««Стройтрансгаз», акционером которого является бизнесмен Геннадий Тимченко, выиграл крупнейший для компании конкурс «Газпром нефти» на строительство нефтяного терминала в Арктике. По оценкам аналитиков, стоимость проекта может достичь 1 млрд долл. Это первый подобный проект для компании, который может стать пропускным билетом на другие арктические тендеры, - пишет 4 октября деловое издание РБК daily.
Тендер «Газпром нефти» на выполнение работ по проектированию, поставке оборудования и материалов, строительству и вводу в эксплуатацию арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения выиграл консорциум компаний («Совкомфлот», «Институт «Шельф» (Симферополь), Van Oord offshore b.v. (Нидерланды) во главе со «Стройтрансгазом». Сумму контракта «Газпром нефть» не раскрывает. В компании сказали, что заявки на участие в тендере были получены от трех претендентов. В «Стройгазмонтаже», еще одном крупном подрядчике нефтегазовых компаний, РБК daily сказали, что компания в тендере не участвовала.
Победителя выбирали по таким критериям, как «цена, сроки выполнения работ и возможность последующего обслуживания объекта», указано в сообщении «Газпром нефти». По словам представителя нефтяной компании, подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) будет завершена до конца 2012 года, предполагаемый срок завершения строительства терминала — 2014 год.
Первым этапом станет составление проектной документации, а также получение необходимых разрешений и согласований, после чего подрядчик начнет поставку к месту строительства — Каменному мысу — материалов, оборудования и техники. Мощность терминала будет определена по итогам подготовки ТЭО проекта. Затем специалисты начнут строительно-монтажные работы, а позднее приступят к пусконаладочному процессу и вводу в эксплуатацию арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти с берегового комплекса «Новый порт», пояснила «Газпром нефть». Сырье будет доставляться с месторождения по 100-километровому трубопроводу. В порту предусмотрено строительство четырех резервуарных хранилищ, объем каждого из которых — 10 тыс. куб. м.
«Стройтрансгаз» специализируется на строительстве объектов нефтегазовой инфраструктуры, однако опыта в строительстве арктических терминалов у компании нет. В 2009 году ее крупным акционером стал предприниматель Геннадий Тимченко. На тот момент «Стройтрансгаз» был убыточной компанией. По итогам 2008 года убыток составил 6,22 млрд руб., в 2009 году он вырос до 6,74 млрд руб., но уже за 2010 год сократился до 4,7 млрд руб.
Чтобы поправить финансовое положение, компания провела допэмиссию акций, продала непрофильные активы и провела реорганизацию. В итоге в прошлом году она вышла в плюс, чистая прибыль составила 851,4 млн руб. Общая стоимость нефтегазовых и электроэнергетических проектов, в которых принимал участие «Стройтрансгаз» в прошлом году, составила 150 млрд руб. У Геннадия Тимченко также есть контракты на строительство нефтяного и нефтепродуктового терминалов в порту Усть-Луга, но на арктическом шельфе опыта работ у него нет.
«Стройтрансгаз» сейчас серьезно проигрывает своим конкурентам — «Стройгазмонтажу» и «Стройгазконсалтингу», которые потеснили его в трубопроводном бизнесе, говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Очевидно, что компания активно ищет новые ниши для развития бизнеса, например на электроэнергетическом рынке планирует заниматься строительством сетей. «Стройтрансгаз» будут стремиться туда, где есть интересные проекты и еще невысока конкуренция, в том числе и в арктические месторождения», — говорит он. По его словам, у компании сильные административные ресурсы, поэтому доступ к проектам в Арктике и предстоящим конкурсам «Роснефти» ей будет открыт.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук оценивает стоимость строительства терминала в 700 млн долл. (из расчета 100 долл. за тонну нефти), а с учетом сложных арктических условий сумма может увеличиться до 1 млрд долл».
В конце сентября в публикации «Секретный олигарх» уходит в тень» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “что общего у близкого Путину Игоря Сечина и оппозиционера Бориса Немцова? На поверхности одно: оба в разное время занимали в российском правительстве должность вице-премьера, в ведении которого находился ТЭК. Разрыв между их приходом в Белый дом составляет ни много ни мало десять лет. Однако есть одно обстоятельство, связывающее этих двух персонажей непосредственно сегодня: у них есть общий недруг, и этот недруг – владелец швейцарского нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко. Казалось бы, информация о том, что доля трейдера в торговле российской нефтью сократилась в 2012 году с 40% до 15%, должна стать поводом для радости столь разных людей, как Немцов и Сечин. Однако праздновать победу пока рановато.
