История 25.04.20 14:18

Как Элина Быстрицкая похотливых партийных чиновников обламывала

FLB: Прошёл год как не стало одной из красивейших женщин 20 века, звезды советского кино и королевы Малого театра Элины Быстрицкой

Как Элина Быстрицкая похотливых партийных чиновников обламывала

В её послужном списке несчётное число наград и регалий - народная артистка СССР, профессор, академик нескольких академий и т. д. Но больше всего она гордилась и дорожила званием «Аксинья Донская» и эполетами настоящего казачьего полковника (с четырьмя крестами «За заслуги перед казачеством», с правом ношения казачьей шашки) - за свою роль в «Тихом Доне».

В Советском Союзе популярность актрисы Быстрицкой была такова, что в её честь родители своих дочек называли Элинами, а после «Неоконченной повести», где она сыграла врача, конкурс в медицинские вузы на годы вперёд стал просто «космическим». Не менее Элина Авраамовна прославилась своим бескомпромиссным характером. Ничто - ни вожделенная роль, ни карьерная выгода – не могло её заставить пойти против своих принципов. Резкая и по-максималистски прямолинейная, она придерживалась правила – в глаза говорить то, что думает, и называть вещи своими именами. А ещё – отказываться от проходных ролей.

Для советского тоталитарного искусства – такая линия поведения была неслыханной дерзостью, но как ни странно, по большому счёту Быстрицкой это сходило с рук. Правда, как следствие – не такая уж большая фильмография. Более того, 23 года – с 1967 по 1990-й – актриса вообще не снималась в кино. Зато у неё был Малый театр, где она по-настоящему королевствовала.

Последние несколько лет Элина Авраамовна болела, заметно сдала, ходила, опираясь на палочку, и в спектаклях не участвовала. Но как истинная актриса и железная женщина, она не могла просто так уйти на покой – это было не в её характере. Записывала на диски песни военных лет, практически до последнего выступала в концертах, в том числе самом главном для неё – ко Дню Победы. В 2017-ом издала две книги мемуаров – «Встречи под звездой надежды» и «Звезды на небе». Интервью не давала, но настойчиво следила, чтобы журналисты о ней не писали вранья и глупостей.

4 апреля прошлого года актриса отметила 91-летие, а 26-го – скончалась. Весь этот год её имя полоскали в различных ток-шоу и бульварной прессе (в основном по поводу скандальной истории, связанной с её наследством). Писали, что якобы перед смертью её избили, украли все сбережения… Но сейчас трогать эту тему совсем не хочется. Элина Быстрицкая прожила свою жизнь с абсолютно незапятнанной репутацией и также ушла достойно - с гордо поднятой головой. Предлагаем самые яркие фрагменты её рассказов о своей жизни и творчестве:

О ДЕТСТВЕ, ПЕРВОЙ РОЛИ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

«В детстве я была очень отчаянной. Я даже дралась по-мальчишечьи. Потому что во дворе нужно было защитить себя и слабеньких. А я была сильная! Если меня или моих подруг хотели обидеть, – всегда давала сдачи. Ну а самой большой моей страстью с детства был театр. Мы сами придумывали сюжеты, тексты, читали стихи, ставили домашние спектакли. Помню, однажды поставили «Чапаева». Мой брат играл Василия Ивановича, а я даже не Анку, а… Петьку. Потому что мне нравились слова, которые Петька в фильме говорил: «Тихо! Чапай думать будет!»

Когда началась война, мне было 13 лет. Но, как и многие в то время, с первого дня войны я думала только о том, как приносить пользу. Я буквально рвалась работать на Победу. Мой отец был военным врачом, и он всегда мне говорил: «Ты - дочь офицера. А русский офицер всегда душу отдаёт Богу, сердце - даме, жизнь - Отечеству, а честь - никому». И я пошла работать санитаркой (во фронтовом передвижном эвакогоспитале № 3261, - FLB). Сама напросилась! Брала анализы крови, помогала отцу (а он был прекрасный инфекционист) в лаборатории, потом закончила курсы медсёстер. Господи, я там столько беды и трагедий видела. Бомбёжки, голод, гибель людей у тебя на глазах, запах крови, который потом преследовал меня всю жизнь… До сих пор сама не знаю, как все это выдержала! Нервный срыв случился лишь однажды, под Одессой. Я везла в машине четверых раненых, а когда прибыли в госпиталь, они все оказались убиты - в дороге мы попали под обстрел. Я не понимала, как такое могло случиться: мне и водителю - ничего, все пули достались ребятам.

