Полтора года назад мы опубликовали статью под названием «Операция «Перевозчики». Сколько лет светит первому вице–мэру Орла Ничипорову?» Примерно полтора года Следственное управление СК России по Орловской области яростно пыталось вывести Ничипорова из–под уголовной ответственности, несмотря на наличие множества доказательств.
Перевозчики Вадим и Марина Кривовы не только записывали обращения к председателю СК России Александру Бастрыкину, но и представили следствию многочасовые аудиозаписи разговоров с Ничипоровым, в которых он, говоря словами следователя, «самовольно обозначил условия, при которых на территории г. Орла возможно беспрепятственное ведение бизнеса, связанного с транспортным обслуживанием населения, что также подразумевало покровительство деятельности со стороны самого Ничипорова В.Н., получение преимуществ в рамках проводимых конкурсных процедур и аукционов, а также отсутствие мер муниципального реагирования со стороны администрации в случаях выявления явных нарушений в деятельности предпринимателей, а именно: каждый предприниматель был обязан по первому требованию Ничипорова В.Н. передавать последнему денежные средства в обозначенном им количестве, а также передавать иные материальные ценности и оказывать услуги, которые понадобятся Ничипорову В.Н.»
По подсчётам следствия, в разное время только этими предпринимателями Ничипорову было передано более 5 миллионов рублей, а также материалы для ремонта, оргтехника и пр., а также оказаны различные услуги.
Но, несмотря на все доказательства и поручение председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, СУ СК России по Орловской области долго отказывалось возбуждать уголовное дело вообще. Руководство управления проигнорировало указание председателя СКР возбудить дело в отношении Ничипорова. После долгих мучений оно было возбуждено, но не в отношении первого вице–мэра Орла, а в отношении неопределённого круга лиц, хотя и в заявлениях о преступлении, и в поручении Бастрыкина фигурировала фамилия «Ничипоров». Более того, как только материалы попали к руководителю 2 отдела по расследованию особо важных дел Константину Баранову, отдел которого получил титул «похоронного бюро», (см. «Орловское похоронное бюро полковника Баранова» ) следствие стало вменять «неопределённому кругу» бесперспективную (срок давности привлечения к уголовной ответственности уже истёк) ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование предпринимательской деятельности). Дело шло к стремительному развалу, но…
11 июня 2024 г. постановлением первого заместителя прокурора Орловской области Ю.В. Пахолкова уголовное дело Ничипорова было изъято из производства СУ СК РФ по Орловской области и передано в СУ УМВД по Орловской области. Через три дня дело было принято к производству следователем по особо важным делам СЧ СУ УМВД по Орловской области Романом Сахаровым, который 17 июня 2024 г. переквалифицировал уголовное дело Ничипорова на ч.3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), предусматривающую в качестве наказания до 10 лет лишения свободы.
Сейчас обвинительное заключение по данному делу готово, но в ходе следствия выяснилось, что Ничипоровым и его приближёнными, по мнению следствия, были совершены ещё несколько преступлений. Материалы по ним выделены в отдельное производство и могут стать основой для ещё нескольких уголовных дел. В этих материалах фигурируют как сам Ничипоров, так и его ближайшая связь, Ольга Прасолова, с которой у первого вице–мэра сложились деловые отношения, переросшие, как нам представляется, в отношения между членами преступной группы, которые длились порядка 10 лет.
«ТЕНЕВОЙ ДИСПЕТЧЕР» ОЛЬГА ПРАСОЛОВА: «У МЕНЯ ВСЁ ЖЁСТКО, МЕНЯ ВСЕ БОЯТСЯ КАК ОГНЯ»
Фамилия Ольги Николаевны Прасоловой встречается в доступных нам рассекреченных оперативных материалах, в заявлениях перевозчиков в прокуратуру и иные инстанции, в постановлениях следователя очень часто. Кто же она на самом деле?
