Посещение сенатором Российской Федерации, коммунистом Василием Иконниковым в орловском СИЗО №1 советника губернатора Орловской области Сергея Лежнева, которому вменяются преступления как тяжкие, так и особо тяжкие (вплоть до организации двух преступных сообществ), вызвало широкий резонанс. Читатели стали задавать вопросы: уникален ли визит сенатора Иконникова в следственный изолятор, отблагодарил ли его губернатор за внимание к своему другу, а также, какие последствия ждут губернатора Клычкова и советника Лежнева. Мы постараемся по мере своих сил и возможностей ответить на них.
НИ ОДИН ОРЛОВСКИЙ СЕНАТОР, КРОМЕ ИКОННИКОВА НИКОГДА НЕ БЫЛ В СИЗО
Орловские коммунисты пытаются представить визит Василия Иконникова в СИЗО № 1 г. Орла как обычное дело, рутинную работу, которую сенатор чуть ли не обязан проводить постоянно, чтобы «держать руку на пульсе». Да и сам Василий Николаевич эту точку зрения поддерживает: «Зачем я туда вообще пошёл? Да затем, что вся эта история с Лежневым явно используется определёнными силами для расшатывания общественно-политической ситуации в регионе. И мне, как сенатору и как руководителю областной партийной организации КПРФ, это не может быть безразлично. Я обязан держать руку на пульсе событий и всё видеть своими глазами».
Сенатор Василий Иконников - на территории СИЗО №, направляется к Сергею Лежневу
Нашим читателям интересно, почему сенатор Иконников взвалил на себя эту обязанность. Может быть, все сенаторы обязаны по долгу службы посещать СИЗО и общаться с подследственными, обвиняемым в тяжких преступлениях?
Пользуясь тем, что я лично знаком со всеми членами Совета Федерации, которые когда-либо представляли Орловскую область в верхней палате Федерального собрания, я решил поговорить с каждым из них. Вопрос был один: «Посещали ли вы хоть раз за время работы членом Совета Федерации СИЗО № 1 г. Орла?»
Строев Егор Семёнович, член Совета Федерации с 14 марта 2009 г. по 24 сентября 2014 г.: «Нет, ни разу не посещал. У сенаторов и без этого работы достаточно».
Меркулов Павел Александрович, член Совета Федерации с 28 декабря 2001 г. по 21 мая 2004 г.: «Бог миловал. Для этого есть профессионалы, следователи, адвокаты, уполномоченные по правам человека».
Рогачёва (Строева) Марина Георгиевна, член Совета Федерации с 25 мая 2004 г. по 19 февраля 2009 г.: «Мне в голову даже не приходило идти в СИЗО. В обязанности сенатора такие посещения не входят».
Круглый Владимир Игоревич, член Совета Федерации с 24 сентября 2014 г. по 16 сентября 2023 г.: «Нет, я СИЗО №1 ни разу не посещал и смысла в этом никакого не видел. Любой визит сенатора к конкретному человеку – это своего рода поддержка для него, выделение его среди других. А перед законом все должны быть равны».
Щеблыгин Сергей Евгеньевич, член Совета Федерации с 8 декабря 2001 г. по 2 октября 2016 г.: «Ни орловский СИЗО, ни другие следственные изоляторы за 15 лет работы членом Совета Федерации я ни разу не посещал».
Соколов Вадим Вячеславович, сенатор Российской Федерации с 23 сентября 2023 года: «Нет, СИЗО №1 я не посещал, и никто ко мне с подобными предложениями не обращался».
Так что за 23 с лишним года существования должности члена Совета Федерации (сенатора Российской Федерации) только Василий Николаевич Иконников, занимающий эту должность с 4 декабря 2016 года, посчитал, что его почётной обязанностью является посещение в СИЗО №1 г. Орла самого известного подследственного Сергея Лежнева, причём не просто посещение, а, как говорится в пресс-релизе УФСИН по Орловской области», «официальный визит».
Так что не стоит вам, уважаемый Василий Николаевич, прикрываться фиговым листком, рутинности, «борьбы с расшатыванием общественно-политической ситуации», мифической обязанностью «держать руку на пульсе» организованной преступности и обязанностью «всё видеть своими глазами». Жители Орловской области прекрасно понимают, почему и зачем вы отправились в СИЗО к Лежневу…
О БЛАГОДАРНОСТИ ГУБЕРНАТОРА, РОДСТВЕННИКЕ СЕНАТОРА И ДВУХ ЯКОРЯХ
В статье «Зачем сенатор Иконников посещал арестанта Лежнева в СИЗО» я высказал предположение о том, что Иконников Василий Николаевич, сенатор Российской Федерации, приходил в СИЗО № 1 г. Орла и встречался там с ранее знакомым ему советником губернатора Орловской области Лежневым Сергеем Владимировичем не просто так, а по просьбе губернатора Орловской области Клычкова Андрея Евгеньевича.
