«К возможным претендентам на вхождение в Штокмановский проект добавилась еще одна компания: вслед за англо-голландской Shell интерес к освоению месторождения проявила американская ExxonMobil, - сообщает сегодня РБК daily. - У первой, впрочем, шансов намного больше, ведь «Газпром» уже успешно сотрудничает с Shell по проекту «Сахалин-2», считают эксперты.
ExxonMobil не исключает возможности вхождения в проект разработки Штокмановского месторождения «при правильных условиях», сообщил глава компании Рекс Тиллерсон в интервью The Wall Street Journal (WSJ). Это может произойти за счет снижения долей существующих партнеров по проекту — французской Total и норвежской Statoil, однако переговоры с ними пока не ведутся, уточнил он.
ExxonMobil уже второй претендент на участие в разработке Штокмановского месторождения: ранее возможным участником называлась Shell. Переговоры по ее участию уже ведутся, отмечало Reuters со ссылкой на источники, близкие к консорциуму. При этом интерес обеих компаний к Штокмановскому проекту не случаен: в свое время ExxonMobil и Shell участвовали в переговорах на ранних стадиях обсуждения проекта, однако не были выбраны для участия. Тогда в предварительный список вошли всего пять компаний — Norsk Hydro, Statoil (в 2007 году компании объединились в одну — StatoilHydro, которая позже была переименована в Statoil), Total, Chevron и ConocoPhillips, а окончательный состав консорциума сформировали Total и Statoil с долями 25 и 24% соответственно (51% у «Газпрома»).
В Statoil вчера не стали комментировать возможное вхождение в проект ни ExxonMobil, ни любого другого участника. «Мы остаемся партнером в проекте и продолжаем наши попытки реализовать его», — сказал РБК daily представитель компании. В Total на вопрос РБК daily вчера не ответили, однако ранее компания заявляла, что рассчитывает сохранить за собой 25% в консорциуме.
В «Газпроме» возможность участия в проекте ExxonMobil вчера также не комментировали. Однако из слов главы компании Алексея Миллера следует, что «Газпром» ведет переговоры сразу с несколькими компаниями (при этом новый партнер может появиться за счет сокращения доли прежних, доля «Газпрома» не изменится). Правда, участник будет отобран только один, уточнил вчера зампред правления монополии Александр Медведев.
В существующем виде консорциум Shtokman Development уже несколько лет не может приступить к реализации проекта. Основных проблем у участников сразу несколько: слишком высокие затраты на разработку, неопределенность в отношении поставок газа, отсутствие ключевых льгот. В результате принятие окончательного инвестрешения постоянно откладывалось: в конце марта совет директоров Shtokman Development вновь отложил его до 1 июля этого года.
По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, по сравнению с Shell у ExxonMobil меньше шансов стать третьим иностранным участником проекта. «У «Газпрома» уже есть налаженное сотрудничество с Shell (компании вместе разрабатывают проект «Сахалин-2», в то время как ExxonMobil является партнером «Роснефти», которая в некотором смысле конкурирует с «Газпромом», — рассуждает эксперт. Но вхождение третьего партнера весьма желательно: у Штокмановского проекта сейчас немало рисков, включая снижающиеся цены на нефть, к которым привязаны долгосрочные контракты на поставку газа, и неопределенность в отношении рынков сбыта, и расширение состава участников поможет диверсифицировать эти риски, подытожил г-н Нестеров».
Как рассказывало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Путин спас проект разработки шельфа на Штокмане», «под угрозой потери одного из основных участников Штокмана — компании Statoil — президент Владимир Путин в пятницу заверил, что акционерам проекта будут предоставлены все необходимые льготы и преференции. Кроме того, по настоянию норвежского партнера проект почти на 100% откажется от трубопроводного газа в пользу СПГ.
«Акционеры Штокмана должны ускорить подготовку инвестиционного решения по проекту и по возможности принять его во время Петербургского международного экономического форума, который пройдет в конце июня», — заявил президент России Владимир Путин в пятницу на встрече с главой норвежской компании Statoil Хельге Лундом и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Глава Statoil со своей стороны заверил, что его компания сделает для этого все возможное. «Мы сейчас работаем над тем, чтобы активизировать наш диалог с «Газпромом», работаем очень много, с тем чтобы встретиться в Санкт-Петербурге и наконец добиться прогресса», — сказал г-н Лунд.
В конце прошлой недели появилась информация, что Statoil может выйти из проекта из-за разногласий с «Газпромом» по схеме разработки Штокмана, а ее место займет англо-голландская Shell, с которой российский холдинг уже работает на Сахалине. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров считает, что норвежская компания не заинтересована покидать проект, потому что уже работает поблизости (в тех же акваториях) и является естественным партнером России в работе на шельфе (проект с «Роснефтью»).
В публикации «Штокман теряет коней на переправе?» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «"Газпром" впервые признал, что состав участников проекта разработки Штокмана может измениться. То, что в нем появятся новые участники, сомнительно — скорее проект, инвестрешение по которому затягивается, а капзатраты растут, может покинуть кто-либо из иностранных партнеров — Total или Statoil.