Цитируем постановление следователя по особо важным делам Следственной части УМВД России по Орловской области капитана юстиции Романа Сахарова от 26 мая 2025 г.: «В период осуществления своих должностных полномочий в администрации г. Орла Ничипоровым В.Н. аффилированным к нему перевозчиком являлся ИП Прасолов Игорь Александрович ИНН 570500005157, фактическим руководителем которого является Прасолова Ольга Николаевна. В рамках расследования потерпевшие и ряд свидетелей показали, что прибыль от деятельности ИП Прасолова И.А. распределялась между семьями Прасоловой О.Н. и Ничипорова В.Н.»
Во время подготовки статьи я беседовал с перевозчиками Вадимом и Мариной Кривовыми и спросил их, кто такая Прасолова.
Марина и Вадим Кривовы
Вадим Кривов: «Все перевозчики знают, кто она такая. Формально не имеет к Ничипорову никакого отношения, но тот вызывает единственного человека в свидетели – Прасолову… Они даже не могут скрыть свою связь. Все знают, что Ничипоров с ней связан и он опять её тянет. Хочу напомнить, что наша травля в своё время началась из–за отказа Марины поставить на выигранный ей маршрут четыре автобуса Прасоловой. Ничипоров требовал этого ультимативно».
Ольга Прасолова сама неоднократно рассказывала о своей близости к первому вице–мэру и своём влиянии на него при решении различных задач. Цитируем имеющуюся в нашем распоряжении расшифрованную и рассекреченную стенограмму телефонного разговора Ольги Прасоловой с некой Людмилой, которой она предлагает должность директора МУП ТТП. Дата: июнь 2022 г.
В ходе разговора две дамы обсуждают необходимость смены руководителя МУП ТТП.
Прасолова: Вот надо какого–нибудь хорошего человечка. Мужика там, или бабу.
Людмила: Да, хваткий такой нужен, шустренький, чтобы чик-чик-чик… Всех там взбодрил.
Прасолова: Ну а ты не потянешь?
Людмила: Нет, Оля, ты что! Это нужен опыт такой. Да ну…
Прасолова: Ну вот видишь, ты–то понимаешь.
Людмила: Да, потому что там жёсткая рука нужна.
Прасолова: Там жёсткая рука, там как вот как Ничипоров, как вот я, у нас всё жёстко, понимаешь? У меня на работе всё жёстко, меня вон боятся все как огня, ездят, а так бы не было, они вообще на голову бы сели.
Слова Прасоловой «боятся как огня» сильно напомнили мне уверенность в себе другой властительной дамы из прошлого, уже много лет назад руководившей в Орле похоронным делом (начальницы МУП «Ритуально – обрядовые услуги г. Орла» Екатерины Стрелец). Она также рассказывала о том, как «вызвала поставщиков и прижала к ногтю». Иногда у предпринимателей забирали до 70% прибыли. Результат – 7,5 лет лишения свободы… (см. «Закат Орловской королевы кладбищ»)
Другой телефонный разговор между теми же персонами, но уже 10 июня 2022 г. Людмилу уже рассматривают на должность секретаря Ничипорова как первого вице–мэра.
Прасолова: Вадик, Вадик сейчас на второй этаж пойдёт, он сказал: «Мне нужна будет секретарь». Может быть, он даже тебя секретарём сейчас, понимаешь? Будешь у него секретарём. Уже на эту тему вчера говорили... Сейчас должно, сейчас должно быть назначение. Вчера «Единая Россия» там собирались, они всё голосовали, ну, всё – проголосовали они за Ничипорова, всё как положено. Теперь вот ждут назначение, ну, скорее всего на следующей неделе всё это будет, потому что новая структура, они согласование послали в ФСБ. ФСБ там по связям уже всё вроде бы, быстро проверило, всё, короче, хорошо, всё идеально, и вот должно быть на днях распоряжение… Вчера очень долго с ним разговаривала, мы час разговаривали, потом отходили, потом ещё раз с ним сходились один на один. … Мы вчера там тоже, юбилей у его матери был, народу было очень много, 80 человек, потом начали расходиться. Мы с ним до полвторого ночи, пока со стола это подубрали.
