“Срок действия спецрецепта для получения наркотических препаратов может быть увеличен до 30 дней с нынешних 5. Пациентов планируют "открепить" от одной аптеки, а родственникам, возможно, не придется унизительно сдавать после смерти больного неиспользованные ампулы. Такие изменения в порядке медицинского применения наркотических лекарств подготовлены и проходят обсуждение. Правда, последнее предложение еще предстоит обсудить со службой госнаркоконтроля, - пишет 20 февраля «Российская газета».
Все эти инициативы готовились давно, но смертельный выстрел контр-адмирала Апанасенко заставил медицинских чиновников действовать активнее. Вчера журналистам сообщили, что Росздравнадзор начинает тотальные проверки в регионах. Будут проверять все - наличие наркотических лекарств в больницах и аптеках, правильность назначения (те ли лекарства и дозировки) и т.д. За последние дни прошло уже несколько видеоселекторов, чтобы объяснить руководителям здравоохранения на местах, что же от них требуется.
Требуется четкое выполнение прошлогоднего приказа N 1175н Минздрава России. Если врач будет действовать строго по этому документу, проблем у больного возникнуть не должно, считают в минздраве.
"Прежняя схема, когда наркотические препараты могли назначать только онкологи, а потом рецепт выписывал терапевт и подписывал главный врач или его заместитель, этим приказом упрощена, - пояснила руководитель профильного департамента минздрава Елена Максимкина. - Сейчас назначить обезболивание и выписать рецепт может участковый врач и врач-специалист, который ведет больного. Вторая подпись руководителя по-прежнему нужна. При этом задача лечебного учреждения организовать все так, чтобы, к примеру, главврач и его заместитель могли друг друга дублировать и оформление рецептов не затягивалось".
Перерывов в обезболивании, когда пациент уходит из больницы домой, возникать не должно. Поэтому при выписке из стационара больной имеет право получить нужные лекарства сроком на пять дней. Либо рецепт на их получение в аптеке.
Кроме того, по словам Елены Максимкиной, приказ разрешает увеличивать в два раза количество лекарства в одном рецепте для инкурабельных (самых тяжелых) больных и даже выдавать им два рецепта сразу, тем самым увеличивая количество получаемого лекарства. В итоге, если исходить из максимальной разрешенной дозы, за один раз можно получить обезболивающие лекарства на 10 дней.
Как оказалось, в регионах не спешат следовать этому приказу, местные нормативные акты написаны давно, содержат массу уже снятых на федеральном уровне ограничений. Например, повсеместная практика, когда больной или родственник не может получить новый рецепт, пока не сдаст все пустые ампулы из предыдущей порции, оказывается, вне правового поля.
"Такого требования просто нет", - уверяют в минздраве. То же самое относится и к обезболивающим пластырям.
"У нас есть только требование сдать неиспользованные препараты в случае смерти пациента, - пояснила Елена Максимкина. - Но и этот порядок мы планируем пересмотреть, разрешив не возвращать на уничтожение небольшой остаток в несколько ампул".
Одна из самых острых жалоб - отсутствие нужных лекарств в аптеке.
"Мы подготовили новый регламент, увеличив нормативный запас наркосодержащих и психотропных препаратов в медицинских учреждениях до 10 дней, а для сельских аптек - до 3 месяцев, чтобы перебоев с их поступлением не было", - заключила Максимкина”.
“Своей ответственности в трагедии в Минздраве, напрямую обвиненном Апанасенко, не видят. Ранее ответственность за гибель адмирала с себя сняли и в ФСКН”, - сообщает в четверг издание Газета.Ру.
“Россия довольствуется одним из последних мест в мире, если говорить об объемах обезболивающих, которые предоставляют онкобольным. Как передавало накануне BFM.Ru, такое заявление сделал глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов.
«Россия по объемам предоставляемых анальгетиков стоит на одном из последних мест в мире, эту ситуацию надо, конечно, исправлять», — отметил он. Накануне ведомство подчеркнуло, что регионы не спешат упрощать выдачу лекарств, хотя ФСКН уже указала на этот недостаток».
“После самоубийства контр-адмирала Вячеслава Апанасенко министр здравоохранения Вероника Скворцова поручила Росздравнадзору проверить организацию обеспечения российских пациентов обезболивающими препаратами. Это касается не только столичной поликлиники, к которой был прикреплен Апанасенко, и городского департамента здравоохранения — их проверяют отдельно. Речь идет о плановых и внеплановых проверках медорганизаций, оказывающих помощь тяжелобольным людям, - продолжает Газета.Ру.
