Авиакатастрофа Ту 154 под Сочи. Командир потерялся в пространстве
Новости FLB: Министерство обороны завершило расследование крушения Ту 154 под Сочи в декабре 2016 года: катастрофа могла произойти из-за нарушения ориентировки командира в пространстве
Крушение самолета Ту-154 под Сочи могло произойти из-за нарушения пространственной ориентировки командира, это привело к его ошибочным действиям при управлении судном, сообщили в Минобороны России по итогам расследования катастрофы. Об этом проинформировал «Интерфакс».
«По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки - ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям», - сообщили в военном ведомстве.
Участники расследования катастрофы Ту-154 над Черным морем посекундно реконструировали все обстоятельства произошедшей трагедии. Об этом сообщает «Коммерсант».
Как стало известно изданию, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле — во время перемещения машины по рулежным дорожкам. С помощью автомобиля сопровождения самолету удалось добраться до точки старта.
«На седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, как полагают расследователи, возникла особая ситуация: командир Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели. При этом офицер, по мнению экспертов, упустил контроль за параметрами взлета сам, да еще и отвлек от работы коллег», — пишет газета.
Сразу после взлета, задав машине правильный тангаж 15°, майор совершил первое нелогичное, как считают участники расследования, действие. Он отклонил штурвал от себя, замедлив, таким образом, набор высоты. Далее, на 53-й секунде полета, когда самолет поднялся всего на 157 м, Волков приказал подчиненным убрать закрылки, в то время как по регламенту их уборка предполагалась на высоте 500 м. Сам он при этом продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге машина, оказавшись на отметке 231 м, перешла на снижение, отмечает РБК.
Штурман, почувствовав, как перегрузки из обычных при взлете положительных вдруг стали отрицательными, произнес: «Ух, е-мое!»
После этого самолет начал интенсивно, по 6–8 м/с, терять высоту, сработала сирена, предупреждающая экипаж об опасном сближении с поверхностью, и замигало соответствующее красное табло. Однако никто из летчиков не обратил на это внимания, пишет издание. Реплика штурмана с использованием ненормативной лексики, который чуть позже все же заподозрил неладное, также осталась без ответа.
Как пишет «Коммерсантъ», действия командира тем временем стали не просто странными, а, по сути, самоубийственными: шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, он резко перевел в крутой левый крен 53°. С учетом этого маневра снижение пошло втрое быстрее.
По данным самописца, на 70-й секунде полета Ту-154 находился всего в 90 м от поверхности воды. При этом каждую секунду он опускался еще на 20 м ниже и продолжал идти с большим левым креном. Уже в этот момент, по мнению специалистов, самолет и все его пассажиры были обречены: вывести машину из снижения в такой ситуации не смог бы даже опытный летчик-испытатель.
В то же время, пишет «Утро.ру», комиссия выявила массовые нарушения в работе самой 800-й авиационной базы и военно-транспортной авиации в целом: мероприятия по переподготовке экипажа не проводились, ситуационного инструктажа не было, и даже контроль за состоянием здоровья летчиков был проведен более чем за два часа до вылета.
По мнению экспертов, продолжает «Коммерсантъ», возникновению критической ситуации на борту способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях . Отметим, что ответственность за катастрофу, в которой погибли летевшие в Сирию артисты военного хора имени Александрова, а также известный врач и правозащитник Елизавета Глинка, по мнению экспертов, должны разделить с погибшими пилотами их командиры. Они, по мнению комиссии, нарушили около двух десятков пунктов ведомственных инструкций, предписывающих руководителям военной авиации следить за подготовкой пилотов к полетам, а кроме того, отправили в ответственный рейс «неслетанный», как говорят в авиации, экипаж, собранный в последний момент из разных эскадрилий.
В среду Минобороны официально обнародовало часть выводов экспертов, отметив, что версия о потере пилотом пространственной ориентировки осталась единственной, а все остальные, в том числе о технической неисправности Ту-154, были опровергнуты. «Коммерсантъ» отмечает, что, если СКР согласится с выводами экспертов, к ранее возбужденному уголовному делу о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК) может добавиться еще одно — о халатности (ст. 293 УК) командования 800-й авиабазы и ВКС.
При этом, отмечает «Интерфакс», «не установлено никаких нарушений правил заправки самолета топливом в аэропорту города Сочи или воздействие внешних факторов», - отметили в Минобороны.
«Комиссией не выявлено нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза, вес которого составлял 152 кг», - сообщили в Минобороны.
В министерстве сказали, что расследование авиакатастрофы завершено . В комиссию входили эксперты Минобороны, Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна «Туполев».
Как пишет 1 июня РИА ФАН , в Кремле не намерены комментировать данные или результаты следствия по делу о крушении авиалайнера Ту-154 министерства обороны РФ под Сочи. Об этом заявил сегодня в ходе брифинга пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Это не тема Кремля, — ответил Песков в ответ на просьбу журналистов прокомментировать результаты расследования, — это тема наших ведомств, которые занимаются вопросами авиации».