Людмила: Ничего себе!
Прасолова: Там семья его и мать его остались и мы, там, короче. Приближённые близкие люди, поэтому мы там и остались, поэтому такие новости, долго вчера разговаривали… секретарём пойдешь, если что. Ну, а потерпи чуть. … Ему дадут кабинет на втором этаже, будет секретарь, так что ты скорее всего будешь у него. Я это всё решу… Насчёт этого ты не переживай, я с ним очень близко, поэтому он меня слушает, даже что я ему говорю, вообще всё».
Ольга Прасолова
Между прочим, Ольга Прасолова в разговоре раскрыла и перспективы смены власти в регионе на 2022 год. Она говорила: «Сейчас этот Парахин уходит на губернатора, Клычков уезжает в Москву. Мэром будет этот – Ничипоров, его уже готовит, готовит, готовит…»
Для конфиденциального общения лично с Вадимом Ничипоровым у Прасоловой был специальный телефон с другим номером. Вот фрагмент рассекреченного оперативного документа, зафиксировавшего разговор с мужем:
Прасолова: Там если маленький телефон будет звонить, ты не бери, я сейчас приду – тогда Вадиму сама перезвоню, ладно?.. Он там на зарядке стоит маленький телефон. И он сейчас мне будет звонить в 10 часов. Ты трубку не поднимай, я приду, ему сама перезвоню.
Но, как мы видим, конспирация двум тесно связанным персонам не помогла…
ПО КАКИМ ФАКТАМ ИДУТ СЕГОДНЯ ПРОВЕРКИ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
Мы отмечали, что в ходе расследования в орбиту следствия были вовлечены многочисленные свидетели и потерпевшие. На основании их показаний и материалов, полученных оперативным путём, и проводятся новые следственные мероприятия.
В уголовном деле, обвинительное заключение по которому передаётся в суд, фигурирует наиболее полно разработанный эпизод по злоупотреблению должностными полномочиями (превышению должностных полномочий). Ничипоров, как мы уже отмечали, в 2021 – 2022 гг. вынудил перевозчиков Кривовых передать ему 110 000 рублей, материалы для ремонта рабочего кабинета, купить и передать ему монитор за 8 300 рублей, а также профинансировать строительство остановочного павильона на 80 000 рублей, а также потратить 25 000 рублей за перевозку роты Почётного караула. В действиях Ничипорова следствие сейчас усматривает состав преступления, предусмотренного не ст. 285, а ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ.
Сейчас дополнительная проверка проводится по более сложному и «тяжёлому» выделенному материалу. Перевозчики Вадим и Марина Кривовы дали показания относительно того, что с 2014 по 2018 годы они передали Ничипорову не менее 5 миллионов рублей за предоставление различных преференций и возможность нормально работать.
В действиях Ничипорова В.Н. следствие усматривает признаки преступления, предусмотренного чч. 2 и 6 ст. 290 УК РФ (взятка). А это уже минимум штраф в 3 миллиона рублей, а максимум – 15 лет лишения свободы.
В постановлении особо отмечено, что потерпевшие Кривовы подтвердили свои показания в ходе очных ставок, а также в ходе проведения судебных психофизиологических экспертиз с применением полиграфа. Ничипоров, как и следовало ожидать, от прохождения полиграфа отказался.
Первому вице–мэру Орла, скорее всего показалось мало того, что он лишил многодетную семью Кривовых бизнеса. 6 мая он подал иск в Урицкий районный суд, желая получить с Вадима и Марины Кривовых по 100 000 рублей. 2 июля стало известно, что Урицкий районный суд отказал Ничипорову в удовлетворении иска к супругам Кривовым о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Фрагмент постановления по «делу Кривовых»
В следующем постановлении о выделении материала для проверки в качестве взяткодателя – взяткополучателя фигурирует не только Ничипоров, но и Гришаков Виталий Александрович, председатель комитета транспорта и связи администрации Орла. Свидетель Сасин С.А. дал показания о том, что в 2015 году он неоднократно передавал им суммы от 50 000 до 100 000 рублей за заключение контракта и на «проведение Дельфийских игр». Это также квалифицируется как взятка.
