«Демополет должен был продлиться 30 минут. Его нет уже 3 часа», — 9 мая внимание интернет-пользователей было приковано к микроблогу известного путешественника и блогера Сергея Доли, сообщившего о том, что в Индонезии с радаров пропал российский самолет Superjet-100. «Пока ничего не происходит. Все на нервах. Руки дрожат»... - пишет сегодня «Московский комсомолец».
Что стало причиной исчезновения самолета неясно, а авиавласти Индонезии не исключили даже версию захвата российского Superjet-100. По данным информагентств, «Суперджет» незадолго до потери связи запросил разрешение на снижение с высоты 3 тыс. метров до 1800 м. Получив разрешение, лайнер стал поворачивать направо и снижаться. В том месте находится гора высотой около 1900 метров. После этого самолет пропал с экранов радаров, и связь с ним была потеряна. Самолет пропал примерно в 60 км от аэропорта.
— С экранов радаров самолет, действительно, пропал и это произошло уже довольно давно. Но мы пока не можем говорить слова: «люди погибли» и «самолет разбился». Нам это еще неизвестно. Мы надеемся, что он совершил аварийную посадку. Есть надежда на то, что он экстренно сел, — заявил «МК» собеседник в Росавиации и подчеркнул: «Наверняка сейчас посыпятся обвинения в адрес нашего самого современного самолета, но делать это пока очень рано. Сначала нужно выяснить все обстоятельства случившегося — то, как происходило управление местными авиаслужбами, метеообстановку, техническую подготовку и другие условия. И только сопоставив все это, можно будет делать какие-то выводы. Разбившийся самолет принадлежал компании-производителю „Сухой“, фирме-покупателю он еще не был передан, это был экспериментальный полет».
Самолет пилотировал российский экипаж, на борту находились представители индонезийских авиакомпаний, а также граждане других стран.
«Из наших на борту экипаж 6 человек и 2 сотрудника Сухого из Москвы», — сообщает в своем «Твиттере» Сергей Доля, путешествующий с российской делегацией компании «Гражданские самолеты Сухого», которая разработала и производит самолет. — «Сверяют списки. Пилоты Яблонцев и Кочетков».
Ранее сообщалось, что самолет SSJ-100 во время азиатского демонстрационного турне пилотируется экипажем в составе командира корабля старшего летчика-испытателя Александра Яблонцева и второго пилота летчика-испытателя Александра Кочеткова. Также на борту находились полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса Николай Мартыщенко, директор по продажам компании «Гражданские самолеты Сухого» Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.
Российский авиалайнер SSJ-100 прибыл в индонезийскую столицу Джакарта 9 мая в рамках беспрецедентного демонстрационного тура по шести странам Азии, во время которого он должен был по воздуху преодолеть 15510 км. До этого самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали представителям правительственных и военных кругов этих государств. После Индонезии было запланировано посещение еще двух азиатских стран: Лаоса и Вьетнама.
В Астане на борту самолета лично побывал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В Пакистане лайнер осмотрели несколько министров. А одна из пакистанских авиакомпаний заявила о намерении купить восемь «Суперджетов». И в Мьянме (бывш. Бирма) выразили заинтересованность в приобретении двух Superjet-100 со сроком поставки в 2013 году. После того, как из Мьянмы самолет направился в Джакарту, он впервые пересек экватор. В Индонезии Superjet-100 ранее совершил два получасовых показательных полета. Во время одного из этих полетов на борту самолета побывали новые потенциальные заказчики — представители индонезийских авиакомпаний Batavia, Pelita, Air Aviastar, Sriwijaya Air. Третий полет оказался роковым...»
«Говорить о катастрофе преждевременно. Аварийный маяк системы КОСПАС-САРСАТ лайнера не отвечает ни на одной частоте – не поступают сигналы от датчиков приводнения или столкновения с возвышенностью, сообщил представитель авиационной службы контроля воздушного пространства Индонезии, - сообщает Газета.Ру.
В районе, где была потеряна связь с машиной, на данный момент не обнаружено самолета или его останков. «В районе возможного падения самолета есть поселки и деревни, но пока сигналов от местных жителей в сформированный кризисный штаб, в состав которого входят представители российской и индонезийской стороны, никаких дополнительных сведений не поступало», - отметил представитель индонезийских авиавластей.