Наша статья ввела сенатора в необычное состояние, и после её выхода он провёл четыре дня в метаниях и консультациях по вопросу «отвечать Богомолову, или нет». Мои коллеги, которым он звонил по этому поводу, рассказывали мне о его опасениях относительно возможного ответа. Дело в том, что сам Василий Николаевич не очень силён (это отмечали мои собеседники) в написании каких-либо текстов. И вроде бы он склонялся к тому, чтобы гордо промолчать, но через пять дней всё-таки появился ответ. Но не от сенатора, не от пресс-службы Совета Федерации, хотя визит Иконникова в СИЗО был осуществлён исключительно в рамках его служебных сенаторских полномочий.
Этот ответ, подписанный «Пресс-службой Орловского обкома КПРФ», по сути является анонимным. Если верить официальному сайту Орловского областного отделения КПРФ, то никакой пресс-службы партии, тем более «Пресс-службы Орловского обкома КПРФ» вообще не существует! Ни адреса, ни статуса, ни фамилий сотрудников, ничего! А комментировать анонимные послания несуществующих организаций мы, как уважающие себя журналисты, не видим никакого смысла.
С чувством глубокого удовлетворения отметим, однако, что в ответе были признаны все факты, о которых мы говорили, как о стопроцентно имевших место. Было признано то, что сенатор Иконников посещал СИЗО №1 г. Орла, что он встречался там с Сергеем Лежневым и то, что он отправлял за своей подписью письма, касающиеся дела Александра Лежнева в Генпрокуратуру и Министерство обороны.
Мы не думали продолжать тему посещения сенатором Иконниковым арестанта Лежнева, который, кстати, снова попал в штрафной изолятор, на этот раз на 12 дней, если бы не выявленная нами совершенно случайных событий.
13 ноября 2024 года сенатор Василий Николаевич Иконников посещает в камере штрафного изолятора советника губернатора Сергея Лежнева (по нашему предположению, посетил по просьбе главы региона, члена президиума КПРФ и секретаря КПРФ).
19 декабря 2024 г. Андрей Клычков подписывает распоряжение о создании автономной некоммерческой организации (АНО) «Развитие культурно-просветительских проектов в Орловской области»- «Развитие культурно-просветительских проектов в Орловской области». В качестве учредителей определены Департамент культуры Орловской области и фонд «Евразпроминтеграция».
15 января 2025 года АНО регистрируется и его директором становится гражданин Иконников Павел Васильевич, чьи данные, если судить по открытым источникам, полностью совпадают с данными сына сенатора Иконникова Василия Николаевича.
Распоряжение губернатора Клычкова о создании некоммерческой организации
Товарищи читатели, у кого есть вопросы о благодарности, задавайте! Но не мне, а товарищам Клычкову, Иконникову-старшему и Иконникову-младшему. А у меня тоже «по горячим следам» возникли вопросы.
В распоряжении Клычкова указано, что представительство области в АНО осуществляется в соответствии с постановлением областного правительства № 134 от 22.04.2013 г. В этом постановлении сказано, что представлять область могут: «1) лица, замещающие должности государственной гражданской службы Орловской области, действующие в соответствии с настоящим Положением; 2) иные лица… при наличии образования, квалификации и специальных знаний кандидата на назначение представителем области, соответствующих профилю деятельности автономной некоммерческой организации».
Вопрос: каким образом стал директором АНО Павел Васильевич Иконников? Как госслужащий? Или после пяти лет директорства в некоем ООО «Южгидромаш», организации, занимавшейся производством гидравлического и пневматического оборудования, он вдруг приобрёл «образование, квалификацию и специальные знания, соответствующие профилю деятельности» культурно-просветительской организации?
А ещё крайне интересно, какое отношение к культуре в Орле имеет московская организация ФММС «Евразпроминтеграция» (наряду с Департаментом культуры Орловской области, это учредитель АНО), у которой полный список видов деятельности совсем не для «культурно-просветительских проектов». Это оптовая торговля машинами и приборами, агентская деятельность по такой торговле, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, неспециализированная оптовая торговля и исследование конъюнктуры рынка.
Ни у кого не создалось впечатления, что название «некоммерческой организация» «Развитие культурно-просветительских проектов в Орловской области» - это только ширма для активной торговой деятельности и не менее активного «освоения» бюджетных и внебюджетных средств?
Андрей Евгеньевич Клычков по мнению наблюдателей сегодня стал «подвесным губернатором» (причём из-за собственных ошибок, в том числе и кадровых). Так в определённой среде именуют тех глава регионов, которые в любой момент могут покинуть должность.
