Для того, чтобы читателям и представителям правоохранительных органов понять, о чём сегодня пойдёт речь, нам нужно вернуться на шесть с лишним лет назад, в те времена, когда Орловской областью руководил не Андрей Клычков, а другой коммунистический губернатор Вадим Потомский.
В феврале и марте 2016 года он, с присущей ему помпезностью, представил сначала лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, а потом спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко «оригинальный проект» особой экономической зоны под названием «Серп и молот». Им был показан красивый макет в коробе из оргстекла, на котором можно увидеть полтора десятка картонных и пенопластовых заводов, дороги и газоны, автостоянки и зелёные насаждения. И всё это, как утверждал Вадим Потомский, вот-вот должно было стать реальностью.
На самом деле, Потомский элементарно вводил в заблуждение руководителей собственной партии и председателя Совета Федерации. Проект придумал не он, макет – тоже не его рук дело. Десять лет назад люди из окружения губернатора Александра Козлова решили, что обширную пустошь в 140 гектаров недалеко от Мценска следует сделать промзоной и дали ей по имени близлежащего посёлка название «Зелёная Роща».
Основа макета индустриального парка – особой экономической зоны образца 2012 года
Самое интересное, что к приходу в «индустриальный парк» и реальной производственной деятельности на этой площадке ни Потомский, ни Клычков не имели никакого отношения. Вот цитата с сайта областной администрации, датированная 9 декабря 2013 года: «ООО «Центральная крупяная компания», являющейся дочерним предприятием ООО «Агро-Альянс», продолжает активное строительство предприятия по переработке гречихи, которое планирует завершить в сентябре-октябре 2014 года. Ввод первой очереди предприятия - фасовочно-логистического комплекса - намечен на февраль 2014 года.
ЗАО «Завод цветных металлов» (г. Тула) планирует построить на территории парка предприятие по переработке и производству изделий из цветных металлов. Предприятием подобран земельный участок площадью 3,7 га, заключён договор на его аренду. На сегодня выполнены проектные работы, начато устройство фундаментов основного производственного корпуса. Руководство предприятия планирует осуществить запуск производства во 2-3 квартале 2014 года».
Вадим Потомский показывает тот же самый макет Валентине Матвиенко. 2016 год.
И в 2014, и в 2016, и в 2018 годах, и даже сегодня на территории, трижды менявшей название «Зелёная роща», «Серп и молот» и «Орёл», реально работают лишь два завода. И даже у них (о новых инвесторах мы не говорим) время от времени появляются проблемы, связанные исключительно с деятельностью областной администрации и учреждённой ей глубоко убыточной и, на мой взгляд, совершенно мутной структуры под названием «Корпорация развития Орловской области», которую до недавнего времени возглавлял приятель губернатора по Калининграду Николай Шин, прилично наследивший в Казахстане, а потом осуждённый за незаконную банковскую деятельность. О том, как он с неснятой судимостью попал в «Корпорацию развития» не раз писали местные СМИ.
Николай Шин и в Казахстане любил быть в центре внимания
Сегодня Николай Шин стремительно покинул свой пост, узнав об интересе правоохранительных органов к его деятельности и о не одобренной покупке им за счёт убыточной корпорации автомобиля «Genesis» (не путать с губернаторским, тот – чёрный седан, а у корпорации – серый кроссовер). Ну а «Корпорация развития Орловской области» вместе с областным правительством начала мероприятие такого масштаба, который прежним руководителям и не снился. О перспективах, финансовых и криминальных, мы поговорим немного позже, а пока вспомним о том, что было на территории «зоны» шесть лет назад.
ТЕПЕРЬ ДЕРЕВЬЯ СТАЛИ БОЛЬШИМИ…
Для начала цитата из статьи 2016 года, к подготовке которой я имел непосредственное отношение: «Зелёную рощу», как практически и все остальные объекты промышленности в Орловской области, создавал, конечно, не Потомский. Ещё при губернаторе Александре Козлове было придумано название «Индустриальный парк», которое дали 140 гектарам пустоши на окраине города Мценска. Единственным стабильно работающим там является пришедшая при Козлове ООО «Центральная крупяная компания», которая пользуется поддержкой Россельхозбанка (Дмитрий Патрушев).