Во время допроса свидетеля Гришина С.А. выяснилось, что в 2012 - 2016 гг. Ничипоров В.Н. в ходе встречи с Гришиным В.А. как минимум дважды требовал от последнего передать ему наличные денежные средства по 100 000 рублей за получение прямого контракта и выигрыш в конкурсе на получение маршрута, которые Гришин ему и передал.
Часть постановления следствия по «делу Гришина»
В действиях Ничипорова усматривается состав преступления по ч. 2 ст. 290 УК РФ (взятка) с санкциями от 200 000 рублей штрафа до 6 лет лишения свободы.
Следующие два постановления следователя касаются действий Ольги Прасоловой, ближайшего делового партнёра Вадима Ничипорова, которая была связана с ним многолетними деловыми отношениями. Следователь специально отмечал в каждом из них: «В период осуществления своих должностных полномочий в администрации г. Орла Ничипоровым В.Н. аффилированным к нему перевозчиком являлся ИП Прасолов Игорь Александрович ИНН 570500005157, фактическим руководителем которого является Прасолова Ольга Николаевна», а прибыль делилась между семьями Ничипорова и Прасоловой.
В упомянутом ИП работал водителем Сергей Мацокин. Он же сдавал Прасоловой в аренду имеющийся у него автобус. Прасолова ежемесячно удерживала с него не только плату за аренду маршрута, но и обязательные налоговые и пенсионные платежи в несколько тысяч рублей как с официального сотрудника ИП. В результате расследования выяснилось, что удерживаемые с него деньги никуда не перечислялись и Прасолова распоряжалась ими по своему усмотрению. Состав преступления – мошенничество – ст. 159 УК РФ.
И в заключение «новых перспективных уголовных дел» следствие установило, что Ольга Прасолова «принимала непосредственное участие в приобретении для семьи Ничипорова В.Н.» двух автомобилей, стоимостью, естественно, более 1 000 000 рублей каждый.
Небольшой фрагмент постановления по «делу Прасоловой»
Следствие считает, что Ничипорову грозит обвинение в получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ – до 15 лет лишения свободы), а Прасоловой – в даче взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ - также до 15 лет лишения свободы). Стоимость автомобилей в постановлении указана неточно, но по – любому сумма взятки здесь выше двух миллионов, что является квалифицирующим признаком.
ИНТЕРЕСНО, ПОЧЕМУ ОРЛОВСКИЕ АВТОБУСЫ СЧИТАЮТ БЕЗОПАСНЫМИ?
Чем больше мы вчитываемся в показания свидетелей, в постановления следователя, занимающегося «делом Ничипорова», чем больше получаем информации из иных источников, тем основательнее мы убеждаемся в том, что с приходом к управлению автобусными перевозками тандема Ничипоров – Прасолова вопросы безопасности жителей и гостей города Орла имели глубоко вторичный характер. Частные перевозчики и водители, которые платили за покровительство, получали возможность использования древних, часто годами не ремонтировавшихся транспортных средств.
Перевозчик Марина Кривова рассказывает: «Ничипоров с теми, с кем договаривался, не смотрел ни на возраст машин, по 10–12 лет ни на состояние, ни на вместимость. Прасолова стала работать с приходом Ничипорова на старых автобусах. До него было: возраст автобуса не более 3 лет. Сейчас всё это ушло. Почему? Ничипорову нужно чтобы она работала… Где Прасолова возьмёт новые арендные машины? Нет такого. Поэтому она арендует полуразвалившиеся ПАЗики 2012–13 года».
Естественно, любая проверка могла выявить тот факт, что на маршруты выходят древние автобусы, но «прикрытие» Ничипорова – Прасоловой было настолько всеобъемлющим, что эти вопросы проверяющими даже не поднимались.
В подтверждение существования схемы и роли в ней нынешнего первого вице–мэра и «теневого диспетчера» Прасоловой приведём фрагмент из рассекреченной стенограммы телефонного диалога 3 июля 2022 г. Ольги Прасоловой и перевозчика, к которому та обращается по имени «Наталья».
