ОБЫЧНАЯ СМЕРТЬ НЕОБЫЧНОГО ВОРА
Вору – воровская смерть: Надир Салифов (1972 г. р.), более известный как «вор в законе Лоту Гули», в августе 2020-го был застрелен собственным охранником в турецкой Анталии. В остальном Гули был необычным вором. Один из самых влиятельных мафиози на территории постсоветского пространства, он претендовал на главный воровской трон. В 2010 году Гули вступил в так называемую «укропную войну» с другим вором в законе - Ровшаном Джаниевым (Ленкоранским), который подмял под себя овощные рынки Москвы и ближайшего Подмосковья. Летом 2016-го Джаниева застрелили в Стамбуле.
Надир Салифов, или вор в законе Лоту Гули
Освободившись из тюрьмы в 2017 году, Гули сразу же предъявил права на оптовые продуктовые рынки Москвы, контролируемые доверенными лицами Ровшана Ленкоранского. Но жить он предпочитал в Стамбуле, где находился под покровительством лидера криминального мира Турции Седата Пекера, которого связывают тесные неформальные отношения с главой Турции Реджепом Эрдоганом. Может быть, поэтому Гули мог все эти годы свободно жить в Турции без документов. В первые дни после прибытия Салифова в Турцию на него организовали покушение члены турецкой преступной группировки "Ширинлер". Во главе нападающих был брат Ровшана Намик Джаниев.
Гули провёл в тюрьмах 21 год, откуда руководил своим мафиозным кланом, члены которого осуществляли придуманные им преступные схемы, порой весьма изощренные. В своих «спецоперациях» Гули часто использовал представителей силовых ведомств и спецслужб.
ПОСЛЕДНЯЯ «СПЕЦОПЕРАЦИЯ» ГУЛИ
Одна из таких «спецопераций» успешно завершилась меньше чем за месяц до убийства Гули: 31 июля 2020-го Мосгорсуд приговорил двух граждан РФ Эмина Ахмедова (30.10.1979 г. р.) и Гусейна Искендерова (04. 09, 1975 г. р.) к 15 годам заключения за совершение заказного убийства.
Скриншот с сайта Мосгорсуда
Это уголовное дело № 2 – 0013/ 2020 оставило после себя немало вопросов и логических неувязок, что заставляет усомниться в справедливости вынесенного приговора. Начнём с того, что осуждённые киллеры оказались… генеральными директорами двух коммерческих фирм. Ахмедов учредил и возглавил в 2009 году ООО "Гринвуд-Экспорт", которое занималось оптовой торговлей лесоматериалами в Астрахани. Судя по финансовой отчётности, с 2014 до 2017-го, то есть до момента ареста Ахмедова, его фирма благополучно вела стабильный бизнес, без каких-либо признаков незаконной деятельности. В августе 2019-го "Гринвуд-Экспорт" было ликвидировано как «недействующее юридическое лицо».
Финансовая отчетность ООО "Гринвуд-Экспорта" (2014-2017)
Искендеров до 2017 года возглавлял в Сургуте предприятие по торговле овощами и фруктами "ИмпортФруктРыб". Действовала эта фирма с 2012 года, имела собственный интернет-ресурс и никаких признаков противоправной деятельности также никогда не проявляла.
Интересно, существует ли в истории уголовного мира ещё один похожий случай, когда заказное убийство совершают два успешных и не судимых прежде гендиректора, один которых имеет высшее образование? К тому же и тот, и другой обременены семьями с несовершеннолетними детьми (у Ахмедова – двое, у Искендерова – четверо). Причём, по утверждению обвинителя, гендиректоры в уже зрелом возрасте якобы подрядились на «мокрое дело» исключительно ради заработка. И в приговоре Мосгорсуда ни слова не говорится о том, какие мотивы двигали обоими отцами семейств, когда «они совместно, заранее договорившись и действуя заодно друг с другом, намеревались лишить жизни Мамедова Э. Б. о.». Думаю, случай этот беспрецедентный!