А второму резиденту парка пришлось несладко. Сергей Тушков, и. о. генерального директора ООО «Мценский завод по обработке цветных металлов», осенью 2015-го жаловался журналистам: «Нас стараются закрыть руками команды губернатора. Невзирая на доводы президента «три года на старт», мы уже полгода (нам всего лишь год) испытываем жёсткий прессинг, нас прессуют контролирующие органы… Когда результата не последовало, пошли новые методы воздействия, против меня возбудили уголовное дело… Также, чтобы мы были более сговорчивыми и понимали политику, у нас был приход ОМОНа, то есть люди с автоматами через забор перелезли, вынесли всю документацию… Область Орловская, видимо, находится в каком-то другом государстве, она в Россию не входит, законы Российской Федерации здесь не действуют, если Потомский определяет, кто здесь будет что инвестировать… Мы ходили к Потомскому, хотели найти правду. Побеседовали с губернатором. Он нам сказал: «Давайте кратко. Идите и работайте!» Вроде как бы обещающие слова. Но через два дня его правая рука нам сказал: «Мне губернатор сказал: «Убивай это предприятие как хочешь!» Какой разговор может быть об инвестициях, инвесторах, «зонах» и «парках» при таком отношении власти к производственникам?»
«Дорога в никуда»
В рамках работы над этим материалом мы с Юрием Лебёдкиным, тогда главным редактором газеты «Красная строка», посетили «зону», и я сделал небольшой фоторепортаж, поскольку люблю сам всё посмотреть и изучить перед тем как выносить сюжеты в публичную плоскость. Задача была простая: объехать территорию, отснять абсолютно все объекты инфраструктуры и для себя ответить на вопрос: стоили ли они бюджетных 67,5 миллионов, которые, судя по документам, были на них затрачены? Мы осмотрели местность очень тщательно и на нескольких десятках фотографий я запечатлел всё: и дорогу, идущую в никуда, и несколько «инфраструктурных» сарайчиков. А также примерно 130 гектаров запущенных земель: старый яблоневый сад, деревья в котором сегодня ещё больше разрослись, развалины построек на территории «индустриального парка», горы земли и два завода, которым уже тогда этой «инфраструктуры» было маловато. Сегодня многие утверждают: по документам есть, значит строили… Но у нас с депутатом Лебёдкиным сложилось впечатление, что увиденное нами на миллион долларов уж никак не тянуло…
Пример «инфраструктурного объекта»
В 2015 – 2017 годах экс–губернатор Вадим Потомский пытался самыми криминальными методами «отжать» для «своих» Мценский завод по обработке цветных металлов. Объявляя «зелёный свет» инвесторам (они по разным причинам один за другим разворачивались и уходили как только знакомились с реальным состоянием инфраструктуры «зоны» и аппетитами губернатора), Потомский предпринимал серьёзные усилия для того, чтобы завод прекратил работу, обанкротился и был продан за долги. Помешала этому процессу принципиальная позиция руководства и сотрудников предприятия, а окончательно поставила на нём крест досрочная отставка Вадима Потомского осенью 2017 года.
Рассказывает депутат Орловского областного Совета народных депутатов, избранный в Мценском районе, Сергей Тушков: «При бывшем губернаторе Потомском многое во взаимоотношениях власти и бизнеса на Орловщине стало делаться «по понятиям». Он вообще напоминал реликтового гражданина из девяностых. Только если с людьми, которые не желали расставаться со своим бизнесом или его частью, тогда «беседовали» крепкие ребята в кожаных куртках и спортивных штанах, то при госте из бывшей «криминальной столицы России» их функции выполняли люди в форме или с контрольными полномочиями.
Сергей Тушков депутат Орловского областного Совета народных депутатов
Сегодня при губернаторе Андрее Клычкове, тоже коммунисте, функцию давления на работающие в «зоне» предприятия оказывает АО «Корпорация развития Орловской области». В основном, конечно, страдает, являющийся якорным инвестором в регионе, Мценский завод по обработке цветных металлов, поскольку второе работающее предприятие, как совершенно справедливо отметили вы ещё в 2016 году, связано с именем нынешнего министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева. А не выполнять пожелания его подопечных я бы никому не советовал.
Вот вам пример отношения к заводу «Корпорации развития Орловской области», которая должна была бы ратовать за то, чтобы инвестиционный климат в регионе был как можно более комфортным, а также прислушиваться к нуждам реальных, инвесторов, на предприятиях которых технологические решения и технологическое построение опережают уровень европейских предприятий.
Случилось так, что вроде бы имевшиеся по плану автомобильные парковки общего пользования Корпорация развития не построила. Поэтому в 2016 году около завода была обустроена небольшая площадка для автопарковки 46 на 33 метра. Но через два года генеральный директор корпорации Алексей Илясов потребовал освободить парковку, мотивируя это тем, что она не входит в состав арендуемого заводом участка.