Вчера зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов заявил, что состав участников разработки Штокмановского месторождения может измениться (сейчас 51% акций в проекте принадлежит "Газпрому", 25% — Total, 24% — Statoil). По словам господина Маркелова, на Петербургском экономическом форуме "Газпром" обнародует технологическую схему разработки месторождения (сейчас она утверждается). Тогда же будет понятен и состав участников проекта, добавил топ-менеджер, не уточнив подробностей. В "Газпроме" от комментариев отказались.
До сих пор официально "Газпром" не говорил, что состав акционеров Штокмана может поменяться. На рынке постоянно появляются слухи, что проект, принятие инвестрешения по которому постоянно переносится, а предполагаемые затраты выросли уже до $30 млрд, может покинуть либо Total, либо Statoil, но официально в обеих компаниях это неоднократно опровергали. Вчера, например, в Total заявили Reuters, что рассчитывают сохранить долю в Штокмане. В головном офисе Statoil "Ъ" сказали лишь, что "продолжают работать с "Газпромом" и Total над снижением издержек в проекте".
Инвестрешение по Штокману откладывалось потому, что основной рынок, на который был ориентирован проект (США), перенасыщен сланцевым газом (Об этом Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Сланцевая «отмычка» США»), масштабных налоговых льгот проект не получил, а технологическая схема сделала его слишком дорогим (прежние сметы назывались в пределах $20 млрд). Чтобы сократить издержки, "Газпром", Total и Statoil договорились за три месяца практически полностью переделать всю схему, которую готовили годами: теперь партнеры намерены отказаться от совмещения производства СПГ и трубопроводного газа в первой фазе и сосредоточиться только на СПГ. Проект предлагается реализовывать не в три очереди по 7,5 млн тонн каждая, а в одну.
Один из собеседников "Ъ" вчера рассказал, что с идеей отказа от трубопроводного газа не соглашалась Statoil и глава "Газпрома" Алексей Миллер однозначно дал понять, что в таком случае с партнером "можно будет распрощаться". Но теперь в Statoil говорят, что поддерживают позицию "Газпрома"».
В публикации «Освоение «Штокмана» с «запасного аэродрома» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «29 марта, в Москве состоится совет директоров ShtokmanDevelopmentAG — компании, созданной «Газпромом», французской Total и норвежской Statoil для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. По информации «МН», партнеры собираются принять инвестиционное решение, которое много раз откладывали. Но в то же время готовят для себя «запасной аэродром» на случай, если не удастся добиться налоговых льгот.
Это уже второе заседание совета директоров зарегистрированной в Швейцарии SDAG, которое пройдет в российской столице, а не Цюрихе. Москва выбрана не случайно. Как рассказали «МН» несколько источников, близких к участникам проекта, 29 марта планируется подписать инвестиционные документы по «Штокману». А такое мероприятие, как правило, проходит при участии руководства страны, в данном случае избранного президента и действующего премьер-министра России Владимира Путина. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил «МН», что если такие планы возникнут, то об этом «сообщим дополнительно». В компаниях от комментариев отказываются.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер в конце прошлой недели в ответ на расспросы журналистов предложил дождаться окончания совета директоров ShtokmanDevelopment. Известно, что последние контакты с коллегами по консорциуму — Хельге Лундом из Statoil и Кристофом де Маржери из Total — были весьма плотными. Они встречались и в феврале, и две недели назад. В середине марта Лунд приезжал в Москву, а к де Маржери Миллер летал в Париж. Никаких подробностей переговоров стороны не раскрывали.
Напомним, что в конце прошлого года на совете директоров SDAG было принято предложение Statoil отложить принятие инвестиционного решения до конца первого квартала, хотя Total просил отсрочку на полгода. До этого партнеры переносили «дедлайн» трижды.
За эти три месяца ничего принципиально нового в конфигурации проекта не произошло. Принципиальный для иностранных инвесторов вопрос о предоставлении фискальных льгот и создании благоприятного административного режима остается в подвешенном состоянии. Замминистра финансов по налоговой политике Сергей Шаталов вновь подтвердил, что льготы будут, но конкретные меры стимулирования зависят от детальной информации по проекту, которую Минфин хочет получить после принятия инвестиционного решения.
Получается замкнутый круг — акционеры SDAG не хотят брать на себя обязательства по инвестированию десятков миллиардов долларов в проект, пока нет ясности с льготами. А чиновники ждут их решения, чтобы обсудить размеры преференций.
По словам одного из собеседников «МН», выход найден. Инвестиционное решение будет принято, но его условия оставляют путь к отступлению. Это позволит сохранить лицо, не откладывая старт в пятый раз (тем более что Владимир Путин говорил о строительстве завода по сжижению газа на базе Штокмановского месторождения как о деле решенном), а иностранцам иметь гарантии компенсации на случай, если экономику проекта не удастся сделать привлекательной.
Суть механизма в том, что сейчас стороны подпишут инвестиционное решение, выделят деньги на детальное проектирование основных инфраструктурных объектов (подводного добычного комплекса, специального судна, системы транспортировки и завода СПГ). К тому времени в России будет сформировано новое правительство, что позволит решить вопрос с льготами. Кроме того, завершится президентская кампания во Франции, где неопределенность тоже влияет на ситуацию с большими совместными проектами. Если же иностранцам льготы покажутся недостаточными или возникнут проблемы политического характера, они смогут выйти из проекта, вернув деньги, потраченные на инвестиционной стадии».
|