История банкротства
Негативные факторы в отечественной экономике влияют на всю авиационную отрасль, однако некоторые перевозчики испытывают существенные проблемы уже несколько месяцев и их перспективы остаются туманными. Ханты-Мансийский арбитраж в прошедший четверг зарегистрировал очередное заявление о признании банкротом третьей крупнейшей российской авиакомпании - "ЮТэйр ". Если раньше такие иски в отношении компании можно было не воспринимать всерьез, понимая, что таким образом тот или иной кредитор хочет получить свои деньги, то сейчас реальное банкротство не столь призрачно, пишет РАПСИ .
Ситуация странная, пишет «Банкрот. ПРО». Пассажиропоток компания демонстрирует отменный. С начала года он вырос на 10%, компания перевезла чуть более 9 млн. чел. Жить бы и радоваться. Но с деньгами при этом у нее так плохо, что она не в состоянии выплачивать копеечные долги своим кредиторам. В частности, с августа на компании висит долг аж в 117 тыс. руб.
Попытки обанкротить UTair пермский «Авиализинг» уже предпринимал в 2012 году. Лето 2012 года арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа зарегистрировал заявление о признании банкротом ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", сообщал агентству РАПСИ представитель суда.
При этом в картотеке арбитражных дел имеется несколько десятков решений судов о взыскании задолженностей с "ЮТэйра" в пользу "Авиализинга".
Интересно, что "ЮТэйр" тогда сам участвовал в качестве кредитора в деле о банкротстве самого "Авиализинга".
Как отмечала Lenta.ru , за несколько лет до этого "ЮТэйр" взяла в долгосрочную аренду с правом выкупа у "Авиализинга" девять самолетов Ту-154. Некоторые из них она приобрела, а часть самолетов - вернула. После этого авиаперевозчик договорился о покупке у лизинговой структуры 24 самолетов Sukhoi Superjet-100.
В 2011 году "Авиализинг" обвинил "ЮТэйр" в просрочке платежей и потребовал от авиакомпании вернуть 40 миллионов рублей. В свою очередь, авиаперевозчик заявил, что он вместо "Авиализинга" провел ремонт двух Ту-154, который зачел в качестве лизинговых платежей. После этого авиакомпания выставила встречный иск. Лизинговая структура отрицает, что капитальный ремонт имел место.
Весной 2014 года началась новая полоса банкротства перевозчика. Газета "Коммерсант" сообщила тогда, что на конец марта краткосрочный долг авиакомпании составил 47,6 миллиарда рублей, долгосрочный — 20,3 миллиарда рублей , и если "ЮТэйру" не оказать поддержку извне, долг может стать невозвратным.
Авиакомпания "ЮТэйр" связывала свое сложное финансовое положение с ослаблением курса рубля и общей ситуацией с рынком авиаперевозок. В свою очередь, топ-менеджер одного из крупных российских аэропортов сказал РИА Новости , что у компании серьезные долги перед контрагентами, насчитывающие сотни миллионов рублей.
По словам источника, проблемы возникли из-за разницы курса валют - "Ютэйр" получает деньги в рублях, а расплачивается за самолеты в долларах. Финансовое положение перевозчика ухудшила также и ситуация на туристическом рынке, который в настоящее время переживает серьезный упадок.
В 20-х числах января "Аэрофлот" и "Сибирь" (торговая марка S7 Airlines) выступили против нерыночных мер, предпринимаемых государством для поддержания деятельности "ЮТэйра", сообщил РИА Новости источник, знакомый с текстом письма гендиректоров "Аэрофлота" и "Сибири" Виталия Савельева и Владимира Объедкова, отправленного 26 декабря 2014 года в секретариат первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.
По мнению авторов письма, государственная поддержка не сможет обеспечить вывод "ЮТэйра" из системного кризиса, а только усугубит негативные последствия для всей отрасли внутренних авиационных перевозок России, которая сама находится на грани кризиса. Перевозчики предполагают, что выделенная государством помощь может пойти на привлечение выручки за счет еще более интенсивного демпинга, сообщил собеседник агентства.
Совокупный финансовый долг авиакомпании «ЮТэйр» оценивается в сумму свыше 167,8 млрд рублей. Большая часть приходится на задолженность по лизингу – свыше 85,2 млрд рублей. Накануне стало известно, что рейтинговое агентство «Эксперт-РА» подтвердило рейтинги кредитоспособности «ЮТэйр» и «ЮТэйр-Финанс» на уровне С — неудовлетворительный уровень кредитоспособности (выборочный дефолт) и отозвало их, отмечал в конце января РБК .
Многомиллиардные иски
Объем требований кредиторов к авиакомпании в настоящее время превысил 9 млрд рублей. Самые крупные иски поданы от Альфа - банка - в общей сумме более 3 млрд рублей, от лизинговой компании "Югра СПб" - почти на 6 млрд рублей, а также от ОАО "Банк Балтийское финансовое агентство" (БФА) - на сумму более 603,5 млн рублей.
Вслед за новостями о финансовых трудностях компании последовали сообщения о судебных претензиях к "ЮТэйру". Первый крупный иск к компании был зарегистрирован в ноябре 2014 года - ОАО "Банк Балтийское Финансовое Агентство" потребовало с перевозчика 603,5 миллиона рублей задолженности по кредитному договору. Затем аналогичное заявление на 11,8 миллионов долларов подал Альфа-банк, при этом арбитраж Москвы удовлетворил заявление кредитора об аресте данных денежных средств в качестве обеспечительных мер.
В конце января девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность ареста имущества «ЮТэйр» в рамках иска Альфа-банка о взыскании 11,8 млн долларов США. В апелляционной жалобе югорской авиакомпании отказано, свидетельствую материалы дела, отмечает РБК .