И Сечин, и Немцов внесли немалую лепту в то, чтобы испортить жизнь занимающего 12-ю строчку в рейтинге Forbes российского миллиардера. Первый, как и подобает чиновнику, это скрывает, второй, не будучи скованным профессиональной этикой, готов говорить об этом открыто и с удовольствием. В немцовском докладе «Путин. Итоги. 10 лет» тема обогащения предпринимателей, которым во время первых двух сроков президентства благоволил Владимир Путин, была одной из важнейших. В связи с этим не был обойден вниманием и Геннадий Тимченко.
Авторы доклада (Немцов писал его с Владимиром Миловым) отметили, что в 2000 году Gunvor был небольшим трейдером, а «за годы правления Путина смог сосредоточить в своих руках контроль над экспортом российской нефти». При этом Тимченко был назван «старым другом» президента. Последнее определение заставило бизнесмена обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства. Суд принял его сторону и признал, что данная фраза требует опровержения. Адвокаты истца требовали также опровержения первой фразы, однако в этой части суд оставил иск без удовлетворения. Сам Тимченко на суде не появлялся, что для него типично – бизнесмен всячески старается избегать публичных мероприятий, особенно с участием прессы.
Антагонизм Тимченко и Сечина – явление более кулуарное. Знающие люди говорят, что в материальном плане делить им особенно нечего и в основе их противостояния лежат исключительно личные счеты – как говорилось в фильме «Мимино», «личная неприязнь». Возможно, Геннадий Тимченко в бытность Сечина куратором нефтянки несколько уязвлял его самолюбие своей неподконтрольностью. Возможно, вице-премьеру претило слишком откровенное восхождение трейдера в рейтинге Forbes. Возможно, во главе угла обыкновенная ревность – все-таки оба не последние Владимиру Путину люди… Так или иначе, Игорь Сечин старался при помощи подвластных ему механизмов осадить удачливого бизнесмена.
Поводы для давления находились, правда, наружу выходили конфликты, не связанные с трейдерским бизнесом Тимченко. Наибольшей критики была удостоена работа его подрядной компании «Стройтрансгаз», по вине которой срывались сроки ввода в действие нефтепровода БТС-2 (вторая очередь «Балтийской трубопроводной системы»). На стол Сечину ложились докладные записки, в которых описывались нарушения, допущенные подрядчиком, однако – надо отдать ему должное – все его комментарии относительно переноса сроков и перспектив проекта всегда были максимально корректными. Что оставалось за кадром, сказать трудно, однако из близких к этому вялотекущему конфликту источников известно, что под конец президентства Дмитрия Медведева в окружении Сечина возник план создания нового нефтетрейдера, альтернативного Gunvor. Новый трейдерский бизнес (как и некоторые другие) прочили Дмитрию Медведеву в качестве «отступных».
Получить столь оригинальный золотой парашют бывшему президенту так и не посчастливилось, а вот потесниться Gunvor все же пришлось. После того как Сечин покинул Белый дом и стал президентом «Роснефти», в департаменте по экспорту нефти и нефтепродуктов компании произошли кадровые перестановки: по неофициальным данным, были уволены все, кто имел дело с Gunvor. Теперь становится известно о том, что трейдеру не удалось выиграть ни один из тендеров на право напрямую торговать нефтью Urals, принадлежащей «Роснефти». Все участники процесса делают хорошую мину при плохой игре: «Роснефть» заявляет, что тендеры прозрачны, а условия участия в них равны для всех, Gunvor – что его коммерческие интересы не затронуты.
Между тем, определенное волнение за судьбу своего бизнеса Геннадий Тимченко все же испытывает. Говорят, предприниматель имел беседу с Владимиром Путиным во время одного из его дальневосточных визитов. В ходе беседы Тимченко высказал свою обеспокоенность в связи с позицией Сечина и в довольно бескомпромиссной форме попросил помочь их уладить. Говорят, ответ был довольно уклончивым и, возможно, даже иносказательным. После этого в кулуарах также появилась информация о том, что Тимченко реструктурирует свой бизнес, переводя часть управления на свою дочь Ксению, возглавляющую благотворительный фонд «Ладога».
