«В ситуационном центре Джакарты состоялась заседание координационного совета по делу крушения Sukhoi Superjet 100. На встрече российская сторона обсуждала с представителями компаний Kartika Airlines и Sky Aviation вопрос о судьбе двух контрактов с общим объёмом поставок в 42 самолёта, на сумму свыше $1,2 млрд, - сообщает сегодня «Маркер».
Как сообщили «Маркеру» в Министерстве промышленности и торговли, по итогом диалога с компаниями-заказчиками было вынесено решение о том, что контракты сохраняют свою силу и все 42 самолёта всё же будут поставлены и сроки переноситься не будут.
«Все будет идти по плану, и самолёты будут поставлены. Никаких изменений не произошло. Kartika Airlines и Sky Aviation получат 42 самолёта», - говорит начальник пресс-службы Минпромторга Екатерина Рыжая.
10 мая представитель Kartika Арифин Семан заявил, что его компания может отсрочить исполнение своего заказа на 30 самолетов Sukhoi Superjet 100. Первые поставки SSJ 100 индонезийскому оператору были запланированы на сентябрь 2012 года, однако сроки могут измениться из-за катастрофы, которая произошла 9 мая».
Как ранее сообщало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «От покупки Superjet не отказалась даже Индонезия»: «Крушение 9 мая на острове Ява российского новейшего самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ) автоматически поставило под вопрос успешность этого проекта на российском и внешнем рынке. У «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) на сегодня заключены твердые контракты на поставку 168 самолетов SSJ 100. При ориентировочной каталожной цене лайнера в $30 млн общий объем заказов, таким образом, близок к $5 млрд. На судьбу этих заказов могут повлиять результаты только что начатого расследования причин катастрофы.
Большая часть самолетов SSJ — 102 из 168 — заказана иностранными авиакомпаниями. Индонезийское издание The Jakarta Post вечером 10 мая опубликовало высказывание близкого к компании Kartika Airlines источника, предположившего, что доставка самолетов как минимум может задержаться в результате случившегося крушения. Kartika Airlines заказала 30 SSJ на $951 млн, а ее местный конкурент Sky Aviation подписал контракт на покупку 12 машин на $380,4 млн. Официально представители компаний пока не комментируют своих намерений, но индонезийские контракты оказались под ударом в первую очередь просто потому, что там произошло крушение с гибелью десятков индонезийцев и мощнейшим медиаэффектом.
Официальные лица Индонезии высказываются нейтрально. , пишет The Jakarta Post.
Директор по авиационному транспорту министерства транспорта Индонезии Хэри Бхати Гумай заявил следующее:
— Мы можем проследить процесс сертификации по безопасности на заводе в России и затем сравним их с нашими сертификатами по безопасности.
Гумай был осторожен в формулировках и не заявлял, что местные компании откажутся от покупки самолета либо получат такие рекомендации от регулятора. Чиновник сказал, что министерство будет контактировать с авиакомпаниями, заказавшими SSJ, на предмет, если им понадобится помощь в подтверждении безопасности.
Пресс-секретарь Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК — владелец ГСС) Ольга Каюкова сообщила, что, по данным на 10 мая, никаких отказов на самолеты от заказчиков не поступало. Она подчеркнула, что основные усилия компании сейчас сосредоточены на поиске погибших и координации работы с индонезийцами.
— Пока не очень понятно, какую именно безопасность намерены проинспектировать индонезийские специалисты на российских заводах. Superjet сертифицирован по российским и европейским нормам, что уже подтверждает его соответствие действующим международным нормам безопасности, — говорит Каюкова. — В феврале 2011 года самолет получил сертификат Авиационного регистра МАКа. В феврале 2012 года Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выдало свой сертификат на этот самолет.
Если речь идет о безопасности производства, то это совершенно другой аспект, больше имеющий отношение к вопросам охраны труда, добавляет Каюкова.
Из российских авиакомпаний крупнейшим заказчиком является «Аэрофлот». Всего перевозчик должен получить 30 самолетов SSJ, из которых ему уже были поставлены семь машин. В авиакомпании заявляют, что не планируют отказываться от эксплуатации SSJ.
— Все они проходят ежедневный технический осмотр, рейсы выполняются по расписанию, — отметили в «Аэрофлоте».
