«После скандального заявления осужденной участницы панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой о рабском труде в мордовской колонии №14 журналисты выяснили, на кого работают заключенные женщины по 17 часов в сутки, - передает 26 сентября агентство РБК.
Швейная фабрика ИК-14, по отчетам ФСИН, считается лучшим производством на зоне. В прошлом году на "швейке" заработали больше 70 млн руб.
Рабским трудом осужденных женщин в учреждениях ФСИН создаются многомиллионные состояния “главных швейников” России
В этом году фабрика ИК-14 получила три госконтракта от Центральной базы материально-технического и военного снабжения УФСИН Мордовии на общую сумму 7,8 млн руб. К Новому году зэчки должны сшить 8 тыс. хлопчатобумажных летних панталон, 6,5 тыс. мужских маек, 1,5 тыс. комплектов мужского и женского нательного белья, 700 женских брюк, 2000 утепленных курток, 1000 юбок, 500 шапок-ушанок и 3000 галстуков.
Одной из причин объявленной бессрочной голодовки Надежда Толоконникова назвала b>невыносимые условия труда. По ее словам, рабочий день швеи в тюрьме составляет 17 часов (у них остается всего четыре часа на сон), кроме того, осужденных заставляют работать в выходные. Зарплата самой феминистки при этом - 29 руб».
«Надежда Толоконникова из Pussy Riot в своем открытом письмеписала о том, что осужденных заставляют работать иногда по 16-17 часов в сутки, а за невыполнение супенормативов издевательским образом наказывают, - сообщает в четверг портал Slon.Ru.
Во ФСИН утверждают, что условия труда в этой колонии нормальные: как и на воле, тут восьмичасовой рабочий день, а швейная фабрика работает в две смены. Женщины шьют форму для сотрудников ФСИН и робы для других заключенных.
По словам бывших заключенных и правозащитников, нравы в мордовских колониях и правда довольно суровые, а требования к дневным нормам выработки очень высокиенормы производства на зоне такие же, как и на воле.
Также остается загадкой, сколько получают зэки за работу: президент и основной владелец компании «Восток-Сервис» Владимир Головнев утверждает, что это средняя по сектору зарплата, (около 13 тыс. рублей), ФСИН говорит о 5-6 тыс., Толоконникова писала, что за месяц рабского труда заключенные получают 29 рублей».
Как выяснили «Известия», «помимо госзаказа «швейка» успешно обслуживает сторонних заказчиков с воли. Главные работодатели: «Восток-Сервис», «Магеллан» и «Техноавиа» — компании, которые выпускают и продают спецодежду и униформу.
Годовой оборот группы компаний «Восток-Сервис» — более 18 млрд рублей. По оценке экспертов, их продукция составляет треть рынка всей спецодежды в России. Президент компании и основной владелец — экс-депутат Госдумы от «Единой России», член генерального совета «Деловой России» Владимир Головнев.
Член генерального совета «Деловой России» Владимир Головнев 20 лет «обшивается» в ИК № 14 и таким сотрудничеством крайне доволен
У «Восток-Сервиса» есть несколько подразделений в Европе, более 200 фирменных магазинов в России и за рубежом, шесть предприятий по производству одежды и три обуви. При этом, хоть этот факт нигде не афишируется, довольно большая часть продукции «Восток-Сервиса» шьется в исправительных колониях.
Лишь однажды топ-менеджер компании Евгений Шувалов рассказал как о курьезном факте, что в лихие 1990-е у фирмы были контракты с зонами.
— Порой разговариваешь с милейшим человеком, мастером участка, а выясняется, что он сидит за три убийства, — вспоминал Шувалов в интервью журналу «Секрет фирмы». — Директора производств этих зон оказались крупными специалистами в вопросах пошива спецодежды и обуви. Они снабжали нас профессиональными книжками из своих тюремных библиотек: по ним заключенные обучались рабочим специальностям. Всё это было нужно для того, чтобы научиться разговаривать с партнерами на одном языке и понимать нюансы ремесла.
Экс-сотрудник мордовской колонии № 12 Геннадий Зубов говорит, что в начале нулевых фуры «Восток-Сервиса» в мордовские лагеря шли «нескончаемым потоком».