Впрочем, не исключено, что и эта информация – часть продуманной игры. Складывается впечатление, что Геннадий Тимченко – один из самых закрытых персонажей российского крупного бизнеса – уходит в еще большую тень, чем та, которая окутывала его прежде. Вероятно, последние события лишь убедили предпринимателя в правильности избранной тактики. Мало кто предполагает, что с возвращением Путина в кресло президента дела Тимченко будут ухудшаться. Скорее, наоборот. Ну, а немедленно подхваченное деловыми СМИ сообщение о потере доли на экспортном рынке может стать всего лишь костью, брошенной тем, кто об этом мечтал» , - пишет интернет-сайт Slon/Ru.
Тогда же в публикации «Спецоперация диверсификация» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: “с 2008 года Gunvor торгует не только российской нефтью, а с 2010 года доля российского сырья в операциях Gunvor упала ниже отметки 50%. Более того, Gunvor теперь торгует не только нефтью и нефтепродуктами. В его портфеле – уголь, электроэнергия, квоты на углекислый газ и т.п. За счет специалистов по работе на новых рынках штат компании вырос за последние два года более чем в четыре раза.
Но главное – заработанный в «тучные годы» капитал Тимченко разместил в первоклассные индустриальные активы. Slon.Ru составил перечень главных ценностей «друга президента», оттесненного от экспорта нефти. И Тимченко не пропадет.
«Новатэк» - $7,8 млрд
Первая крупная покупка Тимченко за пределами нефтяного трейдинга состоялась осенью 2008 года. В разгар кризиса принадлежащий Тимченко люксембургский фонд Volga Resource выкупил 5% «Новатэк», второго в России производителя газа. В последующие годы Тимченко методично наращивал свою долю в компании. Сегодня он владеет не менее 20% «Новатэк». Стоимость этого пакета около $7,8 млрд.
«Сибур» - более $2,6 млрд
В 2011 году Тимченко приобрел 37,5% акций концерна «Сибур», крупнейшей нефтехимической компании в России. В роли продавца выступил Газпромбанк. При продаже «Сибур» был оценен в $6,95 млрд. В то же время Bloomberg оценивает справедливую стоимость «Сибура» в $12 млрд. Стоимость доли Тимченко, таким образом, составляет от $2,6 млрд до $4,5 млрд.
«Трансойл» - $1,3 млрд
Геннадию Тимченко принадлежит 93% транспортной компании «Трансойл», на которую приходится 20% железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов в России. По итогам 2011 года компания показала около $1,8 млрд выручки и $230 млн чистой прибыли. Стоимость «Трансойла» оценивается в $1,3 млрд (исходя из недавних сделок. в ходе которых Тимченко выкупил акции у миноритарных партнеров).
«Стройтрансгаз» - до $1 млрд
В 2009 году Геннадий Тимченко приобрел примерно 80% компании «Стройтрансгаз», специализирующейся на строительстве промышленных объектов и инфраструктуры. По итогам 2011 года компания показала выручку $1,4 млрд и чистую прибыль $28 млн.
Угольные активы - $320 млн
В разные годы Gunvor приобрел 33% угольной компании Signal Peak (США, штат Монтана), 51% компании «Колмар» (угольные месторождения в Якутии) и 24% южноафриканском производителе угля Keaton energy. Стоимость этих активов, исходя из цены приобретения, составляет не менее $700 млн. Стоимость 46%, приходящихся на долю Геннадия Тимченко в Gunvor (еще 46% у шведа Торнбьорна Торнквиста), составляет около $320 млн.
НПЗ в Европе - $300 млн
В 2012 году Gunvor приобрел два нефтеперерабатывающих завода – в Ингольштадте (Германия) и Антверпене (Голландия). Вместе с заводами была также приобретена сеть АЗС в Германии. Официально общая стоимость приобретений не раскрывалась, но, по оценкам аналитиков, она составила не менее $600 млн. Исходя из доли Геннадия Тимченко в Gunvor (46%), на него приходится не менее $300 млн в новоприобретенных активах».
|