«В Нальчике задержан второй подозреваемый в убийстве первого секретаря посольства РФ в Абхазии Дмитрия Вишернева и его жены. Как сообщил 23 сентября информационному агентству ИТАР-ТАСС представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, "по подозрению в причастности к расследуемым преступлениям задержан еще один подозреваемый Исхан Сабанчиев, 1988 года рождения".
По ходатайству следствия он заключен под стражу».
«По словам Владимира Маркина, Исхан Сабанчиев, 1988 г. рождения, был задержан еще 20 сентября, - передает в понедельник агентство «Интерфакс».
"В настоящее время также решается вопрос о выдаче грузинскими властями уроженца Чеченской Республики Юсупа Лакаева, который, по версии следствия, также причастен к совершению этого преступления и в настоящее время задержан правоохранительными органами республики Грузия", — сказал представитель СКР.
Несколько дней назад в аджарском городе Батуме был задержан подозреваемый в совершении этого преступления уроженец Грозного Юсуп Лакаев. При задержании подозреваемый оказал сопротивление, ранив полицейского и оказавшегося рядом прохожего. Ранение получил и сам Лакаев.
По предварительной информации, Лакаев, в прошлом имевший отношение к чеченским незаконным вооруженным формированиям, сбежал в Грузию, чтобы затем перебраться в Турцию. Экспертиза подтвердила его причастность к убийству Вишернева. Сейчас решается вопрос о выдаче Лакаева.
О мотивах убийства официально пока ничего не известно. По данным абхазских СМИ, дипломат мог погибнуть из-за крупных строительных контрактов. По данным абхазской прессы, речь идет о $35 млн, которые были выделены из российского бюджета на строительство комплекса зданий посольства РФ в Сухуме. Вишернев, как юрист, участвовал в подготовке контрактов и мог иметь отношение к выбору подрядчиков по ним.
По другой версии, есть возможная связь между убийством дипломата и пропажей в прошлом году бизнесмена Сергея Клемантовича, возглавлявшего компанию "Ел Петролеум-Абхазия".
Клемантович занимался бизнесом в Белоруссии, но в 2004 г. был задержан правоохранительными органами этой страны по обвинению в даче взятки. Вскоре он вышел на свободу и постепенно перевел бизнес в Абхазию. Предприниматель занимался скупкой и обработкой лома черных и цветных металлов и 12 сентября прошлого года вместе с подругой бесследно исчез. Как пишут абхазские СМИ, Вишернев мог вести неофициальные поиски предпринимателя».
13 сентября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Следователи Абхазии «раскопали» 35 млн» говорилось: «первоначально у следствия на первый план вышла версия с недвижимостью, которую отняли в Абхазии у россиян.
— Вишернев действительно по работе помогал русским с захваченной собственностью, мы с ним по этой теме часто пересекались, но он ни разу не жаловался на угрозы, — рассказывал юрист Центра гуманитарных программ Саид Гезердава.
Непростая ситуация сложилась с коммерческой недвижимостью и российскими инвестициями, которые Вишернев тоже курировал.
— Помощь посольства была минимальна, практически все инвесторы плюнули на вложенные деньги, потому что их невозможно вернуть, — рассказывала москвичка Александра Кузнецова.
Возле реки Псоу она построила гостиничный комплекс на 2,5 тыс. кв. м, вложив в него 120 млн рублей. Стройку в итоге признали незаконной, а выданные ей разрешительные документы недействительными. Возвращать вложенные деньги Кузнецова будет в Гаагском третейском суде».
“Дмитрий Вишернев был единственным юристом в посольстве, и поэтому вся юридическая деятельность дипмиссии лежала на нем, — цитировали «Известия» мнение источника в силовых структурах Абхазии. — Он отвечал за вопросы получения российского гражданства гражданами Абхазии, а также занимался возвращением имущества гражданам России — квартир и крупной собственности, которая была экспроприирована или признана незаконной”».
Между тем «после убийства в Абхазии российского дипломата Дмитрия Вишернева и его жены Ольги ситуация вокруг отнятой у россиян собственности еще больше обострилась. Как рассказали «Известиям» в организации «Закон и справедливость», куда входят 160 семей, после того, как они связали гибель дипломата с «жилищным вопросом», им стали поступать многочисленные угрозы.
— Нас обвиняют теперь в подрыве авторитета абхазских властей, возбуждают против нас уголовные дела, а мы всего лишь хотим добиться правды, и погибший Вишернев как юрист посольства нам в этом всегда помогал, ходил с нами на суды, — говорит председатель общества Валентина Корниенко.
Давление и угрозы участились после того, как сюжеты про дерзкое убийство дипломата и его супруги стали показывать по российским новостям и женщины, лишившиеся квартир, дали интервью различным телеканалам.