— Машины везли в зоны материал, а назад увозили готовую продукцию: комбинезоны, камуфляж, рукавицы, — рассказывает он. — На «швейке» работают и бабы, и мужики, и это основное производство в мордовских зонах, а не лесоповал, как многие думают.
Наша промзона, вспоминает другой сотрудник колонии, работала в три смены, без выходных, а за невыполнение плана зэков нещадно наказывали.
— Их либо сажали в ШИЗО (штрафной изолятор), либо с ними проводили беседы мастера и бригадиры, после которых мужики выходили окровавленными, — описывает он трудовые будни. — То же самое творилось и на женских зонах.
Правозащитница Людмила Альперн, которая уже больше 20 лет ездит с инспекциями по женским колониям, говорит, что с тех пор в мордовских лагерях мало что изменилось.
— Женщины пашут больше мужиков, при этом мужчины могут взбунтоваться, если им завысят норму, а женщины терпят — ни одного бунта в женских зонах ни разу не было, — говорит она.
«Восток–Сервис» также считается одним из самых крупных заказчиков, это удобно, производства всего в 450 км от Москвы.
— Предприниматели, размещая заказ в колонии, экономят на подоходных налогах, выплатах в фонд социального страхования и пенсионный фонд, все эти расходы ложатся на плечи ФСИН, — утверждает руководитель проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин. — Кроме того, они экономят на зарплате осужденным. Естественно, это очень выгодный и доходный бизнес.
Под видом заказчиков корреспондент издания позвонил в маркетинговую службу ИК-14 и поинтересовались, сколько времени займет пошив 2 тыс. утепленных курток из материала заказчика и сколько это будет стоить. Оказалось, что в зависимости от модели цена пошива одной куртки составит от 250 до 470 рублей, при этом весь заказ заключенные выполнят за 2–3 недели.
Кроме «Восток-Сервиса» в мордовских зонах работают и другие компании: «Магеллан» и «Техноавиа».
«Магеллан» с 2002 года побеждает на тендерах, которые проводят МВД и Минобороны России. «Мы принимает заказы на изготовление спецодежды, с разработкой лекала и ТО, от 10 тыс. костюмов», — пишет компания на своем сайте.
По данным базы СПАРК, ПФК «Магеллан» ветеранов МВД республики Башкирия была зарегистрирована в Москве в 2001 году, но ее головной офис располагается в Уфе. В 2013 году «Магеллан» был переименован в «Асторию». Компания владеет ООО «Военная сорочка» . У фирмы есть представительства в Москве и Северной Осетии, выручка в 2011 году составила более 360 млн рублей. Пояснить, на каких условиях они работают с мордовскими колониями в «Магеллане» отказались, сославшись на коммерческую тайну.
В 2012 году в ИК-14 свой швейный цех открыла компания «Техноавиа», которая входит в тройку крупнейших российских производителей спецодежды.
— На строительство здания «швейки» потратили 238 тыс. рублей, «полученных от внебюджетной деятельности учреждения». Так же там появилось новое оборудование на 0,5 млн рублей, и это дало 37 новых рабочих мест для осужденных, — говорится в официальном сообщении УФСИНа Мордовии.
Однако в самом «Техноавиа» от цеха в скандальной колонии поспешили откреститься.
— Все робы и униформу мы шьем на собственных фабриках и к услугам зэков не прибегаем, — заявили bзданию в компании.
Один из пунктов письма Надежды Толоконниковой, который всех поразил, это оплата труда в колонии — 29 рублей в месяц.
— Надежда действительно показала нам такой «листок», — говорит правозащитница Мария Каннабих, которая находится сейчас с проверкой в ИК-14. — Однако у остальных осужденных были другие доходы: как и положено, им платят не меньше одного МРОТ, в Мордовии это 5,2 тыс. рублей, но на их лицевые счета идет не больше 25%, так положено по закону, остальное вычитают на питание, подоходный налог и т.п.
Профессор Александр Гришко, экс-руководитель НИИ ФСИН, говорит, что нормы производства на зоне такие же, как и на воле.
