9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Накануне генпрокурор РФ Юрий Чайка в интервью «Коммерсанту» рассказал, что ущерб от коррупции в России за последние два с половиной года составил около 150 млрд рублей. При этом, отметил Чайка, благодаря принятым мерам удалось повысить результативность работы по возмещению ущерба. Добровольно погашенный ущерб составил более 11 млрд руб. Приняты меры по обеспечению его взыскания на сумму более 78 млрд руб. Речь идет об изъятом и арестованном имуществе.
К тому же, добавил Генпрокурор, с 2013 года было выявлено свыше 14,6 тыс. нарушений закона, инициировано более 900 процедур контроля за расходами. Прокурорами заявлены десятки исков об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, на сумму более 12 млрд руб., включая иск к Захарченко.
В целом же картина коррупционной преступности в России, с учётом высокой латентности, выглядит так:
1. В 2014 году количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составило 32,2 тыс., в 2015 году — 32,4 тыс., в 2016 году — 32,9 тыс., а за девять месяцев 2017 года — 24,8 тыс.
2. Только за последние три с половиной года за совершение коррупционных преступлений осуждено более 45 тыс. человек. Среди них 4,5 тыс. сотрудников правоохранительных органов, более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, большинство из которых — главы муниципальных образований и местных администраций.
3. За 10 лет органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 3 млн нарушений законодательства о противодействии коррупции. Если в 2007 году, когда у нас были созданы специализированные подразделения по противодействию коррупции, рассказывает Юрий Чайка, таких нарушений выявили 106,5 тыс., в следующем году — уже 208 тыс., а за девять месяцев текущего года установлено более 200 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции.
4. Свыше 87 тыс. человек привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов за незаконные вознаграждения от имени юридических лиц и незаконные привлечения к трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих — порядка 3 млрд руб.
5. Наиболее часто в антикоррупционных проверках выявляется несоблюдение чиновниками запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством. К таким нарушениям относятся, в частности: непринятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; непредставление или представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдение требований закона о контроле за расходами.
6. После вмешательства прокуроров в связи с утратой доверия за последние несколько лет уволено почти 1,5 тыс. должностных лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Причем речь идет о грубых нарушениях коррупционной направленности, к которым относятся сокрытие сведений об имуществе, доходах и расходах, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, несоблюдение отдельных антикоррупционных запретов.
7. С начала 2018 года вступит в силу законодательная новелла — публичный реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Опасение попасть в черный список будет дополнительно мотивировать чиновников к соблюдению законов.
На вопрос журналиста Максима Варывдина о том, можно ли средствами прокурорского надзора нивелировать сами предпосылки для совершения коррупционных нарушений, Юрий Чайка ответил утвердительно:
«Безусловно. Среди форм профилактики и предупреждения коррупции особое место занимает антикоррупционная экспертиза, которая подразумевает проверку нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов и на их соответствие федеральному законодательству».
За девять месяцев текущего года прокурорами изучено более 1 млн нормативных правовых актов и их проектов, в которых выявлено более 70 тыс. коррупциогенных факторов, подтвердил фактами свою мысль генпрокурор.
А на вопрос, надо ли повышать ответственность за коррупционные преступления, Юрий Чайка ответил: «Я глубоко убежден, что дело не в жесткости наказания, а в его неотвратимости. Именно на этом сосредоточены усилия надзорных и правоохранительных органов. Именно об этом должен помнить каждый».
В то же время глава СК РФ Александр Бастрыкин добавил, отвечая на вопросы журналистов «Российской газеты», что «в текущем году ущерб по уголовным делам коррупционной направленности, которые расследует СК России, составил 10,3 млрд руб.».
По его словам, в этом году в Следком поступило около 23 тыс. сообщений о коррупционных преступлениях: «Это где-то на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам рассмотрения сообщений нашими следователями возбуждено 14,5 тыс. уголовных дел. Что тоже примерно на 25% меньше, чем в прошлом году».
Остановился Александр Бастрыкин и на деле полковника Дмитрия Захарченко, отметив, что на данный момент речь идет о четырех эпизодах получения взяток Захарченко от предпринимателей за совершение действий по службе в пользу взяткодателей и общее покровительство. В том числе сопряженных с вымогательством. Подчеркну, что напрямую он никогда не требовал незаконное вознаграждение, а делал это завуалированно и изощренно - создавал для предпринимателей такие невыносимые условия, когда они сами вынуждены были давать взятки. И уже сейчас можно утверждать, что изъятые в квартире сестры Захарченко деньги и ценности получены Захарченко незаконным путем, в том числе в качестве взяток. Сейчаc продолжаются следственные и оперативно-технические мероприятия, направленные на установление иных соучастников Захарченко.
