Когда сегодня сотрудники правоохранительных органов рассказывают об уголовных делах советника губернатора Орловской области Сергея Лежнева, они в первую очередь упоминают два организованных преступных сообщества (две преступных организации), которые, по версии следствия, были созданы Лежневым.
Первая –это организованная группа, занимавшаяся хищением бюджетных средств при строительстве и реконструкции мостовых сооружений в Орле и области. (Отмечу, что мы писали об этой группе задолго до ареста Лежнева. 28 октября 2021 года, за два с половиной года до того, как Лежнев был задержан и помещён в СИЗО, агентство FLB.ru опубликовало статью с подзаголовком «Как появилась и чем известна орловская ОПГ «Мост». Публикация сопровождалась фотографией ныне арестанта Лежнева, ныне осуждённого Подрезова и ныне пока ещё действующего губернатора Клычкова, идущих смотреть мост «Дружба»).
Второе преступное сообщество было, как считает следствие, организовано Лежневым для хищений бюджетных средств, выделенных на закупку медицинского оборудования. В придачу следователями упоминаются мошенничества, эпизоды растраты (присвоения) бюджетных средств в ходе поездок на СВО и пр.
А вот сейчас наступил новый этап: правоохранители приступили к расследованию деятельности советника Лежнева в смычке с различными фондами и некоммерческими организациями, которые под маркой «благотворительности» и иных, глубоко положительных целей, осуществляли хищения и отмывание средств, полученных от орловских коммерсантов и крупнейших предприятий региона…
СЫН СЕНАТОРА, ЖЕНА ГУБЕРНАТОРА, ДЕПУТАТ ОБЛСОВЕТА, ЭКС-ЖЕНА ЭКС-МЭРА…
Что объединяет этих граждан и гражданок, живущих и работающих в Орловской области? Всего лишь одно: все они руководят некоммерческими организациями или различными фондами с красивыми названиями. Цели и задачи могут быть разными, но механизм действия один: перераспределение финансовых средств, полученных в виде грантов, дотаций, пожертвований, взносов и пр. из различных источников, как бюджетных, так и внебюджетных. В зависимости от статуса «фонда» или его руководителя, «донаты» могут быть миллионные или многомиллионные. А распоряжаются ими «ответственные лица» совсем по-разному. И не всегда действуют в рамках закона…
Когда полторы недели назад на FLB вышел материал под названием «Необычные последствия встречи сенатора Иконникова и арестанта Лежнева», со мной вступил в дискуссию один из видных представителей КПРФ, которого мы нередко видим на экране ТВ: «Алексей Алексеевич, ну что вы пристали к мальчику (имеется в виду сын сенатора Иконникова), он же производственник, гидронасосами занимался. А сейчас вот культуру поднимать будет…»
Меня рассуждения о великовозрастном «мальчике» немного удивили. Как до сих пор удивляет, почему его деятельностью не занимались правоохранительные органы. Ведь им-то сложить два и два-плёвое дело. И не нужно как нам, журналистам, искать по крупицам детали, взаимосвязи, расспрашивать специалистов и людей, находящихся в теме.
Что сложного-то? Из открытых источников известно, что «мальчик» в 2017-2022 гг. был гендиректором ООО «Южгидромаш», юридический адрес которого почти совпадает с адресом орловского губернатора (посёлок «Дружный» Орловского района Орловский области). Только улицы разные, у губернатора Гостиничная, у сына сенатора Иконникова была Машиностроительная.
А название «Южгидромаш» не почти, а полностью совпадает с названием крупнейшего на Украине завода «Южгидромаш», который располагался в г. Бердянске, на территории Запорожской области, а в 2017-2022 гг. (время директорства Иконникова-младшего) был на подконтрольной режиму Зеленского территории. Более того, совпадает не только название, но и вид деятельности-производство гидравлического оборудования. Правда в Бердянске был завод, а в Орле - нет. Кого-то из правоохранителей этот факт интересовал?
Товарный знак Южного завода гидравлических машин «Южгидромаш» в Бердянске
Знак ООО «Южгидромаш» Орёл
А интересовали ли их контрафактные украинские насосы, собранные из запчастей и неликвида в Бердянске и реализовывавшиеся под маркой «Орловские насосы», «Подольские насосы» или даже «Ливгидромаш»? А «инвестиционный проект» ООО «Южгидромаш», рассматривавшийся в областной администрации? А испрошенный этим ООО участок земли в 1 га на территории Орла, судьба которого до сих пор неизвестна?