Другая странность этого уголовного дела в том, что хотя заказное убийство совершили в южном Тбилиси, его расследованием почему-то занимались в Санкт-Петербурге, северной столице взаимно недружественного Грузии государства. Но обо всём по порядку…
УБИЛИ В ТБИЛИСИ, РАССЛЕДУЮТ В ПЕТЕРБУРГЕ
Итак, 11 сентября 2017 года в Тбилиси был застрелен криминальный авторитет Эльшан Мамедов, известный под кличкой Эльшан Амирджанский.
На могиле Эльшана Мамедова - венки от воров в законе
Убитый считался особо приближённым лицом к вору в законе Гули, с особой жестокостью расправлялся с бизнесменами. Его жертвами становились даже влиятельные в криминальном мире азербайджанцы. Да и сам Амирджанский не единожды хвастался в своем кругу, что принимал участие в ликвидации Ровшана Ленкоранского. Его слова были донесены до оппонентов. После этого у Мамедова появился еще один враг — бизнесмен Заур Ахмедов, являющийся двоюродным братом Джаниева.
Убийство Эльшана Мамедова произошло на парковке у ресторанов «Перис Сахли» и «Маспиндзели». На верандах заведений сидело много посетителей, но ни один из них не смог дать каких-либо показаний, которые бы пригодились следствию. Все записи видеокамер наблюдения в тот же день были стерты. Среди гостей на веранде «Маспиндзели» в момент расстрела находились Эмин Ахмедов и Гусейн Искендеров. Информация об этом быстро дошла до Гули, и он решил провести собственное «расследование» с участием сотрудников Следственного комитета Петербурга.
Через полтора месяца, 31 октября 2017-го, брат убитого Эльшана Амирджанского, Аджар Мамедов, давал свидетельские показания в ГСУ Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу по совершенно другому уголовному делу. И тут Мамедов вдруг заявляет, что его брата, как ему «достоверно известно», убил Эмин Ахмедов; он предъявляет несколько ксерокопий якобы из грузинского уголовного дела. О том, что такое убийство произошло, петербургский следователь впервые узнал от Мамедова, тем не менее Следственный комитет проявляет неимоверную ретивость.
Уже на следующий день, 1 ноября, основываясь только на устном рассказе брата криминального авторитета из близкого окружения вора в законе Гули, следователь возбуждает уголовное дело по «факту обнаружения трупа Мамедова Э. Б. 11.09. 2017 г. в автомобиле «Тойота» на автостоянке перед ресторанами «Перис Сахли» и «Маспиндзели» по адресу: Грузия, г. Тбилиси, ул. Горгосали, д. 7». И в этот же день был задержан Эмин Ахмедов - по подозрению в совершении этого заказного убийства. Невероятно, но для возбуждения дела следователю даже не понадобились ни официальное заключение о смерти Мамедова Э. Б., ни подтверждение прокуратуры Грузии о том, что в убийстве подозревается Эмин Ахмедов.
Немало настойчивости и изворотливости пришлось проявить следователю, чтобы получить официальную санкцию на арест Ахмедова. Суд её выдал только с третьей попытки, и то с помощью связей в Петербургском УФСБ. При этом суду даже не понадобилось доказательств того, что Мамедов мёртв, и судью почему-то не удивило, почему питерских следователей так «возбудило» это преступление, совершенное на территории другого государства.
СОЦИАЛЬНО БЛИЗКИЕ МАФИОЗИ И ПОЛИЦЕЙСКИЕ?
30 октября 2018 года Мамедова «подвели» к председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Сотрудники ГСУ Следственного комитета по Санкт-Петербургу срочно вызывают находившегося в Москве брата убитого авторитета. Из аэропорта «Пулково» Мамедов как почётный гость ехал на служебном автомобиле Следственного комитета по СПб, с воющей сиреной и блеском проблесковых сигналов. Затем его проводили в кабинет, в котором в тот день вёл прием Бастрыкин. И с такими же почестями этого так называемого «представителя Гули» сопроводили на обратный рейс в столицу.