И как тут не вспомнить одну историю, которая случилась пару лет назад и последствия которой Клычков ощущает до сих пор. Тогда в Орёл с визитом прибыл один из нескольких людей в нашей стране, которые могут принимать решения по внутриполитическим вопросам. Встретился он и с губернатором, а затем, в присутствии ряда чиновников, мягко намекнул ему, что у того есть своего рода «два якоря», мэр Орла Юрий Парахин и советник губернатора Сергей Лежнев.
Сергей Лежнев и Юрий Парахин. На заднем плане губернатор Клычков
Андрей Евгеньевич Клычков по какой-то причине не внял словам гостя. Он продолжил поддерживать мэра Парахина, не раз отказывался отстранять его от должности и дождался-таки прекращения возбуждённых в отношении него уголовных дел.
Но некоторые дела ещё не потеряли актуальности и перспективы возбуждения. Во-первых, не получило должной юридической оценки вмешательство Парахина в деятельность избирательных комиссий, которое доказано судебными экспертизами, назначенными СУ СК России по Орловской области. Логическим завершением процесса было бы возбуждение уголовного дела по ст. 141 УК РФ.
По уголовному делу о хищениях на мостовых сооружениях Орла и Орловской области осуждены участники преступной группы Подрезов и Молчанов, арестован и находится в СИЗО предполагаемый руководитель ОПГ Сергей Лежнев. Но следствие, даже по прошествии почти трёх лет, не рассекретило тех «неустановленных лиц из числа сотрудников Администрации Орловской области и Администрации г. Орла, уголовное дело в отношении, которых выделено в отдельное производство». О них прямо говорилось в сообщении Советского районного суда г. Орла.
Есть ли среди «неустановленных» мэр Орла Юрий Парахин? Ведь без его активного участия в виде незаконной приёмки моста «Дружба» с неустранимыми недоделками не было бы и хищений в 176 миллионов рублей на Красном мосту. Да и сам мост «Дружба», «принятый» Парахиным (когда он это делал, мэр не помнит), буквально разваливается.
В «деятельности» мэра явно просматриваются и другие системно коррупционные скандалы, связанные с хищением минимум 58 миллионов рублей бюджетных средств преступной группой с участием сотрудников жилуправления г. Орла, в которой участвовала его доверенное лицо, начальник управления Татьяна Решетова, работавшая у него ещё в тот период, когда он возглавлял Орловский район.
А есть ведь ещё хищения на строительстве дороги по ул. Орловских партизан в Орле, станции умягчения воды и пр. Долго ли после смены руководства СУ СК России по Орловской области мэру Парахину удастся выходить сухим из воды?
С советником Лежневым такой уход от ответственности не прошёл. 25 мая 2024 года он был задержан, а 27 мая Советский районный суд избрал ему меру пресечения-содержание под стражей, действующую до сих пор. Советнику губернатора вменяются и хищения бюджетных средств с помощью мошенничества, и организация двух преступных сообществ, и растрата (присвоения) бюджетных средств в ходе командировок в зону СВО. Но, несмотря на всё это, Клычков не увольняет Лежнева с госслужбы.
Насколько я представляю, «два якоря» сейчас тянут губернатора Клычкова на дно, и чем больше времени проходит, чем активнее следствие разрабатывает Лежнева, тем опаснее это становится для Клычкова. Выражу своё собственное мнение: сейчас для него и для его покровителей самым оптимальным является переход на партийную работу. Если Клычков займёт высшее место в партийной иерархии, то даже полностью раскрытое «дело Лежнева» не сможет привести его к уголовной ответственности. Если же он останется в Орле, то реальная опасность сохраняется. Иконников больше ходить к Лежневу не будет, а без поддержки и информации извне советник может и разговориться. У Андрея Евгеньевича пока ещё есть выбор, но скоро окно возможностей для него может и приподзакрыться. Нужно решать. Или до 20 февраля, или до конца апреля 2025 года…
P.S. В среду 5 февраля губернатор Клычков загадочно объявил: «У меня на пятницу рандеву с руководством назначено».
Если кто не в курсе, руководителей у Клычкова два: Президент России и Председатель Правительства России. Эти руководители встретились между собой в пятницу 7 февраля, но Клычкова на встрече не было. Президент затем провёл видеоконференцию с постоянными членами Совета безопасности, среди которых был и Михаил Мишустин. А вечером В.В. Путин досрочно отправил в отставку губернатора. Но пока не Клычкова, а губернатора Новгородской области Андрея Никитина.
Андрей Клычков (в центре) на коллегии,7 февраля
Губернатор Клычков же в пятницу 7 февраля был, по его словам, на коллегии Роспотребнадзора, а затем встретился с заместителем министра спорта Алексеем Морозовым. Вопрос: кого Андрей Евгеньевич Клычков теперь считает «руководством»?