При этом глава Следкома добавил, что чаще всего в последнее время на коррупционных преступлениях попадаются представители правоохранительных органов, должностные лица муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления, а также образования и здравоохранения, военнослужащие. Так, в числе обвиняемых 845 сотрудников органов внутренних дел, 571 должностное лицо государственных, муниципальных учреждений и предприятий, 529 должностных лиц органов местного самоуправления, 490 военнослужащих, 277 работников образования и науки, 221 работник здравоохранения. Помимо этого более 400 обвиняемых - это лица, в отношении которых применялся особый порядок уголовного судопроизводства: прокуроры, судьи, следователи, адвокаты и другие. Есть и достаточно высокопоставленные лица, чьи имена и фамилии всем хорошо известны из СМИ. Всего же перед судом предстало более 7 тысяч фигурантов уголовных дел.
Александр Бастрыкин также добавил, что в основном сейчас расследуются дела, связанные со взяточничеством: «Суммарно по статьям о получении взятки, даче взятки и мелком взяточничестве в суд направлены 3367 уголовных дел. По статье «мошенничество» - 1178. Присвоение или растрата – 599».
Глава Следкома также отметил, что наряду с привлечением к уголовной ответственности приоритетная задача ведомства - обеспечить возможность возмещения ущерба государству. Пока процент не очень высокий. Из 10,3 млрд ущерба в текущем году возмещено примерно 2 млрд, около 20%. И дополнил: «следователь должен установить имущество обвиняемого и ходатайствовать перед судом о наложении на него ареста для последующего обеспечения. Этот показатель у нас находится на отметке 69 процентов - то есть около 7 миллиардов рублей. Таким образом, если рассматривать эти два показателя в совокупности, то по уголовным делам о коррупционных преступлениях обеспечивается возмещение ущерба на 89 процентов».
Несмотря на это, сказал Александр Бастрыкин, следует признать и то, что по сравнению с данными 3-5-летней давности мы вышли на более высокий уровень.
Остановился Бастрыкин и на расследованиях дел бывших губернаторов, привлеченных к уголовной ответственности, о чем подробнее читайте в интервью «РГ».
На вопрос издания, в каких сферах преимущественно совершаются коррупционные преступления, в результате которых страдает государство, глава Следственного комитета России сказал: «Как правило, это происходит в сферах государственных и муниципальных закупок, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, операций с недвижимым имуществом, социальной и иных сферах. Наиболее «благодатная почва» для этого создается в процессе подготовки, заключения и реализации государственных контрактов».
В текущем году, подтвердил свои слова Бастрыкин, по направленным в суд уголовным делам коррупционной направленности, связанным с государственными и муниципальными закупками, расследовалось 99 преступлений в отношении 82 обвиняемых.
На вопрос журналистов «РГ» о том, какие первоочередные изменения в законодательство необходимо внести для того, чтобы более эффективно бороться с коррупцией, Александр Бастрыкин ответил:
1. «Среди приоритетных мер, о которых может идти речь, - необходимость совершенствования законодательства о возмещении ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, и репатриации из-за рубежа капиталов, полученных в результате таких преступлений. Добиться ощутимых результатов в этой области можно, установив уголовную ответственность юридических лиц. Соответствующий законопроект подготовлен Следственным комитетом.
2. Также необходимо ввести конфискацию имущества в качестве вида уголовного наказания, как наиболее превентивную и ожидаемую в обществе меру. При этом надо рассмотреть возможность применения конфискации имущества не только обвиняемого, но и имущества, переданного таким лицом во владение иных лиц (членов семьи, совместно проживающих с ним лиц, иным лицам), в том числе прибыли или других выгод, полученных от доходов в результате совершенного преступления».
3. В целях повышения эффективности работы по минимизации и ликвидации последствий преступлений коррупционной направленности, в результате которых причинен ущерб государству, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, нужно предусмотреть возможность введения нормы, обязывающей лицо, совершившее преступление, доказывать законность происхождения, владения и пользования имуществом и денежными средствами. В том числе и не связанными непосредственно с преступлением, по факту которого возбуждено уголовное дело. При отсутствии доказательств, подтверждающих легальное получение такого имущества, оно должно подлежать конфискации.
4. Целесообразно создать единые федеральные и региональные информационные базы данных о недвижимом имуществе, счетах и вкладах, открытых в различных кредитных организациях, в целях обеспечения правоохранительной деятельности, в том числе в целях своевременного установления имущественного положения подозреваемых (обвиняемых) и последующего возмещения причиненного коррупционными преступлениями ущерба.
Среди важных законодательных изменений, которые были подготовлены Следственным комитетом и уже реализованы, Александр Бастрыкин отметил закон, который расширил сферу применения конфискации имущества. В случае отсутствия или недостаточности у виновного денежных средств и иных предметов предусмотрена возможность конфискации и "иного личного имущества" осужденного. По инициативе СК РФ в Уголовный кодекс РФ введены статьи, позволяющие привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах захвата чужой собственности.