Предприятие пыталось вместе с выкупом земли, которая была в аренде, купить и этот небольшой участок, но директора Корпорации ей регулярно отказывали. Точно так же, как и в покупке участка земли для строительства завода по производству алюминиевого профиля с инвестициями порядка 3 миллиардов рублей. Это называется помощь инвесторам? Это «зелёный свет»? Столько лет инвестор просит у корпорации клочок земли, который позволит оптимизировать логистическую цепочку!»
Та самая парковка 46 на 33 метра. Фото 3 октября 2022 г.
С начала «спора о парковке» прошло достаточно времени. В отношении бывшего генерального директора АО «Корпорация развития Орловской области» Алексея Илясова было возбуждено дело № 1-43/2022 по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах, которое рассматривается сейчас Железнодорожным районным судом Орла. Очередное заседание – 13 октября.
Весной 2019 года генеральный директор завода Яна Котенёва обратилась с просьбой продать заводу спорный участок к руководителю Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области Сергею Антонцеву. Он ответил (письмо № 05 – 125 от 6 марта 2019 года) в том смысле, что в настоящее время согласуется заявка на особую экономическую зону, поэтому никаких изменений в документы о межевании внести нельзя, так что насчёт площадки разговора не будет.
В декабре 2019 года администрация завода обратилась к новому гендиректору Корпорации развития Михаилу Панченко с тем же вопросом. Он сообщил, что готов встретиться «для дальнейшей организации взаимоотношений», но ни он, ни его сменщик Николай Дудин решить вопрос не могли, поскольку вопросы с 2018 года решал работавший заместителем директора корпорации ранее судимый Николай Шин – человек близкий к губернатору со времён учёбы в Калининграде.
Шин, ставший генеральным директором Корпорации после того, как с него сняли судимость, то есть с 15 апреля 2021 года, отвечать на вопросы об участке земли, а тем более о расширении производства в письменном виде отказывался. А на словах информировал производственников, что никакой земли, пока он директор, они не получат. И вообще с его подачи стал готовиться новый проект коммуникаций, в соответствии с которым одна из линий прошла именно по автопарковке. Проект экспертиза, правда, завернула, но попытки его продвинуть продолжаются и сегодня. Интересно, ведь есть в «зоне» 130 гектаров свободной земли, а Корпорация выбрала именно маленький участок у ворот завода в 15 соток для того, чтобы запланировать там проведение коммуникаций!
Обращалось ли руководство Мценского завода по обработке цветных металлов к губернатору Орловской области Андрею Клычкову? Конечно да. В распоряжении редакции имеются два письма в его адрес от 19 июня и 27 августа 2020 года. В них говорилось и о том, что завод обеспечивает более 300 рабочих мест в Мценске, причём с самой высокой заработной платой в области (76 000 рублей плюс соцпакет), и о парковке, и о том, что завод просит разрешения купить рядом с заводом участок земли для более крупного предприятия по производству бурильных алюминиевых труб и несущих алюминиевых профилей для авиастроения с 1500 рабочими местами и трёхмиллиардными вложениями.
Между прочим, на строящемся и уже начавшем работать суперсовременном заводе уже (пока на территории Мценского завода по обработке цветных металлов) уже изготавливается продукция оборонного значения, да и вообще завод на 80% ориентирован на Гособоронзаказ. Трубы и профили используются также при изготовлении вертолётов, и для теплообменников ядерных реакторов АЭС, а по некоторым оборонным позициям завод вообще является монополистом.
А ещё в письмах говорилось о том, что заводчане хотели бы купить и обустроить нормально участок подъездной дороги, и что хотели бы продления автобусного маршрута до территории «зоны». Ответов на эти письма в нашем распоряжении не имеется. Видимо губернатора, как и его друга (теперь уже бывшего) Николая Шина волнуют не реальные, а виртуальные инвесторы. Почему? Причина, на наш взгляд, тут одна: инвесторы – виртуальные, но деньги, выделенные бюджетом на их привлечение – самые настоящие. А чем больше денег, тем интереснее их бывает делить. О том, каким образом это планируется сделать – в следующем разделе нашей статьи.
ВЗЯТЬ 20% - ДЕТСТВО, А ВОТ «ОТРАБОТАТЬ В ТРИ КОНЦА» - МАСТЕРСТВО!
