«Россия готова выдавать лицензии на шельфовые месторождения зарубежным корпорациям. Проект радикальной либерализации правил работы нефтегазовых концернов в Арктике обсуждается в Минэнерго и будет представлен международным инвесторам в Лондоне. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры «Газпрома» и «Роснефти», - сообщает 5 октября Газета.Ру.
Правительство России рассматривает возможность допуска иностранных нефтегазовых корпораций к шельфовым проектам в Арктике. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры российских государственных концернов «Газпром» и «Роснефть». Владимир Путин ранее говорил о возможной либерализации правил, но только в плане допуска российских частных компаний.
Теперь порядок может измениться, рассказал Financial Times министр энергетики Александр Новак: иностранные компании смогут получать лицензии на добычу в рамках шельфовых проектов. «Смогут стать совладельцами лицензий», — уточнил чиновник.
При оценке заявок на лицензии от зарубежных концернов будут оцениваться их финансовые возможности, уровень технологий шельфовой добычи и опыт реализации экологических программ. По словам Новака, инициатива по разработке правил выдачи лицензий на шельф иностранным компаниям обсуждается в Минэнерго, а окончательное решение по данному вопросу не принято.
Выход нефтяных компаний на шельф необходим для компенсации старых истощенных месторождений: это способ не увеличить, а стабилизировать добычу до 2020 года на уровне 510 млн тонн в год, отмечали в Минэкономразвития.
Пока участие зарубежных компаний в разработке проектов на российском арктическом шельфе ограничивается форматом совместных предприятий. Госкомпания «Роснефть» подписала соглашения об освоении месторождений Карского моря с ExxonMobil, в СП у американской корпорации 33,3%. Позднее к разработке российского шельфа присоединились итальянская Eni и норвежская Statoil, получившие по 33,3% в проектах «Роснефти» в Баренцевом и Охотском морях. Eni примет участие в разработке Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море, Statoil там же получит доступ к Персеевскому участку, а также к участкам Магадан-1, Лисянский и Кашеваровский в Охотском море.
Все лицензии в рамках шельфовых СП остаются в собственности «Роснефти».
У «Газпрома» в настоящее время два газовых проекта на шельфе — Киринский блок, входящий в «Сахалин-3», и приостановленный «Штокман». Сроки начала добычи на Приразломном нефтяном месторождении, которое планирует разрабатывать «Газпром нефть», перенесены на год.
Максимальным экспортным потенциалом обладает Штокмановский проект. Но международный консорциум по его разработке в составе «Газпрома», Total и Statoil не сумел договориться об условиях и сроках поставок.
Заявление о возможной либерализации режима освоения шельфовых месторождений в Арктике Новак сделал накануне встреч с международными инвесторами и топ-менеджментом нефтегазовых корпораций в Лондоне. Минэнерго проводит аналог road show российских ресурсных проектов с прогнозным объемом инвестиций в размере около $1 трлн. «Мы хотим показать, во что в России можно инвестировать», — объяснял ранее министр. В программе Минэнерго презентации проектов в области электроэнергетики, а также в газовой и нефтяной отраслях.
В Statoil говорят, что удовлетворены последней инициативой министерства. «Это упрощает структуру инвестиций международных компаний в российские проекты», — заявил Тим Додсон, руководитель подразделения по добыче в норвежском концерне. По его словам, новая схема «значительно ближе к той, к которой мы привыкли».
Константин Черепанов из UBS полагает, что иностранные инвесторы смогут получить лишь небольшие проекты. «Крупные стратегические месторождения в любом случае останутся за госкомпаниями», – уверен эксперт.
Допуск иностранных компаний, по словам Черепанова, в первую очередь полезен для бюджета – лицензии можно продавать, кроме того, в бюджет будут поступать налоги от деятельности иностранцев.
«Иностранцы будут применять технические решения, приспособленные именно для российского шельфа, которые впоследствие смогут использовать и российские компании», – добавляет Черепанов».
В конце сентября в публикации “Правительство готовит “революцию недр” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Минприроды подготовило предложения по либерализации доступа частных компаний к российскому шельфу. Ведомство предлагает выдавать частным компаниям лицензии на геологоразведку без конкурса. При этом, в случае открытия крупного месторождения, госкомпании будут иметь опцион на вхождение в проект с 50% плюс одной акцией.
Позиция ведомства изложена в докладе главы Минприроды Сергея Донского к прошедшему 24 сентября в правительстве совещанию «О проблемах и перспективах изучения и освоения континентального шельфа Российской Федерации». В докладе делается вывод, что только привлечение частных компаний позволит нарастить интенсивность геологоразведки на шельфе.