К сожалению, слишком многое говорит о том, что влиятельные сотрудники правоохранительных органов могли действовать в интересах главы мафиозного клана. Почему-то закрывались глаза и на подтасовку и фальсификацию следственных документов, якобы переданных грузинской стороной, которая, кстати, была насквозь коррумпирована вором в законе Гули. Известно также, что питерские следователи приезжали в Грузию, где проводили время в ресторанах, саунах и прочих увеселительных заведениях вместе с Анзором Жамерашвили, следователем 1-го отдела Управления детективов Департамента полиции Тбилиси МВД Грузии.
Например, в феврале 2018 года следователи из Петербурга и грузинские детективы в сопровождении Аждара Мамедова посетили Серную баню № 5, которая находится в 50 метрах от места убийства. Между собой общались как близкие друзья. Они предложили банщику по имени Низами дать показания о том, что он якобы лично видел момент убийства Эльшана Мамедова и указать на Эмина Ахмедова и Гусейна Искендерова как на лиц, совершивших это убийство. Несмотря на обещания Мамедова хорошо заплатить за такие показания, Низами наотрез отказался лжесвидетельствовать.
В конце октября 2018 года питерский Следственный комитет обратился в Прокуратуру Грузии с просьбой передать им оригиналы материалов уголовного дела. В это время уголовное дело по убийству Эльшана Мамедова находилось в Тбилисском городском суде, где уже рассматривалось по существу. Судья Тбилисского горсуда распорядился передать оригинал уголовного дела в Россию, но дело это не прекращать и продолжать судебный процесс, пользуясь копиями материалов. Однако Прокуратура Грузии, находясь, видимо, под влиянием мафиози, отправила в Россию сопроводительное письмо на русском языке, в котором содержалась дезинформация о том, что тбилисский судья якобы приостановил это уголовное дело. После этого коррумпированные грузинские прокуроры стали попросту саботировать этот судебный процесс в Тбилиси.
Материалы этого скандального дела полны противоречивых показаний. Например, в обвинительном заключении, подписанном зам. прокурора Санкт-Петрбурга, в показаниях Аждара Мамедова, в частности, говорится: «Со слов полицейских Грузии, расследовавших убийство его брата и согласно материалам уголовного дела по этому же факту, с которым он знакомился как потерпевший, ему известно, что одним из основных свидетелей убийства его брата является таксист, который допрошен в качестве свидетеля и который рассказывал, что возил двух убийц в течение месяца до убийства, и привез их к месту убийства. Этот таксист опознал киллеров как Ахмедова Э.А.о. и Искендерова Г.Г.о. Со слов этого же таксиста ему известно, что якобы его брат Мамедов Э.Б.о. задолжал Ахмедову Э.А.о. и Искендерову Г.Г.о. большую сумму денег».
Но, во-первых, известно, что Ахмедов и Искендеров в момент убийства находились на веранде ресторана, среди прочих посетителей. Во-вторых, необъяснимо, почему такие богатые бизнесмены, как Ахмедов и Искендеров, дававшие взаймы «большие суммы денег», не наняли киллеров, а сами взялись за оружие. (Кстати, в другом месте обвинительного заключения говорится о том, что Ахмедов и Искендеров подрядились на «мокрое дело» якобы исключительно ради заработка.) Может быть, времена радикально изменились, и сейчас входят в моду киллеры с ипотекой?
В приговоре Мосгорсуда, в частности, отмечалось: «Подсудимый Ахмедов Э. А. пояснил суду, что в связи с вынужденным прекращением его трудовой деятельности его семья лишилась возможности оплачивать ипотеку, в связи с чем лишилась жилья, и поэтому в настоящее время его жена и дети уехали из Российской Федерации и проживают вместе с его родителями в городе Баку (Азербайджан)».
Приговор Мосгорсуда
Мосгорсуд почему-то решил не разбираться, в чем же заключалась основная деятельность подсудимого: предпринимательство или киллерство? Или совмещение этих деятельностей? Или киллерство как предпринимательство? Или это своеобразное хобби? Словом, острые вопросы остаются.