Сельскохозяйственная академия в тисках мегаполиса
В ходе «прямой линии» Владимиру Путину задали вопрос о попытке изъять земли у Тимирязевской академии. Президент заявил, что академию оставят в покое. Об этом сообщили многие СМИ, в том числе и «Московский комсомолец». Тем самым быстро и эффективно была ликвидирована угроза, нависшая было над ТСХА. Но мало кому известно, что это за земли, вокруг которых в последнее время разгорелись нешуточные страсти.
Журнал «Огонек» опубликовал статью доцента МСХА им. К.А. Тимирязева, издателя портала "Крестьянские ведомости" Игоря Абакумова «Кто в поле хозяин?», в которой журналист обстоятельно рассказал, что могла потерять страна, если бы был реализован протокол Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства на изъятых у РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева более чем ста гектарах опытных полей. «Что это за земли и какова их ценность?» - задается вопросом автор и поясняет:
«Опытное поле с центром точного земледелия, длительный (с 1912 года) стационарный опыт биологического земледелия, внесенный в международный реестр под номером 8. Таких полей всего два на планете — одно в Англии, другое в России, причем самое большое. Под бульдозер предполагается отправить также коллекционный участок плодово-ягодных культур — Мичуринский сад площадью 20 га, заложенный в 1939 году, аналогов которому нет в России. Это не считая конного манежа с ипподромом, опытного птичника и гольф-площадки, где ведется подготовка агрономов для устройства травяных покрытий футбольных стадионов и других спортивных сооружений — абсолютно уникальная для России специализация, за студентами — очередь работодателей в преддверии чемпионата мира по футболу».
Фактически задуманное чиновниками, пишет Абакумов, означает закрытие старейших в России факультетов агрономии и биотехнологии, садоводства и ландшафтной архитектуры, зоотехнии и биологии. А впереди — реальная ликвидация базы двух десятков научных центров и лабораторий, сотрудники которых в 2015 году были удостоены премии правительства Российской Федерации в области науки и техники. Это те самые исследователи, рассказывает автор статьи, которые сегодня особо востребованы агропродовольственным рынком для решения задач по импортозамещению.
Лакомый кусок столицы
Значение целостности академии как единого комплекса лабораторий, аудиторий и земли, пишет автор статьи в «Огоньке», прекрасно понимали не только ее основатели и покровители — государи-императоры, но и лидеры более поздних времен. Для создания условий развития Московской ордена Ленина Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Совет Народных Комиссаров Союза ССР 3 декабря 1940 года объявил территорию академии заповедником в отношении застройки, охраны зеленых насаждений, посевов и посадок. СНК запретил возведение на территории академии построек, не связанных с учебной и научной работой и культурно-бытовыми нуждами профессорско-преподавательского состава и учащихся академии.
А указом президента Российской Федерации от 11 сентября 2008 года МСХА включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Время от времени, пишет журналист, столичные власти делали попытки построить в Тимирязевке что-нибудь "приятное". Однако прежние министры сельского хозяйства в этом отказывали. И только нынешняя команда Минсельхоза, как полагает Абакумов, в административном смысле оказавшаяся «неоднородной по интересам и потому намного слабее предыдущих», позволила развить активность девелоперам и их лоббистам.
Скандал вокруг земель МСХА набрал такие обороты, пишет автор, что замять его уже невозможно. А разрешить можно только двумя способами. Первый и самый быстрый: президент напомнит — кто в доме хозяин. К нему уже обратились с открытым письмом все бывшие министры сельского хозяйства СССР, РСФСР и России. Это решило бы вопрос Тимирязевки сразу. Но — не бесповоротно. Более надежен второй способ: окончательно проблему фатального отъема земель у аграрных университетов по стране "успокоит" только передача этих земель в собственность учебных заведений. Именно так поступили две сотни лет назад в Европе и Америке.
Россия выбрала свой, традиционный путь.
Ранее на эту тему на FLB: «Тимирязевский майдан»
|