В пятницу, 11 мая, Чертановский районный суд Москвы отложил рассмотрение уголовного дела о похищении наркозависимых и их насильственной изоляции сотрудниками благотворительного фонда «Восстановление». Из четырёх подсудимых на заседание доставили только одного. В итоге заседание, на котором будут рассматривать дело по-существу, назначили на 25 мая.
«Суд постановил отложить судебное разбирательство на 25 мая в 12:30 ввиду недоставки на судебное заседание Монича, Маняхина, Будюкова и отсутствия защитников подсудимых», - решила судья Ирина Ермишина, получив согласие сторон.
В похищении людей (126 УК РФ) и незаконном лишении их свободы (127 УК РФ) обвиняются руководитель благотворительного фонда «Восстановление» Юрий Будюков, соучредитель Александр Земляной, волонтёры Андрей Маняхин и Константин Монич. На заседании доставили только Земляного, Монич не явился по состоянию здоровья. Оба находятся под домашним арестом, Будюков и Маняхин - в СИЗО.
Согласно карточке дела, Юрию Будюкову вменяют эпизод с похищением (ст. 126 УК РФ) и эпизод с незаконным лишением свободы (ст. 127 УК ), а Александру Земляному - целых восемь эпизодов. Однако мера пресечения, напомним, у Александра мягче – домашний арест.
Подсудимые вину не признают. Земляной утверждает, что дело возбуждено, потому что фонд якобы отказал некоему полицейскому в ежемесячной помощи по выполнению плана по наркостатье.
По версии следствия, обвиняемые в 2015–2016 годах незаконно удерживали в неволе нарко- и алкозависимых граждан, для обоснования чего ранее учредили благотворительный фонд социальной реабилитации зависимых от пагубных привычек «Восстановление».
«Фигуранты уголовного дела перевозили потерпевших в различные квартиры в Москве, где удерживали против их воли, не оказывая какой-либо специализированной помощи», - сообщает пресс-служба СКР.
«К нам приходят по собственному желанию, а узнают о нас через сарафанное радио. Какой смысл удерживать наркозависимого силой? Если он не хочет лечиться, он и не вылечится», - говорит волонтёр «Восстановления» Виктория Нестоцкая.
По словам адвоката Дмитрия Иванова, который защищает волонтёра Константина Монича, всего из квартир благотворительного фонда в СК доставили более 50 граждан, но заявления на сотрудников фонда написали только трое - якобы под давлением следователей. «Мы за год предварительного следствия пришли к тому, что двое сели за преступления, связанные с наркотиками, один пошёл лечиться от наркозависимости», - рассказывает адвокат Иванов.
В СКР сообщали, что один из «невольников» фонда выбросил в окошко записку, в которой просил освободить его. Соседи якобы прочитали послание и обратились в полицию. После этого по указанному адресу нагрянула проверка.
Сперва, 12 января 2017 года, суд арестовал соучредителя фонда «Восстановление» Александра Земляного и волонтёра Константина Монича. Как пояснили в пресс-службе Главного следственного управления СК РФ по Москве, с 23 декабря 2016 года по 8 января 2017 года Монич и Земляной предложили 39-летнему мужчине работу, пригласили к себе в квартиру на улице Кировоградская, а затем применили физическую силу для его удержания в изоляции. 8 января потерпевшего освободили. По словам Нестоцкой, тот страдал алкоголизмом.
Дело составляет 56 томов. Следствие завершилось только к маю 2018 года, 4 мая состоялось предварительное судебное заседание. Деньги на адвокатов фонд «Восстановление» собирал по копейке, обратившись за помощью к знакомым и простым гражданам.
После ареста Юрия Будюкова и его помощников фонд перестал приводить на квартиры людей с пагубными зависимостями, но продолжил работу по другим направлениям: социальная помощь бездомным, пенсионерам, малоимущим и многодетным семьям, организация и проведение для них образовательных, спортивных и досуговых мероприятий, профилактика алко- и наркозависимости среди детей и молодёжи. Фонд действует с июля 2016 года. За три месяца до этого был ликвидирован другой одноименный фонд, которым руководил тоже Будюков. Первую организацию зарегистрировали евангелисты - прихожане Христианского центра «Восстановление» (ХЦВ). По словам религиоведа Романа Лункина, в 2014 году в России действовало около 500 таких протестантских центров, когда православных - только 30.
«Преследование реабилитационных центров для наркозависимых по религиозному признаку стало общепринятой практикой в регионах с середины - конца 2000-х годов», - считает Роман Лункин. Причиной, по его мнению, являются конкуренция с РПЦ и отсутствие правовой базы для существования таких центров, содержащих на квартирах людей с пагубными зависимостями и бездомных. «Очень верю и надеюсь на справедливый суд. Потому что добро нужно защищать, а тем, кто его творит, всячески помогать», - написала на своей страничке в соцсети жена пастора ХЦВ Ольга Пересветова.