В этой связи никого не должен удивлять тот факт, что «мальчик» после того как Бердянск был освобождён российскими войсками, покинул пост директора ООО «Южгидромаш». А вот сейчас он директор АНО «Культурно-просветительские проекты в Орловской области», в виды деятельности которой входят кроме всего прочего, оказание финансовых услуг, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, покупка и продажа недвижимости и пр. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, какой некоммерческой деятельностью может заниматься эта организация при поддержке сенатора Иконникова…
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧИТЬ ПРЕФЕРЕНЦИИ - ПЕРЕЧИСЛЯЙ ДЕНЬГИ В НАШ ФОНД!
23 апреля 2019 года, за пару месяцев до того, как в отношении руководителя департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства, члена правительства Орловской области Дениса Блохина было возбуждено уголовное дело, с его лёгкой руки (при участии советника Лежнева) был учреждён подходящий Блохину по профилю работы новый фонд - Фонд поддержки инфраструктуры Орловской области «Орловщина».
Задача фонда была более чем благородной -оказывать финансовую помощь разваливающейся инфраструктуре региона. Представляете, потекла труба, жители страдают, а фонд тут как тут - выделил деньги, трубу залатали. Или появилась ямка на дороге на какой-нибудь улице, Никольской, например, фонд немедленно финансирует работы… Откуда деньги? Так их благородные предприниматели с чистой душой и абсолютно добровольно жертвуют руководству фонда, делают взносы в общее дело… Но в реальности всё было совсем не так…
Как выяснили орловские оперативники, в деятельности фонда непосредственное и активное участие принимал советник губернатора Орловской области Сергей Лежнев. Пользуясь бесконечным и безграничным доверием губернатора Андрея Клычкова, а также тем, что губернатор незаконно фактически делегировал ему часть своих полномочий, Лежнев под предлогом оказания благотворительной помощи на социальные нужды привлекал средства на счета некоммерческой организации – Фонда поддержки инфраструктуры Орловской области «Орловщина».
Сейчас, когда уголовное дело по факту мошенничества, совершённого Лежневым и другими лицами в составе организованной преступной группы в особо крупных размерах, только-только возбуждено, многие детали нам ещё недоступны. Но в принципе схема была простой. Лежнев встречался с руководителем того или иного предприятия и говорил: «Хочешь получить подряд, или участок под застройку, или, скажем, налоговое освобождение от облсовета - делай взнос «на благотворительность» в «Орловщину». Как только «консенсус» достигался, в адрес коммерсантов поступали фиктивные письма от лица руководителя указанного фонда об оказании благотворительной помощи. Тех, кто не делал взносы, могли ждать, а иногда и ждали неприятности…
После того как деньги поступали на счета «Орловщины», Лежнев снова вступал в дело. Как считает следствие, он через созданную им цепочку фирм-однодневок организовывал их обналичивание и дальнейшее хищение. В настоящее время речь идёт о хищении десятков миллионов рублей, но, как считают эксперты, эта сумма может значительно увеличиться
В КАКОЙ МОМЕНТ В ДЕЛО ВСТУПИЛ МЭР ОРЛА ЮРИЙ ПАРАХИН?
Самая действенная схема хищения финансовых средств ОПГ «Орловщина» была неразрывно связана с деятельностью мэра г. Орла Юрия Парахина. Вспомним ряд недавних историй.
22 ноября 2022 г. Спустя сутки после снегопада в Орле мэр Парахин объехал вотчину и подготовил неутешительное «резюме»: Орёл убран из ряда вон плохо. Как оказалось, только три из 14 комбинированных дорожных машин смогли убирать город до утра. «Техника оказалась не готова», – подытожил Юрий Парахин.
31 января 2022 г. «На совещании у губернатора Андрея Клычкова мэр Орла Юрий Парахин обвинил в провале уборки снега сам снег, которого выпало слишком много, а также ковид, который, по словам Парахина, косит орловских коммунальщиков. В остальном у Парахина всё прекрасно. По его словам, ежедневно областной центр убирают 150 единиц техники и 750 человек. Но этого не хватает.
К слову, орловским коммунальщикам не хватает не только людей и машин. На том же совещании выяснилось, что деньги, выделенные на уборку улиц, закончатся куда раньше, чем планировалось, а реагенты закончатся до марта».
14 июня 2023 г. «Депутат Виталий Рыбаков опубликовал вторую часть видео о канализационных «озёрах» в черте города Орла и задал закономерный вопрос: куда подевались деньги, выделенные на очистные сооружения? Также депутат потребовал от природоохранного прокурора разобраться в причинах образования «фекального озера» в черте Орла».
Деньги на уборку снега кончились, «помощь» фонда «Орловщина» ушла к Лежневу, а мэр Парахин лично взялся за лопату…
Такие сообщения в орловских СМИ появлялись с пугающей регулярностью. Вот тут бы и Юрию Парахину обратиться к своему товарищу и партнёру Сергею Лежневу и попросить его повлиять на то, чтобы опекаемый последним фонд выделил дополнительные средства на уборку. Да что тут говорить, наверняка он обращался. И деньги фондом выделялись, причём деньги не самые маленькие.