Прасолова: Конкурс, смотри, Наташ, любые. Я тебе сейчас скажу, карточки у меня – любые года, любые. Конкурс будет сейчас у нас до 23–го года… Конкурс будет в январе Ничипоров проводить ещё на 3 года, короче в 5 лет… И плюс ещё три года- до 27 года у нас потом карты будут. Он делает конкурс, чтобы у всех всё было, понимаешь?
Наталья: Ну, то есть на года не будет влиять? А то сейчас же новый автобус вообще не купишь.
Прасолова: Нет, нет.
Наталья: А то он там нашёл, там 16–й год у него, там однодверный, Оля.
Прасолова: Я не знаю, Наташ, у меня вон 12–го года вон на «пятёрку» люди хотят пригнать, я говорю: «Да берите без проблем». Я с Ничипоровым переговорила, он сказал: «Оля, вообще, без проблем»… Я тебе карту дам, карта – любого года можно поставить.
К этому диалогу необходимо пояснение: «карта», которая имеется в виду – это документ в рамках муниципального контракта, который составляется на каждый автобус. И в нём прописываются основные параметры, вместимость, тип транспорта и пр. У Ольги Прасоловой, как это следует из диалога, была возможность при нормативе «не более 8 лет», например, ставить на линию автобусы более чем десятилетние. Естественно, «льгота» действовала только для «своих», а вопросы безопасности ни Ничипорова, ни Прасолову не волновали.
Отметим, что до «второго прихода» Ничипорова в 2021 году в картах прописывался год выпуска, старше которого автобус быть не мог.
Вот ещё подтверждение – цитата из заявления в прокуратуру Орловской области перевозчика Евгения Чернова: «Плюс работы у Прасоловой в том, что у неё можно было работать на автобусах любого года выпуска и любого состояния, карты на маршруты всегда дадут. И мы в феврале 2022 года купили ПАЗ в Воронеже 2016 года выпуска и стали работать на тех же условиях, что и не трёх предыдущих машинах. Этот автобус поставили на маршрут № 5 к Прасоловой. Приблизительно в ноябре 2022 года я покупаю автобус ПАЗ 2012 года выпуска и ставлю его работать на маршрут № 5 к Прасоловой… Позже купил ещё один автобус ПАЗ 2014 года по-моему, выпуска и поставил его тоже на маршрут № 5 на тех же условиях».
Слова Евгения Чернова о том, что у Прасоловой можно было работать на автобусах любого года выпуска и любого состояния, подтверждает в своём заявлении в прокуратуру Орловской области другой перевозчик – Сергей Мацокин.
Всем транспортникам известно, что перед выходом общественного транспорта на линию проводится технический осмотр автобуса, а также медицинский осмотр водителя. Это важнейшее требование безопасности. У Ольги Прасоловой вопрос решался, по словам Евгения Чернова, так: «Для выезда на линию в путевых листах Прасолова лично ставила печать медика и механика, и брать их можно было на сколько хочешь дней, заплатив 100 рублей за один путевой лист. Осмотр механика автобусов не проводился и не производится, соответственно и осмотр медика тоже никогда не проходили».
Сергей Мацокин в своём заявлении в прокуратуру также подтверждает слова Чернова об отсутствии медицинского и технического контроля на маршрутах, контролировавшихся Прасоловой.
Прасолова, давая предпринимателям в долг деньги на закупку древних автобусов, лично поощряла их к покупке автохлама, который не отвечал никаким требованиям безопасности, и за деньги лично прикрывала их оформленными картами и путевыми листами.
Почему пренебрежение всеми нормами безопасности было прибыльным и для Ничипорова – Прасоловой и для водителей?
Экономика совершенно понятна. Новый автобус стоит 3 – 4 миллиона рублей, старый ПАЗ – 200 – 500 тысяч рублей. А приносимые ими деньги одинаковые! Естественно, это было выгодно всем, и Прасоловой с Ничипоровым, которые распоряжались маршрутами и получали миллионы от перевозчиков, и самим перевозчикам, которые минимизировали затраты на покупку автобусов и поддержку их технического состояния.