Ранее суд назначил на 11 марта основные слушания по этому делу. Банк просит взыскать задолженность по договору об открытии аккредитивов от 30 октября 2013 года.
Как сообщало РБК Тюмень, 28 вертолетов авиакомпании «ЮТэйр» было арестовано в Тюмени и Тобольске . Имущество авиаперевозчика было передано на ответственное хранение уполномоченному представителю должника. По данным УФССП России по Тюменской области, арест наложен на основании поручения УФССП России по Москве в рамках взыскания Альфа-банком задолженности с авиакомпании на сумму более 32 млн долларов.
Вскоре некоторые контрагенты авиакомпании начали подавать заявления о банкротстве "Ютэйра". В декабре 2014 года генеральный директор перевозчика Андрей Мартиросов отметил, что "подача иска о банкротстве - стандартный прием, которым пользуются кредиторы, имеющие, часто, малый размер задолженности". Мартиросов подчеркнул тогда, что "наличие подобных претензий не отразится на производственной деятельности компании".
При этом Альфа-банк продолжил заявлять к "Ютэйру" крупные иски, подав в общей сложности 10 исков о взыскании с авиакомпании около 60 миллионов долларов и около 118 миллионов рублей , о чем сообщало ранее РИА Новости . В конце января в банке отметили, что продолжат "действия, направленные на взыскание просроченной задолженности в том числе, включающие и аресты летного имущества компании".
В середине января судебные приставы арестовали в московском аэропорту "Внуково" три антиобледенительные машины, не принадлежавшие авиакомпании "ЮТэйр".
Одна из машин с октября 2014 года принадлежит ЗАО "Сервис-ВС" (торговая марка Swissport Russia), две другие принадлежат компании "ЮТэйр-Техник" (100-процентная дочерняя структура авиакомпании "ЮТэйр") и находятся в лизинге у компании ЗАО "Сервис-ВС", рассказал в свою очередь РИА Новости источник в "Сервис-ВС".
Кстати, 14 января стало известно, что авиакомпания «ЮТэйр» отменила ежедневные рейсы из Москвы в Казань. По словам представителей перевозчика, решение принято в связи со снижением спроса на это направление. Пассажирам, уже купившим билеты, предлагается вернуть их с полным возмещением стоимости либо оформить билеты с вылетом из ближайших аэропортов. В авиакомпании заявили «БИЗНЕС Online», что отмена рейсов не связана с финансовым положением.
Пассажирам, уже купившим билеты, предлагается вернуть их с полным возмещением стоимости либо оформить билеты с вылетом из ближайших аэропортов, входящих в расписание «ЮТэйр»
В прошлом году в зимний сезон компания «ЮТэйр» выполняла из Казани ежедневные рейсы в Москву (в аэропорт Внуково), три раза в неделю отправляла пассажиров в Сургут и Уфу, а также выполняла регулярные международные рейсы в Баку (два раза в неделю) и международные чартерные рейсы в Бангкок, Пхукет, Гоа.
В настоящее время аналогичные рейсы по этим направлениям выполняют другие авиакомпании: в Москву из Казани летает «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «Оренбургские авиалинии»; в Бангкок — «Трансаэро»; в Камрань — авиаперевозчик «ИКАР», отмечает издание.
6 февраля 2015 года, как сообщили в арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, акционерный банк «Россия» подал иск с требованием взыскать с авиакомпании «ЮТэйр» более 355 млн руб. задолженности. «Иск пока не принят к производству»,— информирует ТАСС .
Кто спасет «Ютэйр?
Еще в сентябре 2014 года источники РИА Новости сообщили, что правительство ищет варианты спасения авиакомпании. При этом отмечалось, что есть два таких варианта. Первый - передача перевозчика в управление "Аэрофлоту", с последующей оптимизацией маршрутной сети и парка. Второй – выдача компании крупного кредита под госгарантию. Все источники агентства сошлись во мнении, что остановка деятельности авиакомпании не рассматривается.
В свою очередь, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в конце января сообщил , что "ЮТэйр" запросил у правительства РФ госгарантии в размере около 40 миллиардов рублей. Однако Дворкович тогда же отметил, что говорить об окончательных параметрах поддержки преждевременно.
Во вторник "Ведомости" сообщили, что инвесторы готовы предоставить перевозчику 25 миллиардов рублей: 11 миллиардов пойдут на погашение задолженности перед контрагентами, а оставшейся суммой "Ютэйр" расплатится с банками и держателями облигаций.
Внутри авиакомпании также пытаются найти возможности для преодоления финансовых трудностей, используя при этом логичный в условиях кризиса способ - сокращения. В октябре 2014 года пресс-служба авиаперевозчика сообщила, что в период осенне-зимней навигации 2014-2015 годов "Ютэйр" намерена сократить 20% рейсов и 10% персонала. Таким образом "Ютэйр" хочет сэкономить до 5 миллиардов рублей. До конца 2015 года фирма также планирует сократить производственные расходы на 10 миллиардов рублей.
Напомним, что общая сумма задолженности авиакомпании "ЮТэйр" перед кредиторами, по ее собственным данным, на середину декабря 2014 года составляла 167 миллиардов рублей . В декабре генеральный директор "Ютэйра" выразил надежду на то, что трудности носят временный характер и в ближайшее время ситуация с перевозчиком стабилизируется.
Напомним также, что в опубликованном на днях перечне системообразующих предприятий , в частности, вошло несколько авиакомпаний: "Сибирь", "Уральские авиалинии", "ЮТэйр", "Аэрофлот" и "Трансаэро". В нем также оказались аэропорты "Домодедово", "Пулково" и "Шереметьево".
|