А ещё из сильных воспоминаний о войне… В сорок четвёртом наш госпиталь переезжал из Одессы за границу, но меня не взяли - сказали, мол, поезжай учиться. Я приехала в родной Киев, а там вместо нашего дома груда кирпичей. До сих пор перед глазами – обгоревшая груша, на которой раньше висели мои любимые качели, а на соседской стене - остатки нашей крыши».


СКАЗАЛА ПЕДАГОГУ: «ИЩИТЕ МЕНЯ В ДНЕПРЕ!»

«Родители хотели, чтобы я стала медиком, да и я сама сначала тоже этого хотела. Мне нравилось лечить, было приятно, когда раненые благодарили, уважали. Я с отличием закончила медтехникум в городе Нежине на Черниговщине, получила диплом фельдшера-акушерки и даже приняла 15 полагающихся по моей специализации родов. Но уже тогда понимала, что медицина не для меня. В тот момент у меня была одна мечта – театр! Поэтому я поступила в музыкальную школу, при которой был балетный класс, играла в местном музыкально-драматическом театре. Но мама с папой были категорически против того, чтобы я была артисткой. Поначалу папа запретил мне даже думать об этом, и я долго не решалась нарушить его запрет. А потом они поняли, что меня не переубедить, и я уехала в Киев поступать в институт театрального искусства имени Карпенко-Карого.

Там на последнем курсе случился эпизод, из-за которого меня едва не отчислили. 21 января 1953 года должен был состояться концерт «Памяти Ленина». Я выучила «Сказку о Ленине» Натальи Забилы, сосредоточена была, стояла, повторяла многостраничный текст. И в это время один из студентов подкрался и дунул из свистульки в самое моё ухо. Я отреагировала немедленно – как залепила ему пощёчину, знаете, от души. Девушка я была спортивная - он отлетел аж метров на пять! А вечером узнаю, что готовится приказ о моем отчислении. В сердцах я сказала своему педагогу: «Если завтра будет издан такой приказ, послезавтра ищите меня в Днепре». Повернулась и вышла...  И я слово бы сдержала - клянусь! Во-первых, сама никогда не вру и терпеть этого не могу в других, а во-вторых, другого выхода не видела.

Мне ведь было непросто учиться. Родители за то, что пошла им наперекор, денег мне не присылали, поэтому параллельно я ещё и подрабатывала: ассистенткой в цирковом аттракционе Эмиля Кио, в оперном театре в мимансах, снималась в массовках... И вдруг оказаться несостоятельной перед ними, всё вдруг потерять? Собрали комсомольское собрание, припомнили мне такие «грехи» и «преступления», о которых я и подумать не могла. Припомнили, что я отказалась танцевать в паре с Ваней Марушко, якобы я сказала, что от него, видите ли, деревней пахнет. «А деревня пахнет хлебом, товарищи!» Я слушала и ужасалась этой демагогии: и это мои товарищи, сокурсники? Ведь они лгут! Я никогда не говорила, что от него пахнет деревней, сказала, что пахнет потом, он не моется, не хочу танцевать в паре с неопрятным человеком. Он самый слабый был студент, а я после балетной школы… Я же имела на это право!

В конце концов я встала и ушла – так была оскорблена. А комсомольские активисты до трёх ночи решали, что со мной делать. Постановили: «исключить Быстрицкую из комсомола и просить дирекцию исключить её из института». Но ниоткуда не исключили. Когда в райкоме потребовали сдать комсомольский билет, я сказала: «Я его получала на фронте и вам его не отдам!» Это было сказано искренне – для меня это была святая книжечка. Влепили строгий выговор, который через два месяца сняли, и в результате институт я окончила с отличием. Но это «судилище» мне на многое открыло глаза и подтолкнуло к тому, что я захотела уехать с Украины. И уехала». 