Минприроды указывает, что изученность российского шельфа в 20 раз меньше, чем у шельфа Норвегии, и в 10 раз — американского шельфа Чукотского моря. При этом законодательство ограничивает виды геологоразведочных работ на шельфе. К тому же работать там разрешается лишь компаниям с 50-процентной долей госучастия и пятилетним опытом работы на шельфе. Таких компаний две — «Роснефть» и «Газпром».
Госкомпании уже сосредоточили в своих руках 41% ресурсов российского шельфа (76 млрд т условного топлива) и подали заявки еще на 41% участков, из числа не распределенных. Свободными остаются лишь 18%. При этом госкомпании проводят геологоразведку крайне неэффективно. У «Роснефти» на трех участках в Карском море сосредоточены 23 «перспективные структуры», но по лицензионным обязательствам до 2020 года эта компания должна пробурить лишь четыре поисковые скважины.
В своем докладе глава Минприроды также ответил на аргументы главы «Роснефти» Игоря Сечина, последовательно выступающего против доступа частных компаний на шельф. В начале августа глава «Роснефти» направил премьеру письмо, где сообщил, что монопольный доступ госкомпаний к российскому шельфу учтен в их капитализации и «лежит в основе заключенных стратегических соглашений». Расширение состава недропользователей на континентальном шельфе, по его словам, приведет к потерям для казны и экономики в целом.
«Государство как собственник недр и основной акционер этих компаний непосредственно участвует в приросте их стоимости и имеет прямой экономический интерес в доходах от освоения шельфа», — отмечал Сечин в письме Медведеву, подтверждая эффективность участия государства в капитале компаний успехом IPO «Роснефти». В 2006 году компания привлекла $10,7 млрд.
Глава Минприроды напоминает, что вклад запасов в капитализацию компании зависит исключительно от степени их освоенности. Так, стоимость доказанных и разрабатываемых запасов оценивается в $6,7 за баррель, а неоткрытых — всего $0,02. В докладе министра также указывается, что передача лицензий на разведку и добычу ресурсов континентального шельфа с конца 2010 года не позволила бумагам государственной нефтяной компании «обогнать» рынок. Акции «Роснефти» с 2010-го по сентябрь 2012 года показали нулевую доходность.
Минприроды предлагает выдавать частным компаниям лицензии на проведение геологоразведочных работ без конкурса. В случае открытия ими крупных месторождений, министерство предлагает три варианта развития событий. Месторождение, не интересное частной компании, поступает в нераспределенный фонд недр. Если оно не привлекает госкомпании, но интересно частной фирме, то последняя, после разового платежа, получает лицензию на добычу. Если же госкомпания заинтересована в открывшемся месторождении, она имеет опцион на вхождение в проект на закрепленных в действующем законодательстве условиях — 50% плюс одна акция. Новый режим предлагается распространить только на нераспределенный фонд — сегодня это 59% нефтегазовых участков российского шельфа.
По словам Антона Рубцова, руководителя направления «Стратегия и развитие бизнеса» энергетического центра бизнес-школы «Сколково», если эти участки «раздробят» и по каждому установят более жесткие лицензионные обязательства, то шельф будет изучен быстрее. Позиция же «Роснефти», не желающей пускать частные компании на шельф, по его мнению, «ничем не отличается от позиции любой нормальной частной компании».
— Они действуют в рамках действующего законодательства в своих бизнес-интересах, — отмечает Рубцов.
Аналитик Номос-банка Денис Борисов не исключает, что «Роснефть» планирует в будущем передать часть участков британской ВР, которая давно хочет войти на российский арктический шельф.
Правительство вернется к обсуждению мер по стимулированию работы на шельфе через две-три недели. Как сообщил по итогам совещания вице-премьер Аркадий Дворкович, за это время нефтяные компании должны ознакомиться с предложениями и направить в правительство свои отзывы» , - пишут «Известия».
Подробнее о проблемах и интригах осовоения российских месторождений на шельфе читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Две головы и один Змей-Горыныч», “Две головы российского ТЭК”, «Партнер «Роснефти» хочет в долю к «Газпрому», «Путин спас проект разработки шельфа на Штокмане», «Штокман теряет коней на переправе?», «Сланцевая «отмычка» США», «Освоение «Штокмана» с «запасного аэродрома», «На шельфе без Statoil делать нечего?» и других«На шельфе без Statoil делать нечего?».
|