FLB.ru продолжает расследовать причины гибели людей во время наводнения в Крымске. Наш специальный корреспондент Дмитрий Флорин побывал на судебном процессе, идущем в настоящее время в Крымске, где не скамье подсудимых оказались чиновники разного уровня.
Справка FLB.ru:
Мэр Крымска Владимир Улановский и бывший глава Крымского района Василий Крутько, отстраненный от должности вскоре после наводнения, были задержаны по обвинению в халатности, повлекшей смерть более 170 человек. Задержан также и Виктор Жданов, исполнявший обязанности руководителя МКУ «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты муниципального образования Крымский район».
Помимо уже задержанных, подозреваемой по данному уголовному делу проходит и глава Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Ирина Рябченко. Как сообщает СК РФ, все подозреваемые, входили в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
От редакции FLB:
Судебный процесс начался этой весной. Суд переносили в Краснодар, затем в Абинск, однако после, по требованиям населения (потерпевших), судебный процесс был возвращен в Крымск, так как крымчанам было сложно ездить на каждое ежедневное заседание в другие города.
Мы представляем цикл материалов из судебного процесса по делу, которому, к сожалению, практически не уделяют внимание СМИ, тем более федеральные. Даже к годовщине трагедии к Крымске, информации о том, что сейчас происходит на процессе, было обнародовано крайне мало.
В предыдущей публикации FLB.ru были представлены показания начальника крымской полиции Ивана Гернешего. Сейчас FLB публикует показания одного из полицейских Крымска, который нес службу в ночь с 6 на 7 июля, когда произошло затопление. В среднем, показания большинства крымских полицейских, а они практически все побывали на допросах, схожи — несли службу, выполняли приказы...
Как особо отметили присутствовавшие на процессе потерпевшие, поражает тот факт, что полицейские были вполне уверены в том, что сделали все, как положено. Они утверждали: мы будили, но из-за дождя и шума воды ничего не было слышно, поэтому люди не проснулись. Никто из них не задумался — если меры по оповещению населения не эффективны, может быть стоило не ездить по улицам с маяками и «крякалками», а выходить и стучаться в двери? Может быть так, от дома к дому, поднимая людей, которые в свою очередь стали бы помогать полиции поднимать других спящих людей за несколько минут до потопа, можно было бы избежать таких жертв?
Когда судья задал вопрос полицейскому: вы же видели, что ваши меры не приносят результатов, может надо было поднимать людей «вручную»? На это полицейский потупил взгляд, пробормотав под нос: «Мы выполняли приказы...»
Не называем имени прапорщика полиции, чьи показания попали в данный материал, его слова слишком среднестатистичны для крымских полицейских. Но тем не менее, FLB.ru опубликует собственную видеозапись этих показаний на нашем сайте.
Прокурор:Какие действия вы выполняли в ночь наводнения?
Прапорщик полиции: Подошел начальник полиции (иван Гернеший — Прим. Авт.), сказал так и так, бросайте все, садитесь в машины, включайте мигалки и ездите по улицам, прилегающим к реке. Где-то минут с 20 первого ночи мы начали объезжать улицы Луначарского, Новороссийскую, Советскую, Фурманова, прилегающие улицы.
Судья:Чуть громче — не слышно. Стали объезжать улицы, так, что дальше?
Прокурор:Сколько по времени это было?
Прапорщик полиции: Минут, наверное, 40.
Прокурор:Каким образом вы оповещали население? Вы на каком автомобиле были?
Прапорщик полиции: На автомобиле ВАЗ 2114.
Прокурор:Он оборудован?
Прапорщик полиции: Оборудован.
Прокурор:Расскзывайте, каким образом сигнализировали?
Прапорщик полиции: Старший группы, у него манипулятор в руке, включил мигалку, и в рупор говорил:«Люди просыпайтесь, ожидается большой подъем воды в реке». Ну и между тем как он говорил, там функции разные, есть функция «крякалка»...
Прокурор:В СГУ (световое-громкоговорящее устройство — Прим. Авт.)?
Прапорщик полиции: Да, в СГУ. Он покрякал - говорит, покрякал – говорит и это все на протяжении всего этого времени.
Прокурор:Люди каким-то образом реагировали?
Прапорщик полиции:Да нет. Даже не знаю, слышно ли было — мы там сами себя не слышали...
Прокурор:Поясните пожалуйства, вот до этого времени...
Судья:Я правильно понял — что вы крякалку свою не слышали?
Прапорщик полиции: Нет, слышали, ну мы то слышали, она то у нас над головой, а в домах люди же за стеклом, окна,, может закрыты, кто то может слышал, кто то нет...
Судья:Вы сказали, я правильно понял — вы сами себя не слышали? Вы же такую фразу сказали? Может, надо было «вручную» пробовать (Поднимать граждан путем обхода поквартирно. — Прим. Авт.)?
Прапорщик полиции: Вручную? (сглатывает) Зачем и так... правила...
Судья:Ну мы правила уважаем, тут народ вон сидит слушает. И я в том числе.
Прокурор:До 0 часов 15 минут когда Иван Иванович Гернеший вам сказал ехать оповещать людей, каке-либо оповещение, указание об общем сборе, о том что ЧС было?
Прапорщик полиции: До 0 часов 15 минут — нет.
Прокурор:Ни сбора ничего не было?
Прапорщик полиции: Ничего. С 20: 00 я находился в отделе. Ничего не было.
Адвокат Улановского:Скажите, сколько всего автомобилей с СГУ у вас в отделе есть в подчинении?
Прапорщик полиции: Ну… у нас в отделе отдельно...
Судья:Вы громче и мне рассказывайте! Подойдите ближе, я судья, я вас прошу, прошу, прошу, Вот тут адвокат задал вопрос, но вас (кивает в сторону адвоката, который сменил своего коллегу несколько минут назад — Прим. Авт.) не было, мы тут полковника Гернеший допрашивали он сказал — 15 машин ездило...
От редакции:
Больше вопросов полицейскому прапорщику никто не задавал. Есть спорные моменты в показаниях прапорщика, например, на суде он заявил, что получил команду от начальника полиции Ивана Гернеший следовать по прилегающим возле реки улицам Крымска и будить людей, предупреждая о наступающем наводнении в 00: 15. Однако дававший показания перед ним сам Иван Гернеший рассказал о том, что только в 0:28 он позвонил мэру Крымска Владимиру Улановскому и спросил:«Что делать будем?», после чего Улановский сказал полковнику Гернеший «поднимать все экипажи»на оповещение людей.
Хотя после показаний прапорщика о том, что они выполняли бесполезные приказы - «крякали» в СГУ, а люди не просыпались, такие расхождения в показаниях, возможно, уже не слишком значительны...
Дмитрий Флорин, спец.корр. Агентства федеральных расследований FLB.ru