— У них обычные нормы, какие действуют в легкой промышленности, каких-то специальных «зэковских» планов нет, — объясняет Гришко. — Официально у нас в колониях трудоустроено 80% осужденных, но это, на мой взгляд, неверная цифра. За работу бьются, большинство осужденных работают на полставки — так время идет быстрее и хоть какие-то деньги. Реально в полную силу работают процентов 35, не больше.
38-летняя Ольга Чушкова в ИК-14 провела восемь лет и умерла там же прошлым летом, от рака.
— Она ни разу не жаловалась мне, что их заставляют, у них всегда было две смены, так что это выдумки Толоконниковой про 16-часовой рабочий день, — говорит ее дочь Татьяна. — Да, их отвратительно кормят, мама всегда прибегала на свидание голодной и была рада любой еде, их там не лечат — ей диагноз поставили за неделю до смерти, хотя на нее уже было страшно смотреть. Но мама любила работу, ее подруги сами просили о переработке, чтобы больше выплачивать по искам.
Президент группы компаний «Восток-Сервис» Владимир Головнев говорит, что фирма уже 20 лет работает с мордовскими зонами, потому что там «серьезная дисциплина и отличное качество».
— Уфсиновцы в Мордовии молодцы, у них самое современное зарубежное оборудование, это я вам отвечаю, у них прекрасные швеи — самые сложные работы мы заказываем у них, и все, кто работает на этом рынке, поступают так же, — рассказывает Головнев. — Да, это взаимовыгодное сотрудничество, но я много раз был на тех зонах и ни разу не почувствовал, что женщины меня ненавидят, я не верю в их трудовое рабство, как написала Толоконникова.
По словам Головнева, ИК-14, как и другие мордовские колонии, посещают десятки правозащитников и адвокатов, и «если бы это было правдой, то давно бы всплыло».
— Мы платим колониям по нормальным расценкам, а как происходит расчет у них с осужденными, не знаю, но мне на месте называли другие цифры, сопоставимые с заработками в текстильной отрасли на воле, — говорит Головнев.
Средняя зарплата в текстильной отрасли, по данным Росстата, составляет 13,1 тыс. рублей».
25 сентября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Pussy Riot поет генпрокурору» говорилось: «защита осужденной за хулиганство участницы панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой обратилась в Генеральную прокуратуру России с требованием провести комплексную проверку колонии номер 14 в Мордовии на предмет нарушения прав женщин.
"Сегодня в Генпрокуратуру адвокатом Дмитрием Динзе направлена жалоба, в которой мы просим провести проверку колонии с привлечением специалистов из трудовой инспекции в области санитарного контроля и МЧС - по пожарному контролю", - сообщили информационному агентству ИТАР-ТАСС в представляющей интересы Надежды Толоконниковой Межрегиональной правозащитной Ассоциации "Агора".
"В ходе общения с моей подзащитной стали известны грубые нарушения трудовых прав осужденных по норме выработки продукции на производстве, которое имеется в колонии", - цитировалат ассоциация "Агора" жалобу адвоката Толоконниковой Дмитрия Динзе в сообщении, поступившем в агентство "Интерфакс".
«В жалобе адвокат указывает на грубые нарушения администрацией колонии трудовых прав осужденных по норме выработки продукции на производстве. В частности, по его данным, отдельные осужденные "работают по 16 часов в день, иногда и без выходных за одну рабочую неделю, все зависит от желания администрации, которая таким образом фактически склоняет осужденных к заведомо "рабскому" труду свыше нормы предусмотренного трудовым законодательством".
Это, отмечает в жалобе Динзе, сказывается на общем самочувствии и состоянии здоровья осужденных.
"Если осужденный на производстве получает травму, то администрация составляет документы о том, что он виноват в несоблюдении техники безопасности, вплоть до водворения в ШИЗО", - говорится в жалобе.
Кроме того, защита обращает внимание надзорного ведомства на нарушения как на предприятии, так и в жилой зоне колонии, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, незаконную систему произвольного применения администрацией поощрений и взысканий, а также плохое питание.