Как заявил журналистам на встрече в Минздраве в среду начальник управления организации госконтроля качества оказания медпомощи населению Андрей Шаронов, территориальные подразделения будут смотреть и на то, насколько правильно подбираются препараты и их дозировка, позволяют ли они купировать болевой синдром. И оперативно направлять информацию в региональные органы здравоохранения и в прокуратуру. Причем проверки будут касаться не только онкологии, но и других заболеваний, связанных с болевым синдромом.
На вопрос издания, сколько времени потребуется на то, чтобы проверить все российские медучреждения, Шаронов ответил, что это и не нужно.
«Для того чтобы навести порядок, не обязательно проверить всех, — заявил он. — Многие главврачи переосмыслят свою работу по чужому негативному опыту. В частности, по случаю с Апанасенко»,
Апанасенко обвинил в своей трагической гибели «Минздрав и правительство» — его семья не успела собрать нужное количество подписей на рецепте для получения необходимого ему обезболивающего (у контр-адмирала была терминальная стадия рака). Однако в Минздраве продолжают настаивать на оптимальности действующего порядка назначения и выписывания обезболивающих средств больным, а возникающие проблемы объясняют инерционностью мышления на местах. На днях ведомство вновь направило в регионы письмо с указанием привести свои документы в соответствие с установленным Минздравом порядком.
Руководители здравоохранения на местах будут отвечать, в случае если единственная в районе больница не будет иметь лицензии на хранение и использование наркотиков. То же самое касается и подстанций скорой помощи. Приказ Скворцовой предполагает проверку и этой стороны их деятельности.
Но, по данным Минздрава, на сегодняшний день из 70 тыс. аптечных учреждений соответствующую лицензию имеют всего 1664.
«Это требует дополнительных вложений и контроля, и субъекты Федерации должны этим заниматься, — заявила директор департамента лекарственного обеспечения и обращения медизделий Минздрава Елена Максимкина. — Кроме того, мы неоднократно выступали за преференции для организаций, занимающихся этой деятельностью. Продиктованные ФСКН и МВД требования к предметно-количественному учету, перевозке и помещениям, в которых хранятся наркотики, достаточно серьезное обременение для организаций».
По ее словам, требования силовиков не столь уж избыточные: с начала 2014 года в Москве уже дважды обнаруживались поддельные рецептурные бланки.
«У нас не излишне жесткие требования, — резюмировала директор департамента. — Те же отдельные рецептурные бланки и те же правила существуют, например, в Германии. Просто там более четко организована работа».
На вопрос Газеты.Ру, чем же тогда объясняется снижение использования опиоидных анальгетиков в России, хотя, по оценке экспертов, всех поставок морфина хватает только на 4% нуждающихся, чиновники вновь перевели стрелки на «места».
«Минздрав не производит закупки наркотиков, — заявила Максимкина. — На федеральном уровне остались минимальные полномочия, определить потребность региона — задача департамента здравоохранения субъекта Федерации. И ее достаточно просто просчитать. А если специалисты считают, что у нас неправильно установлен норматив, пусть обращаются со своими предложениями».
По ее словам, Минздрав не хочет заниматься кампанейщиной, даже после столь ужасного трагического случая. «Ведется планомерная работа, и те проблемы, которые накопились в разделении легального и нелегального использования наркотиков, не исчерпываются одним днем», - уверена Елена Максимкина.
“Минздрав РФ разъяснил правила выдачи рецептов на наркотические обезболивающие препараты: подписывать такой рецепт должны всего два врача, причем за один раз можно выписать сразу два рецепта; приносить обратно в поликлинику использованные ампулы от лекарства не нужно, эти требования противозаконны, сообщила директор департамента лекарственного обеспечения и обращения медизделий Елена Максимкина, - передавало ранее агентство РИА Новости.
Максимкина считает, что история Апанасенко произошла исключительно из-за человеческого фактора.
"Та ситуация, которая сложилась, - исключительно человеческий фактор, от которого никто не застрахован", - уверена она.
"При выписке из стационара у пациента есть все права получить наркотические препараты в размере пятидневной потребности. Иногда на местах принимаются нормативно правовые акты, противоречащие федеральным, ужесточающие процедуру. Они носят нелегитимный характер", — заявила чиновница в ходе круглого стола в Москве.
"Любой врач, участковый или специалист имеет право как назначить, так и выписать рецепт, и не надо выстраивать двухэтажную процедуру", — отметила она.
По словам Максимкиной, специальный рецептурный бланк должен иметь две подписи.
"Назначает один врач, а второе лицо — главный врач или его заместитель или завотделением. Естественно, работа поликлиники должна быть выстроена так, чтобы, не только главврач, а широкий круг лиц имел право подписать рецепт", — утверждала она”.
Ранее на эту тему на FLB: «Выстрел контр-адмирала громыхнул в коридорах власти».
|