— Мне позвонили несколько раз: «Тебя теперь все знают в лицо, ходи и оглядывайся», — рассказывает активистка организации Валентина Козлова. — Мы и так уже много лет находимся под колоссальным давлением, я в свой подъезд, где у меня была квартира, даже зайти боюсь — однажды меня из-за этой однушки вывезли в лес и огрели чем-то по голове, была серьезная черепно-мозговая травма. Мы все прекрасно знаем, что может последовать за такими «предупреждениями».
У Галины Дюкаревой, живущей в Абхазии 35 лет, после таких «звоночков» остались на теле ожоги: ее пытали утюгом и грабили несколько раз.
— Сейчас, после выступления на ТВ, мне говорят, что я неблагодарная: мол, меня тут приютили, а я грязью власти поливаю, — поражается Дюкарева.
Истории с отъемом жилья будто написаны под копирку. У Валентины Корниенко в квартиру попал снаряд, власти разрешили ей заселиться в пустую, но целую квартиру. А потом выбросили ее на улицу.
— Меня в январе выкинули из квартиры с мамой-инвалидом и двумя детьми, хотя мы прожили в ней больше 10 лет, у меня два брата — герои Абхазии, они погибли, сражаясь за эту страну, — горячится Корниенко. — Я тогда пошла к Багапшу, он был президентом, и не ушла от него, пока нас с семьей не вселили обратно. С тех пор все бандиты, которые тут есть, приходили ко мне домой — требовали, чтобы я перестала помогать другим русским.
Анна Михайлюк с мужем-инвалидом и двумя детьми еле-еле сводит концы с концами. Ее семью тоже выкидывают на улицу.
— У нас была однушка, я родила вторую дочку и обратилась в администрацию, нам выделили пустую трешку, а нашу квартиру забрали в пользу государства, — вспоминает Анна. — Прожили мы в трешке больше 10 лет, а потом вдруг появились наследники прежних владельцев и нам велели выметаться.
Михайлюк, как и многие другие лишившиеся жилья по такой же схеме, подала в суд. Вместо разбирательства против нее возбудили уголовное дело, обвинив в мошенничестве. Анну и ее семью отстояли чуть ли не с боем, однако раз в месяц к ней приходят разные люди, пытаясь снова выселить.
— У меня двойное гражданство, но по сути для Абхазии мы стали чужаками и России тоже не очень-то нужны, — вздыхает Михайлюк. — Переехать мы не можем, некуда и денег на это нет, и тут жизни не дают.
По данным фонда «Гражданское содействие», счет таким историям идет на тысячи.
— Нам известно о 4 тыс. отъемах жилья у русскоязычного населения Абхазии, — говорит правозащитница Светлана Ганнушкина.
Убитый дипломат Дмитрий Вишернев был единственным юристом в российском посольстве и занимался в том числе и такими вопросами. Впрочем, в Генпрокуратуре Абхазии не считают «квартирную» версию основной и отрабатывают в качестве одной из приоритетных «политическую», поскольку Вишернева убили в день пятилетия установления российско-абхазских отношений.
В Генпрокуратуре Абхазии изданию заявили, что пока к ним заявлений об угрозах в адрес женщин, рассказывавших российским СМИ и телеканалам о насильственном отъеме жилья, не поступало.
— Если такие заявления будут, то мы приложим все усилия к их защите, — сообщил официальный представитель Саид Ахба. — Однако надо понимать, что все выступления этих женщин носят субъективный характер, поскольку у них идут судебные тяжбы из-за жилья. Но посягательств на их жизнь мы не допустим.
Русские женщины, впрочем, уверениям местных властей не очень-то верят: против большинства из них уже не раз пытались возбуждать уголовные дела, теперь тоже грозятся начать расследование за клевету в прессе.
Женщины направили обращение к министру иностранных дел Сергею Лаврову с просьбой предоставить юридическую защиту. По данным издания, МИД уже выделил средства на адвокатов, которые будут представлять интересы российских граждан в Абхазии.
— Адвокаты будут направлены в Абхазию по линии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, который был создан указом президента в 2012 году. Учредители фонда — МИД и Россотрудничество. Сейчас идет оформление документов для командировки в Абхазию, — сообщили изданию в МИДе.
Как только женщины узнали о назначении Владислава Суркова помощником президента, курирующим отношения с Абхазией и Южной Осетией, они сразу же подготовили аналогичное письмо в его адрес.
Готовится обращение к президенту Владимиру Путину».
«Бывший зампред правительства Владислав Сурков занял пост помощника президента России. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Сурков будет курировать отношения с Абхазией и Южной Осетией, - передавало в конце минувшей недели агентство РИА Новости.
Ранее этими вопросами в администрации президента занималась Татьяна Голикова. 20 сентября Госдума утвердила ее назначение на пост председателя Счетной палаты РФ.
Сообщение о назначении Суркова появилось накануне дня его рождения — 21 сентября новому помощнику президента исполнится 49 лет».
Ранее на эту тему на FLB: «Спецоперация по требованию», «Грузинский след в российской «зоне», «Пожизненная юрисдикция России», «Скверный анекдот», «Курортный» расстрел».
|