О ДЕБЮТЕ НА СЦЕНЕ, ПЕРВЫХ РОЛЯХ В КИНО И КОНФЛИКТЕ С БОНДАРЧУКОМ

«Хорошо помню свой первый выход на сцену в качестве профессиональной актрисы в Вильнюсском драмтеатре - я играла Таню в «Иркутской истории» по Арбузову. Помню, что очень сильно волновалась. Это ведь был не какой-то заштатный театрик в глубинке, а национальный русский театр драмы в столице Литвы с очень хорошей труппой и замечательным режиссёром. И вообще этот театр принес мне удачу – именно на гастролях с ним в Ленинграде я получила приглашение сниматься у Фридриха Эрмлера в «Неоконченной повести».

Что касается Сергея Бондарчука, который стал в этой ленте моим партнёром, то «наши разногласия» начались ещё в 1950 году в Киеве, когда снимался фильм «Тарас Шевченко». Он стоял за мной в буфете и грубовато меня отодвинул. Я сказала: «Потише ручками!» Вот и весь конфликт! Как он мог запомнить? Это для нас всех он был Бондарчук, я тогда вообще была в массовке. Но, может, запомнил…

Потом встретились в «Неоконченной повести». Там он выругал меня… Нецензурно. Чем очень сильно унизил. Причём ни за что – просто так. Сняли его через моё плечо, ставили свет на меня. Я уже готова была, хорошо настроилась. А он просто решил сделать гадость... И не извинился. После этого я сказала, что сниматься не буду, но меня уговорил режиссёр. Так и доснимали – молча, строго по сценарию… Бондарчук вообще так, честно говоря, был большой хам, и не только по отношению ко мне. Не будем больше о нём - этот факт больше характеризует меня, нежели его. А то, что на экране это незаметно и мы испытываем к друг другу нежные чувства, заслуга, в первую очередь, великого мастера Фридриха Эрмлера, снявшего «Великого гражданина», «Она защищает Родину» и другие фильмы. А во-вторых… удалось и всё. Это моя профессия».


Быстрицкая с Сергеем Бондарчуком в фильме «Неоконченная повесть», 1955

О СЪЁМКАХ В «ТИХОМ ДОНЕ» И «ССОРЕ» С ШОЛОХОВЫМ

«В 1955-м с «Неоконченной повестью» я в составе советской делегации поехала на Неделю советского фильма в Париж. Именно там от Аллы Ларионовой, с которой мы дружили, я узнала, что Сергей Герасимов приступает к съёмкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей. А я мечтала о роли Аксиньи ещё в театральном институте! Как только наш парижский самолёт приземлился в Москве, я прямо из аэропорта позвонила Герасимову: «Дайте мне возможность попробоваться». Тогда ведь не стыдно было проситься на пробы, потому что потом нужно было ещё выиграть конкурс на роль. Он мне ответил: «Приезжайте прямо сейчас». И я приехала. Герасимов дал мне текст и попросил прочитать сцену в подсолнухах – ту самую, в которой я провалилась в институте. Я не смогла, сказала, что мне надо заново перечитать всю книгу, а пока я переполнена парижскими впечатлениями и не готова. Вышла за дверь - и в слёзы. Уехала, понимая, что всё пропало. А через две недели меня вызвали на пробы.

На Аксинью было около тридцати претенденток, но последнее слово было Шолоховым. И он выбрал меня… Кстати, когда отмечали 100-летие Михаила Александровича, его дочь рассказала мне, как это произошло. Они взяли мою фотографию из «Неоконченной повести» и показали отцу: «Вот тебе Аксинья». Поэтому потом при виде меня у него и вырвалось: «Так вот же она!» Не потому, что я была лучше других... Благодаря его слову, вопрос отпал.