И такая порочная система, разработанная первым вице–мэром Орла и его «теневым диспетчером», функционировала порядка десяти лет! А в проигрыше были обычные жители Орла, которые каждый день рисковали своим здоровьем и даже жизнью во время поездок в не отвечающих требованиям безопасности автобусах и с не проходившими медосмотр перед выходом на линию водителями…
ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ, КТО И КАК ВЫВОДИТ «ТРАМВАЙНО–ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» НА ГРАНЬ БАНКРОТСТВА
Сколько копий сломано в последние годы при обсуждении проблем МУП ТТП (Муниципальное унитарное предприятие «Трамвайно–троллейбусное предприятие» – муниципальной структуры, которая постоянно балансирует на грани банкротства. Сколько раз то областной, то федеральный бюджеты «спасают» ТТП миллионными, а то и миллиардными «вливаниями». Сколько уголовных дел возбуждено в отношении директоров и и.о. директоров этого предприятия!
Злоупотребления в самом МУП ТТП, конечно, бывают фантастическими. В своё время «Аргументы недели» подробнейшим образом, рассказывали о том периоде, когда как генеральным директором ТТП был Андрей Митин, депутат орловского областного Совета народных депутатов, который взял к себе на должности помощников ещё двух депутатов облсовета Ирину Пашкову и Андрея Билиенко. А ещё прославился тем, что нанёс бюджету ущерб в сотни миллионов рублей. И, что самое интересное, оказался безнаказанным!
Экс–депутат орловского облсовета Андрей Митин
Моё просвещённое мнение: МУП ТТП никогда не дадут обанкротить, во всяком случае, пока у власти мэр Юрий Парахин и не уволенный, а лишь имеющий на настоящий период меру пресечения в виде запрета определённых действий (годичный срок домашнего ареста у него кончился) первый вице–мэр Вадим Ничипоров. Это ценный актив для городских властей, не в смысле ценности предприятия, а качестве «кормушки».
Мы уже частично рассказывали о том, как Ольга Прасолова по просьбе Вадима Ничипорова подыскивала нового гендиректора МУП ТТП вместо Юрия Чемерова. Тот, что называется, «играл в свою игру» и, скорее всего, не хотел делиться с мэром и первым вице–мэром Ничипоровым. Сообщая об этой проблеме своей собеседнице (рассекреченная стенограмма телефонного разговора в июне 2022 г.) Ольга Прасолова, рассказывая о том, как мэр Парахин вызвал «на ковёр Ничипорова, срывается на мат:
Прасолова: Там я говорю сейчас чёрт те что творится, он сейчас вообще там лютует, выгоняет всех там, набирает. Сейчас вот там Клычков дал миллиард рублей, ну там выделяет. Сейчас там должны ЛИАЗы приходить, вся новая техника, а Чемеров вообще не хочет ничего делать, понимаешь? Вчера его {Парахин} вызвал, так ему (неценз.) ему {Ничипорову} вставил и сказал: «Ищи на ТТП начальника другого».
…Представляешь, миллионы туда, миллионы туда отдают в ТТП, а он вообще ни (неценз.) не делает, понимаешь, вообще дебил полностью. Там же бюджетные деньги, там только х..чь (неценз.), только х..чь (неценз.) Сегодня он перекидывал туда семьдесят миллионов. Понимаешь? А он ни (неценз.) не делает: «Да, да, да». Ну нулевой этот Чемеров в ТТП поэтому.
В словах Прасоловой о Парахине, Ничипорове и директоре ТТП видны не только матерные эмоции, но и зависть по отношению к миллионным и миллиардным масштабам, которые можно было бы разворовать.
Юрий Чемеров, кстати, оказался не так прост. В 2022 году он вместе со своим начальником автобусного парка Жуковым списал и утилизировал в металлолом по цене чёрного лома 16 работающих ЛИАЗов, причинив городу ущерб в 33,4 миллиона рублей, в результате чего попал под уголовное преследование.