В первой части нашего повествования я рассказывал о том, как мы с депутатом Орловского областного Совета народных депутатов Юрием Лебёдкиным посещали индустриальный парк «Зелёная Роща», позже ставший «Серпом и молотом», а затем «Зоной «Орёл». Мы прилежно объездили всю территорию в поисках того, что же было построено среди одичавших садов, канав и гор мусора за 67, 5 миллионов рублей. Вывод был у нас один: на такую сумму всё это не тянет.
Ну ладно, мы то неспециалисты, поэтому в полицию не обращались. А вот представители производственников, работающие в «зоне», не раз писали в различные инстанции о том, что надо бы проверить соответствие того, что было сделано реальности. И получали ответы: по бумагам всё верно.
Поэтому мы рассказываем о планах более свежих, которые только–только начали воплощать в жизнь. А планы эти грандиозные. По экспертным оценкам АО «Корпорация развития Орловской области» (её формально возглавляет Ольга Чернова, а фактически, по нашим данным, решения принимает руководитель Департамента промышленности и торговли Орловской области Максим Петров) в 2022 – 2024 году должна получить на строительство объектов инженерной инфраструктуры 2 090 000 000 рублей. Часть этих денег уже получена, и на них должны были быть построены те самые объекты. Но существуют они лишь на бумаге.
Это, кстати, мы используем данные из имеющегося в распоряжении редакции сентябрьского письма депутата Орловского областного Совета народных депутатов Сергея Тушкова на имя Генерального прокурора России. Сама по себе Корпорация – учреждение весьма убыточное. За последние годы убытки исчислялись десятками миллионов, а количество реально работающих инвесторов так и оставалось – два завода. Всё остальное – либо в договорах о намерениях, либо в проектах, либо в затянувшихся стройках, которые, учитывая непростую ситуацию в экономике, грозят никогда не закончиться.
На самом деле, на подобные письма часто обращают минимальное внимание: мало ли что там региональные депутаты пишут… Но депутат облсовета Сергей Тушков подготовился основательно, отослав генпрокурору приложение на 102 страницах! Там и различные переписки, и другие документы, в том числе и сообщение областной прокуратуры об уже принятых мерах и проверке, которая по поручению прокурора Орловской области Алексея Тимошина проводится УЭБ И ПК УМВД Росси по г. Орлу, но ещё не закончена.
Но самое главное депутат приберёг всё–таки для Генпрокуратуры. Внимательнейшим образом изучив объём и спецификацию работ, которые АО «Корпорация развития Орловской области» собирается сделать за два с лишним миллиарда рублей, представители Мценского завода по обработке цветных металлов с точно таким же техническим заданием обратились в независимую компанию «Оценка собственности и консалтинг» из Тамбова, чтобы она сделала экспертизу стоимости всех планируемых работ. Задача была сложной и её решение заняло без малого три месяца (с марта по июнь 2022 года). А результаты были шокирующими. В отчёте об оценке (92 страницы текста, таблиц и выводов) вся планируемая двухмиллиардная работа (включая норму прибыли предпринимателя) в текущих рыночных ценах составляет 656 924 837 рублей! И этот отчёт депутат Тушков отправил Генеральному прокурору России.
Губернатор Андрей Клычков выступает на фоне баннера Корпорации развития
По результатам экспертизы, бюджетные средства на сумму в 656 924 837 рублей могут быть реально использованы на строительство и обустройство инфраструктуры, а 1 433 075 163 рубля могут быть оприходованы, но «закопаны в землю».
Именно о таком способе распоряжения бюджетными деньгами в Орловской области, приводя в пример недостроенный корпус областной больницы, говорил ровно год назад во время визита в Орёл глава российского правительства Михаил Мишустин: «Здесь закопаны средства. Та беда, которая случилась - это просто позор! Потому что люди, которые вокруг ходят и смотрят, они соответствующим образом формируют отношение к властям, в том числе региональным и местным, и это недопустимо".
С мнением премьера трудно не согласиться. Действительно это позор. Но ещё позорнее будет под видом «развития инфраструктуры» под конец губернаторского срока Андрея Клычкова «зарыть в землю» почти полтора миллиарда. А мастера такие есть. Некоторые из них, правда, уже отбывают сроки, либо, как «любимый подрядчик губернатора» Михаил Маркин, под домашним арестом находятся, но кое-какие резервы у губернатора и его советников остались.
Но вот удастся ли им эти резервы ввести в действие – зависит от Генеральной прокуратуры, орловского надзорного ведомства, уже начавшего организовывать процессуальные проверки, а также активной позиции других правоохранительных органов региона.