По предварительной информации, под видом исполнения договоров по санитарной очистке города и благоустройству было похищено более 11 млн рублей. Фактически работы не выполнялись.
Роль советника губернатора, Сергея Лежнева в деле практически ясна, а вот роль мэра Орла Юрия Парахина, без которого не могли быть сделаны соответствующие запросы, оперативникам и следователям ещё предстоит исследовать. А материалы о хищении 11 миллионов рублей под видом работ по благоустройству и санитарной очистки города занимают в новом уголовном деле ОПГ «Орловщина» одно из центральных мест.
Сергей Лежнев и мэр Юрий Парахин
Уголовное дело, напоминаем, возбуждено по факту хищения путём мошенничества организованной группой и пока расследуется отдельно, то есть его не объединяют с другими уголовными Лежнева. Тем не менее, советник губернатора главный фигурант в деле «Орловщины»…
Кто остальные? В разное время учредителями фонда были не самые известные граждане: Любовь Евстюгина (она же директор), Сергей Кветкаускас, Олег Овчаров. С декабря 2021 г. все трое вышли из учредителей и в настоящее время учредители неизвестны.
После ареста Лежнева Кветкаускас подал заявление о личном банкротстве и успешно прошёл эту процедуру.
Работа фонда практически прекратилась. Фигуранты дают показания. Понятное дело, фонд не мог работать без «административной крыши». До возбуждения уголовного дела в отношении Дениса Блохина, скорее всего фонд «прикрывал» именно он. Поскольку деятельность «Орловщины» была тесно связана с Орлом и чисто городскими проблемами, такими как благоустройство и санитарная очистка улиц, то высвечивается фигура мэра Орла Юрия Парахина.
Есть ещё «неустановленные должностные лица» из числа сотрудников областной администрации и администрации Орла. Есть обнальщики и директора фирм-однодневок, через которые осуществлялось отмывание преступных доходов. А ещё есть губернатор Клычков, на глазах у которого всё это творилось, причём творилось его ближайшим другом и советником, с которым у него было полное взаимопонимание и доверие…
ДЕПУТАТ ВИТАЛИЙ РЫБАКОВ: НУЖНО ПРОВЕРИТЬ ВСЕ ФОНДЫ, РАБОТАВШИЕ ПРИ КЛЫЧКОВЕ И ЛЕЖНЕВЕ, НЕВЗИРАЯ НА ТО, КТО ИМИ РУКОВОДИТ!
В Орловской области работает множество различных фондов и некоммерческих организаций, некоторые из которых, по сути, очень даже «коммерческие». Их деятельность, как и деятельность фонда «Орловщина», часто направлена на «содействие» местной инфраструктуре, развитие транспорта, строительства. Поэтому я попросил председателя Комитета Орловского областного Совета народных депутатов по градостроительной деятельности и транспорту Виталия Рыбакова поделиться своими соображениями относительно «Орловщины» и других подобных фондов.
Виталий Рыбаков: «То, что оперативники УФСБ и УМВД по Орловской области сумели наконец-то прекратить преступную деятельность фонда «Орловщина» - это, несомненно, позитивный факт и успех силовиков. Но у нас очень много других фондов, фондиков и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются сбором и распределением финансовых средств. Многие из них не проверялись годами, особенно те, которые работают, прикрываясь фамилиями известных в регионе людей или их родственниками. И это могут быть не только учредители или директора фондов, но и так называемые «попечители».
Этот институт как бы неформальный, но по факту «попечитель» - это человек, который даёт обязательные для исполнения указания директору и бухгалтеру фонда, но при этом, в отличие от них, не несёт никакой ответственности, тем более уголовной.
Я считаю, что сейчас, особенно в связи с расследованием уголовных дел, связанных с деятельностью советника губернатора Клычкова, правоохранительным органам необходимо провести проверки всех фондов и некоммерческих организаций, а не только тех, в работе которых он «засветился». Многие фонды так или иначе связаны с высокими чиновниками, которые могут «решать вопросы» и их родственниками. И именно они часто становятся конечными бенефициарами процесса перераспределения полученных этими фондами от предпринимателей средств. Выявить их не так уж и сложно. Орёл - город небольшой, да и область у нас компактная. Скрыть здесь что-то очень сложно. А уголовное дело ОПГ «Орловщина» - это только вершина айсберга, в основании которого можно найти и «попечительские» связи с фамилией губернатора Клычкова».
P.S. 19 февраля 2025 года Советский районный суд продлил срок содержания под стражей советника губернатора Клычкова, Сергея Лежнева, ещё на месяц, до 24 марта.