПЕШКА В ИГРЕ ХОДОРКОВСКОГО-НЕВЗЛИНА
Похоже, что вникать в суть обвинений, кроме, пожалуй, адвокатов и участников судебного процесса, никто особенно не стал. Пиарщики пошли другим путём – приобщили к делу «гражданское общество», решив, что громогласные «открытые письма» с требованиями помилования Бахминой, это и есть «независимая судебная система». И всем была предъявлена откровенная манипуляция. Манипуляция, потому что для запуска процедуры помилования совершенно не требуется всяких «открытых писем» и прочих «криков души» неравнодушной общественности. Требуется в этом вопросе главный документ – письменное прошение осужденного лица на имя главы государства.
В случае с Бахминой оно то появлялось, то отзывалось. «22 октября её ходатайство о помиловании было зарегистрировано администрацией больницы для осужденных ФГУ ЛПУ-21, а 24 октября Бахмина написала заявление с просьбой вернуть прошение, что администрация и сделала», сообщила тогда «Ведомостям» сотрудница ЛПУ-21».
Юкосовские адвокаты играли судьбой «матери двоих детей», принуждая её ради выгоды Ходорковского, Невзлина и Лебедева отказываться от президентского помилования. Им было невыгодно, что председатель совета директоров ОАО «Томскнефть» (а не «просто юрист») Светлана Бахмина в прошении о помиловании президенту России Дмитрию Медведеву признавала свою вину. Заметим, и во время следствия и на судебном процессе вкрадчивые юкосовские адвокаты категорично советовали Бахминой свою вину не признавать. Досоветовались.
В апреле 2009 года Преображенский суд Москвы принял решение об условно-досрочном освобождении экс-юриста Юкоса Светланы Бахминой», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день адвокат рассказал о страданиях «пассивного курильщика» Ходорковского. Хроника заядлого курильщика МБХ. «Представители Юкоса сознательно скрыли важные факты, не передав контрагенту документы за 1999 год». Prigovor.ru напоминает, что было 15 сентября 2005 года»)