"В 30% блюд повышенное содержание воды. Последнее время в колонию завозится не пригодная к употреблению еда, многие блюда пахнут плесенью, содержат повышенное количество воды, пища не содержит необходимых питательных веществ", - отмечается в жалобе».
«Подобную жалобу адвокат Динзе уже направлял весной этого года, однако тогда вследствие сильнейшего психологического давления со стороны администрации учреждения Надежда Толоконникова была вынуждена отказаться от услуг защитника, - напоминало издание Обещания.Ru. - В итоге адвокату пришли формальные ответы с указанием, что осужденная расторгла с ним соглашение. 23 сентября участница панк-группы Pussy Riot возобновила сотрудничество с адвокатом Динзе".
«В минувший понедельник Надежда Толоконникова объявила голодовку, заявив, что ей угрожают убийством. Она написала заявление о начале голодовки во ФСИН, пожаловалась на угрозы в Следственный комитет и обратилась за помощью к уполномоченному по правам человека при президенте РФ Владимиру Лукину. В связи с этим в Мордовию выехали члены Совета по правам человека при президенте РФ, которые проверят ее заявление, - писала “Независимая газета”.
Со своей стороны в пресс-бюро ФСИН РФ заявили, что защита Толоконниковой и ее супруг шантажировали замначальника колонии заявлением об угрозах в ее адрес.
В свою очередь Следственное управление СКР по Мордовии назначило проверку по фактам, которые изложены в заявлении Толоконниковой.
Глава общественной наблюдательной комиссии Мордовии Геннадий Морозов во вторник сообщал, что Надежда Толоконникова переведена в безопасное место в мордовской колонии, где она отбывает наказание».
Между тем «Надежда Толоконникова передала на волю, что камера, куда ее поместили, не является «безопасным местом», - сообщало деловое издание РБК daily.
«Поскольку главная опасность в данный момент для меня исходит со стороны руководства ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия, представители которого угрожали мне убийством», - настаивает активистка Pussy Riot.
Также заключенная рассказала, что температура воздуха в ее камере - 12-14 градусов, и в наличии только холодная вода, что «приводит к невозможности совершать гигиенические процедуры», а также в колонии плохая мебель».
Надежда Толоконникова хочет чтобы ИК № 14 вывел на чистую воду не только Александр Бастрыкин, но Юрий Чайка. Фото с сайта «Открытое информационное агентство»
Ранее на FLB о скандальном деле Pussy Riot: “Карцер со всеми удобствами”, «Голодный шантаж» Pussy Riot», «Волкова пала в глазах адвокатуры», «Экс-адвокаты Pussy Riot затеяли иск после драки», «Виолетта Волкова получила «привет» из Мордовии», «Как Самуцевич на сделку пошла», «Деньги для Pussy Riot «потекли рекой», «Адвокатская клептомания», «Адвокатский невозврат», «Твиттер-юристы для Pussy Riot. Виолетта Волкова и Николай Полозов», «Твиттер-юристы для Pussy Riot. Марк Фейгин», «Для нас феминизм и ЛГБТ - это и есть политика», «Зачем Самуцевич деньги? Она уже не сидит в тюрьме», «Ни одной копейки Pussy Riot», «Кассация разделила Pussy Riot», “Тень Ходорковского в деле Pussy Riot”, «Pussy Riot не осилили позиционирование в Мосгорсуде», «К «Списку Магнитского» добавится «Список Pussy Riot», «Ищейкам дали понюхать след Pussy Riot», «Березовский только посредник, заказчик за океаном». Тамплиеры Россси рассказали СКР, где искать заказчика кощунственной акции Pussy Riot в ХХС», «Адвоката Pussy Riot затягивает на Болотную площадь», «Pussy Riot побежали из России», «По следу Pussy Riot идут ищейки», «Обвинение перешло в наказание», «По делу Pussy Riot могут арестовать оппозиционных лидеров», «Мороженная курица» спровоцировала «войну» за нравственность», «Панк-молебен» перешел на «новый уровень», «Дело Pussy Riot слишком далеко зашло», «Девушки» пошли по судам», «Pussy Riot «темных сил», «Депутат от Pussy Riot», «Бренд воспитания и обучения».
|