3 мая лайнер с серийным номером 95004 (ранее ОАК сообщала, что отправлен рейс 95005) вылетел в Казахстан, на выставку KADEX-2012 в Астане. Затем машина побывала в Пакистане, где самолет представили ключевым игрокам авиарынка этой страны, 7 мая его показали компаниям в Мьянме. Индонезия – четвертый пункт остановки SSJ-100. В Джакарту лайнер прибыл 8 мая. Здесь планировалась презентация для авиакомпаний Индонезии – Garuda, Sky Aviation, Merpati, Seiwijaya, Pelit Air. К 11 мая самолет должен перелететь в Лаос, а завершался тур в столице Вьетнама Ханое 14 мая.
Первый раз российский лайнер поднялся в небо Джакарты со стюардессами компании Sky Aviation, представителями ОАО «ВЭБ-Лизинг» и российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
Индонезийские власти не исключают захват самолета преступниками. Но на его борту могли находиться только представители потенциальных заказчиков. Sky Aviation в 2011 году сделала предварительный заказ на 12 лайнеров SSJ-100. Еще 20 самолетов заказала индонезийская авиакомпания Kartika Airlines».
«В Индонезию отправились специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС), а также руководство Минпромторга. Представитель ОАК рассказал, что делегация прибудет в Джакарту во второй половине дня в четверг, 10 мая, - сообщает Лента.Ру.
«Судя по информации из Индонезии, поиски самолета будут продолжаться всю ночь - спасатели попробуют залезть на самую высокую точку в той местности, куда мог упасть авиалайнер. Утром на его поиски вылетят 5 вертолетов, - сообщает Newsru.com.
Российский самолет мог упасть в национальном заповеднике Гунунг-Халимун-Салак в индонезийской провинции Западная Ява. Жители одной из деревень на территории заповедника слышали рев авиационных двигателей.
По сообщению блоггера Доли, расследование будут вести индонезийские власти, хотя с российской стороны его должен проводить, судя по всему, Минпромторг.
"Принесли координаты последних точек, которые передавал самолет на радар. Резко сузили район поисков. Вертолет вылетит с рассветом", - пишет Доля.
По данным агентства, самолет не вернулся на аэродром после демонстрационного полета в назначенное время - к этому моменту топливо на лайнере должно было быть выработано.
Информацию об исчезновении лайнера в Джакарте ИТАР-ТАСС подтвердили в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). "Самолет исчез с экранов радаров во время второго за сегодняшний день демонстрационного полета", - отметили в организации.
В середине дня поисковые группы выехали на машинах в предполагаемый район крушения российского самолета. "У нас уже стемнело. Вертолет уже не полетит второй раз. Поехали на машинах в предполагаемый район", - написал в своем блоге в Twitter фотопутешественник Сергей Доля, находящийся в Джакарте в составе группы журналистов и блогеров, освещающих роадшоу Superjet по Юго-Восточной Азии. Позднее блоггер сообщил, что наземная операция будет продолжаться всю ночь. Спасатели попробуют залезть на самую высокую точку, а утром продолжат поиски на 5 вертолетах.
Доля в своем дневнике в ЖЖ рассказал о полете SSJ-100 в Индонезию и отметил, что "пилоты - отличные мужики. Очень довольны самолетом".
В посольстве РФ в Индонезии выясняют ситуацию вокруг исчезнувшего самолета. "В посольстве создана кризисная группа с участие представителей местных властей для выяснения ситуации", - сообщил пресс-атташе дипмиссии Дмитрий Солодов.
Индонезийские власти отправили в район инцидента поисковый вертолет. Об этом рассказал источник, близкий к российской делегации. "Выслан поисковый вертолет, ждем результатов", - отметил он.
В Объединенной авиастроительной корпорации сообщили, что связь с самолетом прервалась после 20 минут второго демонстрационного полета. "Предполетная подготовка была проведена в полном объеме и технически самолет был полностью исправен", - подчеркнул источник, добавив, что вылет произошел из аэропорта Халим.
По данным ОАК, связь с самолетом прервалась через 20 минут после начала полета - в 14:35 по местному времени (11:35 по Москве).
В столице Индонезии Superjet-100 до инцидента совершил два получасовых показательных полета. Первый раз российский лайнер поднялся в небо Джакарты со стюардессами авиакомпании Sky Aviation, а также представителями ОАО "ВЭБ-Лизинг" и российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Во время второго полета на борту Superjet-100 побывали новые потенциальные заказчики - представители индонезийских авиакомпаний Batavia, Pelita, Air Aviastar, Sriwijaya Air.
Шансы на то, что инцидент с Superjet-100 завершится благополучно малы, сообщил информированный источник в российской авиационной отрасли.
"Мы пока не знаем, что произошло, связи с экипажем нет уже давно. К сожалению, опыт показывает, что шансы на благополучный исход в такой ситуации малы", - сообщил собеседник агентства.