— Необходимости в приостановке эксплуатации SSJ 100 нет, — заявил замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. — Мы рассчитываем, что наши заказчики — как потенциальные, так и действующие, по результатам расследования причин катастрофы не изменят свое решение в отношении наших самолетов.
Вторым действующим на сегодня эксплуатантом SSJ выступает армянская Armavia. Пока в ее парке один такой самолет, но контрактом предусматривается поставка еще одной машины. И в этой авиакомпании пока не планируют отказываться от его получения.
«ВЭБ-Лизинг» заказал у ГСС 24 SSJ для поставки другому крупному российскому перевозчику — авиакомпании UTair. Пока компания не уточнила позицию в отношении данного контракта.
Среди других российских заказчиков фигурирует авиакомпания «Якутия», которая ожидает получения в лизинг двух SSJ 100, и «Газпромавиа», подписавшая контракт на десять новых российских самолетов. Заявлений об отказе от контрактов от них пока также не было.
В числе заказчиков еще несколько иностранных перевозчиков. Лаосская авиакомпания Phongsavanh заключила с ГСС в 2010 году контракт на поставку трех самолетов SSJ 100 с опционом на последующую покупку еще шести машин. Итальянская Blue Panorama Airlines имеет контракт на твердую поставку четырех SSJ. В целом соглашение с этой компанией предусматривает покупку до 12 машин. Первые поставки в Италию должны состояться до конца этого года. Кроме того, в начале этого года мексиканская авиакомпания Interjet заключила соглашение на поставку 15 самолетов с опционом еще на пять машин.
До катастрофы к российскому SSJ проявляли интерес также и международные лизинговые компании. Так, Pearl Aircraft Corporation заказала в 2010 году 30 SSJ с опционом на поставку еще 15 машин. Американская Willis Lease Finance Corporation в 2011 году заключила соглашение на поставку шести самолетов с опционом еще на четыре.
Главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев убежден, что серьезного влияния на будущее самолета единичные события оказать не могут. В подтверждение своих слов он напомнил катастрофу в 1988 году самолета А320 во время испытательного полета. Несмотря на это трагическое событие, сейчас это самый продаваемый в мире самолет.
— Главное, это те реальные характеристики, которые есть у самолета, та прибыль, которую он может приносить авиакомпании, а все остальное вторично. Если самолет сертифицирован — значит, будет летать, — отмечает эксперт.
Впрочем, он не исключает, что авиакомпании, которые пока только присматриваются к российскому самолету и еще не заключили контракты на его поставку, теперь будут гораздо более осторожны при принятии своего решения.
О том же сообщило 10 мая рейтинговое агентство Fitch: катастрофа может крайне негативно сказаться на количестве заказов на российский лайнер.
Руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что прежде чем говорить о последствиях инцидента, необходимо получить достоверную информацию об обстоятельствах события».
До этого в публикации «Потенциальные заказчики улетели «Суперджетом» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «авиавласти Индонезии не исключили даже версию захвата российского Superjet-100. По данным информагентств, «Суперджет» незадолго до потери связи запросил разрешение на снижение с высоты 3 тыс. метров до 1800 м. Получив разрешение, лайнер стал поворачивать направо и снижаться. В том месте находится гора высотой около 1900 метров. После этого самолет пропал с экранов радаров, и связь с ним была потеряна. Самолет пропал примерно в 60 км от аэропорта.
Самолет пилотировал российский экипаж, на борту находились представители индонезийских авиакомпаний, а также граждане других стран.
Самолет SSJ-100 во время азиатского демонстрационного турне пилотируется экипажем в составе командира корабля старшего летчика-испытателя Александра Яблонцева и второго пилота летчика-испытателя Александра Кочеткова. Также на борту находились полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса Николай Мартыщенко, директор по продажам компании «Гражданские самолеты Сухого» Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.
Российский авиалайнер SSJ-100 прибыл в индонезийскую столицу Джакарта 9 мая в рамках беспрецедентного демонстрационного тура по шести странам Азии, во время которого он должен был по воздуху преодолеть 15510 км. До этого самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали представителям правительственных и военных кругов этих государств. После Индонезии было запланировано посещение еще двух азиатских стран: Лаоса и Вьетнама».
|