«В Сбербанке и ЦБ не поддержали инициативу Минэкономразвития, связанную с упрощением процедуры приватизации госдоли в банке Германа Грефа, - пишут сегодня «Известия».
Ранее главное экономическое ведомство страны предложило сократить участие государства в Сбербанке (речь идет о уменьшении госпакета до уровня ниже 50%), простым согласованием с правительством — все в рамках исполнительной власти. В Сбербанке и Центробанке уверены, что к принятию ответственного решения нужно привлечь законодательную власть — и нужен отдельный федеральный закон.
Снизить доли государства в госбанках (Сбербанке, ВТБ, Россельхозбанке) до уровня менее 50% Дмитрий Медведев, будучи президентом, распорядился в конце марта. Он поручил министерствам проработать механизм таких сделок. Ранее по плану приватизации, утвержденному в ноябре 2010 года, потеря контроля в этих кредитных учреждениях не предполагалась вовсе. Хотя конкретных планов по избавлению государства от контроля в Сбербанке еще не звучало – даже наоборот, летом правительство пошло на попятную – власти разрабатывают механизм, с помощью которого можно будет снизить доли в госбанках до уровня менее контрольного.
Позиции самого банка и Центрального банка (ЦБ) и по вопросу были представлены правительству в начале сентября. Компания и ее акционер выступили против предложения Минэкономразвития внести изменения в ст. 8 закона «О Центральном банке РФ». По этой статье снижение госдоли в Сбербанке, не связанное с потерей над ним контроля, возможно по согласованию с правительством. Если же речь идет о сокращении пакета до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, то для этих целей должен быть разработан отдельный федеральный закон. Минэк считает, что и во втором случае можно обойтись простым согласованием с правительством — так будет оперативнее провести давно откладываемую приватизацию.
ЦБ, не поддержав идею ведомства, указал, что и действующий механизм «не содержит по существу ограничений на приватизацию любой доли» в Сбербанке. Напротив, процедура соответствует положению кредитной организации в банковском секторе как системно значимой, считает регулятор.
Сбербанк также подчеркнул свой особый правовой статус, с учетом которого в условиях финансового кризиса он «выполнял определенные функции в рамках стабилизации банковской системы». И решение данных задач не может быть исключено в будущем. Между тем предложение Минэкономразвития расширяет права правительства как высшего органа исполнительной власти. При этом контроль со стороны законодательной власти исключается, подчеркивают в Сбербанке. Данный факт, учитывая системообразующую роль госбанка, несет регулятивный риск. В числе последствий — нарушение стабильности банковской системы, подрыв доверия со стороны инвесторов — как российских, так и иностранных, аргументируют в Сбербанке.
Сейчас доля государства в уставном капитале Сбербанка равна 57,58%. Согласно плану приватизации от 2010 года, до 2015 года госпакет должен сократиться до 50% плюс одна акция. В ВТБ государству принадлежит 75,5% акций, к 2015-му ожидалось сокращение до того же уровня, что и у «Сбера» (часть пакета в размере 10% была продана в прошлом году). В Россельхозбанке государство — 100%-ный владелец, в течение ближайших лет планировалось сократить долю до 85%. Минэкономразвития летом оценивало 7,58% минусодна акция Сбербанка в 100 млрд руб.
На днях глава Министерства экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что «речь предпочтительнее вести о продаже [7,58% акций], а не о допэмиссии». Белоусов ожидает, что сделка состоится в этом году».
В середине августа в публикации «Сбербанк приватизируют одним росчерком пера» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Минэкономразвития выступило за упрощение процедуры приватизации госдоли в Сбербанке (речь идет о сокращении государственного пакета до уровня менее 50%). Сегодня для этих целей должен быть разработан отдельный федеральный закон. Ведомство предлагает заменить эту длительную процедуру простым согласованием с правительством.
Предложение Минэкономразвития в середине августа представлено премьер-министру Дмитрию Медведеву, рассказали в правительстве. Если премьер поддержит идею министерства, будут внесены изменения в ст. 8 закона «О Центральном банке РФ» (именно он является держателем госпакета).
В соответствии с ней снижение доли государства в Сбербанке, не связанное с потерей над ним контроля, возможно по согласованию с правительством. Если же речь идет о сокращении пакета до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, то для этих целей должен быть разработан отдельный федеральный закон.
Это слишком затратно по времени, посчитали в Минэкономразвития. Минфин и Центробанк, которым ведомство также направило свое предложение по поводу Сбербанка, свои позиции пока не представили. После согласования инициативы Минэкономразвития намерено разработать соответствующий проект федерального закона. В начале IV квартала документ планируется внести в правительство, сообщил источник.
Зачем государству спешить с поправками в законодательство? Как пояснил зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, выход государства из капитала Сбербанка важен в условиях выгодной конъюнктуры.
— Пока не самое благоприятное время. Предложенные изменения позволят государству оперативно среагировать на изменение рынка, — отмечает он.
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев подтвердил, что для продажи государством своего пакета в Сбербанке с фискальными целями «ситуация не слишком благоприятная». Хотя ценовые уровни на рынке, по словам аналитика, можно назвать удовлетворительными.
Упрощение процедуры снижения доли в Сбербанке — признак того, что государство пытается «попасть в окно», то есть разместиться при первой удачной возможности, указал Балакирев.
— Такие шаги могут ускорить размещение, но это не очень хороший сигнал для долгосрочных держателей акций, так как с большой долей вероятности в этом случае после размещения бумаги будут находиться под длительным давлением, — говорит он».
«Доклад, содержащий предложение о внесении изменений в закон «О Центральном банке», носит рабочий характер, сообщили в Минэкономразвития, отказавшись предоставить комментарий, - пишут «Известия».
Снизить доли государства в госбанках (Сбербанке, ВТБ, Россельхозбанке) до уровня менее 50% Дмитрий Медведев распорядился еще в конце марта. Ранее по плану приватизации, утвержденному в ноябре 2010 года, потеря контроля в этих кредитных учреждениях не предполагалась вовсе.
Сегодня доля государства в Сбербанке равна 57,58%. Согласно первоначальному плану до 2015 года госпакет должен был сократиться до 50% плюс одна акция. В ВТБ государству принадлежит 75,5% акций, к 2015-му ожидалось сокращение до того же уровня, что и у «Сбера» (часть пакета в размере 10% была продана в прошлом году). В Россельхозбанке государство — 100-процентный владелец, в течение ближайших лет планировалось сократить долю до 85%.
Ранее в интервью «Известиям» первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев говорил, что рассматривается несколько вариантов выхода государства из капитала Сбербанка. И необязательно это будет продажа акций.
— Можно же пойти другим путем — в интересах компаний провести вторичное размещение акций, получить деньги в компанию. При этом если основной собственник (ЦБ в случае со Сбербанком и правительство в случае с ВТБ) не использует свое право выкупить пакет, то его доля автоматически уменьшится. Мы всё равно получим приватизацию как увеличение доли частных собственников, только чуть более медленную. Зато банки получат средства в капитал, и они смогут на годы вперед наращивать кредитный портфель, — заявил Улюкаев».
Подробнее о попытках приватизаторов из правительства Медведева устранить из государство из госбанков можно узнать из публикации Агентства федеральных расследований FLB «Окольные тропки приватизации» и других.
|