МУП ТТП тандем Ничипоров – Прасолова лишали прибыли различными способами.
Вадим Кривов рассказывает: «Например возьмём 5 маршрут, на котором автобусы ТТП не могли обеспечить нормальную работу. По закону, городские власти могут дополнить маршрут частными автобусами. Но на них должны стоять валидаторы (устройства фиксации оплаты) ТТП и ТТП должно было из заработанных денег выплачивать частникам их долю. Ничипоров и Прасолова (выше мы не раз цитировали её слова о 5 маршруте, который её особенно интересовал) разработали и внедрили такую схему. К 6 автобусам ТТП, как правило через Прасолову, добавлялись 8 частных, но не с муниципальными, а с собственными валидаторами. Все деньги с этих автобусов шли частникам. А поскольку они не были привязаны к расписанию, то могли, нарушая правила, обгонять автобусы ТТП и перед ними собирать пассажиров на остановках.
Результат – 90% всей выручки шло частникам, а не ТТП. И сейчас спрашивают, почему ТТП на грани банкротства. Львиная часть денег идёт частникам, а не в МУП. И это легко проверить. По валидаторам, которые фиксируют все поступления, всё очень легко проверить, сколько денег прошло мимо МУПа сколько он недополучил.
И ещё: можно опросить водителей МУП. Ничипоров ссылается сейчас на требование прокуратуры, «наладить работу на 5 маршруте». Но «наладить работу» законно, а не посредством описанной грабительской схемы».
Или другой вариант. Как рассказали Вадим и Марина Кривовы, самый длинный и прибыльный маршрут в Орле – это маршрут № 16, который проходит через весь город от 909 микрорайона до района СПЗ. И для него самым удобным было бы использовать большие автобусы ЛИАЗ, принадлежавшие ТТП. При Ничипорове эти автобусы с маршрута убрали и отдали его частникам. Почему? От МУП ТТП Ничипоров денег не имел, от частников же регулярно получал!
Вадим Ничипоров
Сейчас следственные органы проводят активную работу по реализации полученной информации, в их распоряжении имеются не только показания свидетелей, потерпевших, но и рассекреченные наконец оперативные материалы УФСБ по Орловской области, в которых зафиксированы слова Ничипорова, Прасоловой и других фигурантов настоящих и будущих уголовных дел.
Но пока жители Орла страдают от переполненных автобусов и маршруток, а гости города Первого Салюта поражаются состоянию дел.
Известный политолог, доктор политических наук Владимир Слатинов поделился впечатлениями: «И отдельная «песня» – это орловский общественный транспорт. Как будто я мгновенно перенёсся в «достаровойтовский» Курск с ПАЗиками и ГАЗелями – в субботу и совсем не в час пик категорически не мог влезть ни в один ПАЗ на остановке напротив ТЮЗа в сторону ЖД вокзала и СПЗ. А когда влез – испытал всю «прелесть» путешествия в этом уже подзабытом мною виде транспорта. Трамваи как раз в момент моего желания уехать на вокзал все разом встали – был ли это технический сбой или всё-таки энергетики делают «предупредительные выстрелы» в части накопленных огромных долгов со стороны города, испытывающего колоссальные бюджетные проблемы – не знаю!»
«СИТУАЦИЯ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ОРЛЕ СЛОЖИЛАСЬ СОВЕРШЕННО ДИКАЯ»
Комментирует председатель Комитета по градостроительной деятельности и транспорту Орловского областного Совета народных депутатов Виталий Рыбаков:
«Результаты следствия по «делу Ничипорова» и публикуемая сегодня информация о фактически сложившейся преступной группе, создавшей порочную систему взаимоотношений между частными перевозчиками и руководством городской администрации в лице первого заместителя мэра Орла, показывает, насколько глубоко корни коррупции проникли в мэрию.