Вообще «Тихий Дон» и работа с Герасимовым – это для меня как университет. У нас подобралась очень хорошая актёрская группа - Герасимов умел создать ансамбль. А что запомнилось? В основном, трудности – и погодные, и то, что надо было учиться скакать на лошади, а я их боялась. Но научилась же! Помню, как снимали «постельную сцену» с Петром Глебовым, игравшим Григория Мелехова. Просто лежать с чужим мужчиной в постели я не хотела. Попросила: «Положите между нами хоть что-нибудь». Свернули одеяло, просунули. (Смеётся.)

Когда картина вышла на экраны, казаки приняли мою Аксинью. Прямо так и сказали: «Она – наша!» Это и есть для меня главная оценка. Тридцать старейшин донских казаков вручили мне огромную грамоту на пергаменте в виде свитка, подтверждающую звание «почётной казачки», и просили впредь называться не иначе как Аксинья Донская. Я ответила, что фамилию отца не изменю, так как очень ей дорожу, но чрезвычайно им благодарна за признание моих заслуг. Это было о-оч-чень не просто!


Элина Быстрицкая в роли Аксиньи, кадр из фильма «Тихий Дон», 1958

Безусловно, и Шолохову я за всё благодарна. Потом кто-то написал, что мы с ним поссорились… Нет, просто одна наша встреча очень меня расстроила. В 1962 году я снималась у Георгия Натансона в фильме «Все остаётся людям». Съёмки проходили в Ленинграде, где в те же дни был и Михаил Александрович (он участвовал в симпозиуме писателей). Я позвонила ему в гостиницу «Астория», сказала, что хотела бы повидаться с ним. Он говорит: «Приезжай, Ксюша!» (Он меня Ксюшей называл - как героиню «Тихого Дона».) Знаете, я так обрадовалась! Когда я поднялась в его трёхкомнатный люкс, увидела, что в комнатах полукругом стоят столы, за ними вчерашние гости, какие-то остатки еды. В нос ударил острый запах перегара - это было что-то ужасное! Ещё больше меня поразил вид Шолохова: вот такие заплывшие глаза, красное лицо... Я была так потрясена, что не удержалась и со свойственной мне дурацкой прямотой выпалила: «Михаил Александрович, как вы можете? Что вы делаете с писателем Шолоховым?!» И вдруг он беззлобно на меня посмотрел и сказал: «Замолчи! Ты думаешь, я не понимаю, что я выше «Тихого Дона» ничего не написал?» И такая боль прозвучала в этих словах - я потом часто их вспоминала. Кстати, когда говорят, что роман написал не он… Лично я для себя давно ответила на вопрос, кто написал «Тихий Дон». Шолохов! Не буду приводить аргументы, но я уверена в этом абсолютно». 

О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ И ОТНОШЕНИЯХ С АКТЁРАМИ-МУЖЧИНАМИ

«О своей внешности я вообще никогда не думала. Честно! Впервые о ней услышала во время войны, в сорок первом году, когда работала в военном госпитале. Лежали раненые, симпатичные ребята, один солдатик другому говорит: «Какая хорошенькая девушка, посмотри!» И смотрят вроде как на меня. Оглянулась – никаких других девушек нет, значит, это про меня. Возвратившись домой, долго разглядывала себя в зеркало и очень удивилась, потому что ничего необычного там не увидела. Но этот эпизод я запомнила.

Ухаживать за мной многие пытались. Например, такой был случай. Кажется, после фильма или спектакля меня провожал домой аспирант из пединститута. Все поглядывал на меня большими тёмными глазами и всю дорогу молчал, как будто думал о чём-то. А я тоже - опыта никакого, юная, жду, чего он скажет. Проводил он меня до калитки и, я так думаю, совсем уж собрался меня поцеловать. Но едва он протянул ко мне руки, как из репродуктора с соседнего столба (а тогда громкоговорители висели на каждом столбе) грянул Гимн Советского Союза. Мой ухажёр сразу выпрямился, встал по стойке «смирно». (Смеётся.) А мне стало дико смешно. Несмотря на то, что и для меня гимн тоже много значил, но не до такой же степени. К тому же у меня не было к нему ничего. Просто он был участник войны, поэтому у меня было к нему просто доброе отношение. 