За время нахождения у власти мэра Юрия Парахина в последние пять лет, ситуация с муниципальным транспортом сложилась совершенно дикая, иных слов я не подберу. Его подчинённые вместо поддержки МУП ТТП, насыщения его руководства профессионалами и как минимум порядочными людьми, годами искали лазейки, чтобы с помощью различных схем урвать кусок из бюджета и не дать муниципальному предприятию получать прибыль.
Но всё началось немного раньше, когда после настоящего инженера и опытнейшего руководителя Александра Коровина, знавшего все нюансы управления системой общественного транспорта, на должность гендиректора ТТП был назначен, как отмечали орловские и федеральные СМИ, много лет нигде ранее не работавший Андрей Митин. По моему мнению, это явилось отправной точкой для отсчета падения предприятия и перехода его в предбанкротное состояние.
Я не один и не два раза как депутат Орловского городского Совета, а потом Орловского областного Совета народных депутатов обращался в СУ СК России по Орловской области с сообщениями о преступлениях, которые, как я считаю, совершались в МУП ТТП Андреем Митиным и его подчинёнными. Мои обращения с приложением актов КСП и других доказательств рассматривались в СУ СК по Орловской области исключительно формально. Ещё со времён ныне покинувших Орловщину генерала Щурова, полковников Абрамяна, Юдина и остающегося пока в кадрах Баранова, любое обращение по поводу «руководства» МУП ТТП Митиным, во время которого бюджету был нанесён ущерб в сотни миллионов рублей, заканчивалось появлением документов, которые в народе называют «отписками». Их у меня скопилось уже довольно много.
Но я хорошо понимаю русскую поговорку о том, как одна капля переполняет чашу, чашу доказательств противоправных деяний не только Митина, но и целого ряда руководителей ТТП! Надо эти материалы собрать вместе, систематизировать, привлечь специалистов транспортников из других регионов для экспертной оценки, а также провести правовые экспертизы на предмет наличия кабальных сделок для МУП ТТП.
То, что за эти годы предприятие действительно стало чёрной дырой для скудного городского бюджета, - это настоящий позор. И о причинах этого было прекрасно известно и чиновникам, и депутатам, как бывшим, так и нынешним. И, естественно, и бывшему, и нынешнему (сейчас оно в очередной раз неполноценно) руководству СУ СК России по Орловской области.
Сегодня полковник Юдин с понижением отправлен в Пензу, полковник Абрамян – на пенсию, полковник Чапанов вернулся в Тамбов. А вот и.о. руководителя СУ СК России по Орловской области полковник Константин Баранов на месте. Ему, кстати, предстоит заниматься проверкой выделенных следствием из «дела Ничипорова» эпизодов. И для него маркером будет то, найдёт ли он, или в очередной раз не найдёт состав преступления в деяниях Ничипорова и его подельников. Получение двух автомобилей, например, может оказаться «подарком», а не взяткой, а получение многомиллионных сумм первым вице – мэром от перевозчиков запросто могут счесть недоказуемым.
Меня, как депутата, члена «Справедливой команды» и председателя комитета по градостроительной деятельности и транспорту в Орловском областном Совете народных депутатов, не устраивает такой подход к расследованию ситуации в МУП ТТП, и к проведению проверок по эпизодам, выделенным из «дела Ничипорова».
Как это исправить? Достаточно приезда любой полноценной комиссии из центрального аппарата СК РФ с целью проверки многочисленных фактов, изложенных в обращениях граждан, общественников, депутатов, публикациях журналистов. А если вдобавок к этому досконально изучить акты КСП и динамику по срокам проверочных мероприятий СУ СК России по Орловской области, картина будет гораздо более полной и приведёт к соответствующим выводам…
Я знаю, что по поднятым в статье и в моём обращении проблемам журналисты, представители общественных организаций, депутаты Справедливой команды намерены в очередной раз обращаться к председателю СК РФ Александру Бастрыкину с просьбой о кадровом укреплении орловского Управления и принципиальной оценке действий предыдущего руководства при расследовании резонансных уголовных дел коррупционной направленности и осуществлении соответствующих доследственных проверок.