Моей первой любовью был замечательный парень по имени Виктор. Необычайно талантливый, с необыкновенно красивыми глазами. Он красиво танцевал, ухаживал. А потом… Он поехал учиться в Кривой Рог и исчез. Как я потом узнала, он что-то не то написал в своём дневнике, и его арестовали. Искать было бесполезно, даже его родителям ничего не сообщили.


Актриса Малого театра Элина Быстрицкая, январь 1963

А вот из мужчин-актёров на меня никто не мог произвести впечатления. К тому же на съёмочной площадке и в театре мне было не до романтических отношений. У меня была цель в жизни – я мечтала получить профессию, затем стать в этой профессии мастером. Собственно говоря, так и произошло. Какого уровня я хотела достичь, такого и достигла. Понимаете, об этом можно только мечтать!»

О МАЛОМ

«Свою Лёльку в фильме «Добровольцы» я посвятила маме, потому что помню её именно такой - в комсомольской косыночке. Так что Лёлька у меня – мама! Там был прекрасный режиссёр Юрий Егоров, в прошлом лётчик, фронтовик. И он понимал, что снимает. А для меня и по сей день люди, которые прошли войну – это особые люди. Егорову удалось собрать удивительный актёрский состав, съёмочную группу. А песни Марка Фрадкина там какие!


Быстрицкая в роли Лёли - в «Добровольцах», 1959

Именно благодаря популярности «Тихого Дона» и «Добровольцев» я попала в Малый театр. Я ведь ещё студенткой посмотрела четыре спектакля с участием всех корифеев на гастролях Малого в Киеве, и грезила именно о таком театре. Но старалась даже не думать о нём - это была радужная, несбыточная мечта. Ну а после выхода этих картин сестра Ольги Аросевой Леночка (она была моей подругой по Вильнюсскому театру) посоветовала: «Иди в Малый, тебя там возьмут». Набралась смелости и позвонила Михаилу Ивановичу Царёву: мол, хотела бы работать в Малом театре, - «если вы сочтёте это возможным». И вскоре получила приглашение перейти в труппу - сначала по договору, а затем (в марте 1959-го) с зачислением в штат. Первой моей ролью на сцене Малого стала леди Уиндермиер в спектакле по О. Уайльду «Веер леди Уиндермиер». Мне было очень интересно после казачки сыграть английскую аристократку».


Элина Быстрицкая в роли Леди Уиндермиер в спектакле «Веер леди Уиндермиер» по пьесе Оскара Уайльда

О КОНФЛИКТАХ С ЧИНОВНИКАМИ И ТВОРЧЕСКОМ ПРОСТОЕ

«Все причины моих так называемых конфликтов только в одном: я всегда поступаю так, как мне велит душа. И если что-то решаю для себя, то иду до конца. Может, это мой максимализм, а может, просто у меня есть определённые принципы, которых я не нарушаю, потому что воспитана так мамой и папой. Там нет ничего необыкновенного: не врать и не предавать, не изменять себе. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться, и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести.

К сожалению, в моей жизни были случаи, когда я сталкивалась с разного рода совсем не профессиональными проблемами. Как-то во время поездки в Англию один большой начальник, будучи руководителем советской делегации, делал мне недвусмысленные пошлые намёки. А получив отпор, в открытую сказал: «Тогда ты больше вообще никуда не поедешь!» Я ответила: «Ну и что?!» Нечто похожее было не только с его стороны, но с тем же успехом. Когда меня пригласил к себе в кабинет другой большой советский начальник и прямо там стал приставать, я просто дала ему по морде, и ушла. Простите, пожалуйста, но я не считала, что можно получить работу через постель. И я свои взгляды не изменила.


Да, какое-то время меня никуда не посылали за границу. Как я к этому относилась? Да никак! Наплевательски. Я достаточно гордый человек. Никуда не ходила ничего выяснять, не ходила просить. Я жила и живу так, как считаю нужным. Никогда не пользовалась ничьим покровительством - я это презирала!

Действительно однажды в моей жизни была «чёрная» полоса. После «Неоконченной повести» я начала сниматься у Ромма в «Убийстве на улице Данте», но заболела желтухой и потеряла роль. Позже в театре я повредила ногу во время спектакля, доиграла спектакль, но порвала связку. Сыграла на хлорэтиле ещё два спектакля – получила ожог четвертой степени и мои роли стали играть дублёры. Но творческих простоев в моей жизни никогда не было. В 1958-м – «Тихий Дон», в 59-ом – «Добровольцы», в это же время снимались фильмы-спектакли в Малом театре – «Старик», «Бешеные деньги», другие… Я снималась во Франции, в Болгарии, даже научилась говорить по-болгарски. Просто эти фильмы у нас не показывали. А от скольких ролей в кино я просто отказалась, понимая, что ничего там интересного не произойдёт. И ни разу не ошиблась. В конце концов – я театральная актриса! Даже когда у меня в театре не было премьер, я играла старый репертуар или я вводилась во что-то. Это же тоже работа! Много читала: стихи и прозу - то есть, сложа руки, не сидела и никогда без работы не была».


О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

«Не считаю нужным рассказывать о своей семейной жизни. Зачем? Мой опыт может быть ценным и нужным лишь для меня - другим он ничего не даст. А устраивать замочную скважину для всех интересующихся я не собираюсь. Мой муж работал в Министерстве внешней торговли, в политическом управлении. Он был очень интересным человеком – с ним мне было интересно общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом обязана ему. Сколько всего он помнил, сколько всего любопытного знал! Мы познакомились, когда снимался «Тихий Дон» - нас познакомил его друг, и были вместе 27 лет. Но подробности нашей жизни я не люблю рассказывать. Я считаю, что мой дом – это моя защита. Почему я должна впускать туда посторонних?! По поводу своей семейной жизни говорю: «У меня всё, что положено, было. Я любила и была счастлива». Расстаться была моя инициатива - решила и развелась. Ещё Омар Хайям мудро сказал: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало».


Но я не одинока – у меня есть родственники, близкие подруги - мы дружим по 35-40 лет. Есть мужчины-друзья. И мне дорого, что я общаюсь только с теми людьми, с которыми мне интересно. Мои партнёры по сцене, по фильмам - драгоценны для меня. К сожалению, с каждым годом их становится меньше. Сегодня для меня счастье то, что я могу выйти на сцену, спеть - я ещё нужна и могу подарить радость людям, которые приходят в зрительный зал. Ещё для меня счастье - вставать утром и знать, что тебе есть что делать».


От ред. FLВ: В этом тексте журналист Андрей Колобаев собрал фрагменты из нескольких своих интервью с Элиной Быстрицкой разных лет. В частности, цитируется интервью «Главные законы Элины Быстрицкой» , опубликованное 5 мая 2017 года в газете «Совершенно секретно», которую тогда выпускала наша команда Агентства федеральных расследований FLB.ru

Ещё на эту тему

Депутаты от КПРФ поддерживают изменения в пенсионном законодательстве

В КПРФ нет «консолидированной позиции» по пенсионной реформе, как об этом заявляют в ее партийном руководстве.  Ряд депутатов-коммунистов в регионах поддерживают реформу

A little house of a gatekeeper. Mikhail Khodorkovsky has bought a two-stories flat in London for 2 million pounds

The website Prigovor.ru has found in Great Britain yet another house belonging to Mikhail Khodorkovsky. On the whole, this finance swindler and collaborationist has in London and its suburbs five luxury real estate units with total value amounting to 24 million pounds or nearly 3 billion rubles.

24.04.2019 12:58:40 #Грудинин П.Н. #Суды

Развод по-грудинински: «золото партии» пришлось отдать за грешки

FLB: Экс-муж и экс-кандидат в президенты от КПРФ теперь, похоже,  получит приставку «экс»  и к слову миллиардер. Репортаж из зала суда

Ходорковский открыл новую фирму под новый проект расчленения России

Prigovor.ru выяснил, что 17 ноября соучастница Михаила Ходорковского зарегистрировала в Лондоне компанию Analitika One Limited

Мы в соцсетях

Новости партнеров