Источник отметил, что самолет не был передан ни одной авиакомпании и принадлежит фирме-изготовителю. "Таким образом, это самолет так называемой экспериментальной авиации. Расследованием инцидентов с такими воздушными судами занимается не Межгосударственный авиационный комитет, а Служба безопасности полетов авиации Минобороны", - сказал он.
Пока не найден самолет, нельзя говорить о причинах происшествия, подчеркнул источник. Он не исключил, что самолет мог совершить и вынужденную посадку в чрезвычайной ситуации. "Но, сами понимаете, шансы на это в условиях гористой местности, характерной для индонезийских островов, малы", - считает собеседник.
Поиски пропавшего в Индонезии российского "Суперджета" осложняются плохими метеоусловиями.
"Поиски осложняются наступившей темнотой и сильным дождем",
- говорится в сообщении авиавластей Индонезии. По их данным, на поиски самолета выехало несколько машин. Вертолет из-за темноты применяться не будет. "Мы продолжаем поиски и не уверены, что самолет
разбился", - отметил представитель авиавластей.
СПИСОК россиян на борту Superjet-100
Стали известны имена россиян, находящихся на борту самолета Superjet-100. Включая восьмерых россиян, на борту находятся 36 иностранцев.
1. Александр Яблонцев, шеф-пилот 2. Александр Кочетков, второй пилот 3. Олег Швецов, штурман 4. Алексей Киркин, полетный инженер 5. Денис Рахимов, ведущий инженер по летным испытаниям 6. Николай Мартыщенко, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС 7. Евгений Гребенщиков, директор по продажам компании ГСС , менеджер по контрактам
Пропавший в Индонезии самолет относится к категории экспериментальной авиации, расследованием инцидентов с которыми должен заниматься Минпромторг.
Как сообщили Росавиации, инцидентом с пропавшим "Суперджетом" ведомство, скорее всего, заниматься не будет, так как "самолет является собственностью авиационного завода и относится к категории экспериментальной авиации, инцидентами с которыми занимается Минпромторг".
Ранее Минпромторг расследовал катастрофу самолета Ан-142 под Воронежем, которая произошла прошлой весной. Тогда самолет выполнял испытательный полет перед передачей его Мьянме.
Экипаж самолета в случае аварийной ситуации имел возможность посадить лайнер на воду, считает летчик-испытатель Александр Акеменков, имеющий опыт полетов в Индонезии.
"Учитывая гористый рельеф индонезийских островов, а также изрезанность береговой линии, трудно предположить, что летчикам в случае нештатной ситуации, например, при отказе двигателя, удалось бы посадить самолет на землю. С другой стороны, "Сухой суперджет-100" как любой гражданский самолет при сертификации обязательно испытывается на возможность посадки на воду", - сказал Акеменков.
По его словам, гражданское воздушное судно при благополучной посадке на воду должно сохранять плавучесть в пределах одного часа».
Superjet-100 — региональный 98-местный самолет нового поколения, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» совместно с итальянской Alenia Aermacchi. Крейсерская высота — 12 200 метров. Дальность полета для базовой версии — 3048 км, для версии с увеличенной дальностью — 4578 км. Первый полет состоялся 19 мая 2008 г. Основным заказчиком SSJ-100 является «Аэрофлот», который планирует приобрести около 30 таких самолетов.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:
Константин МАКИЕНКО, эксперт Центра анализа стратегий и технологий:
— Это первый постсоветский самолет, проект 2002 года. Проект достаточно амбициозный — планировалось, что до 70% машин будет продано на зарубежный рынок. Реализуется проект с участием иностранных фирм. До тех пор, пока не будет полной информации и заключения о причинах авиакатастрофы, нет смысла говорить о том, насколько это серьезная потеря для России, в том числе имиджевая.
Анатолий КНЫШОВ, летчик-испытатель судов отечественного производства, Герой России:
— Я хочу подчеркнуть, что любой полет, который выполняется за рубежом, готовится в России и экипаж берется наиболее опытный. По поводу произошедшего я сейчас могу только высказать какие-то свои предположения. Первое: Джакарта — горный район с наличием грозовой деятельности. Возможно, это как-то повлияло на показания приборов. Второе: «Суперджет» — это новая российская разработка специально для региональных полетов. У самолета нет штурвала, там используется джойстик, как на А-320, управление машиной электрическое. Раньше компания-производитель использовала джойстик только для истребителей, где особые перегрузки. А для пилотов пассажирских самолетов это непривычно. Ведь что получается? Пилот, сидящий справа управляет одной рукой, а пилот, сидящий слева — другой. Нужно переучиваться. Мало того, если взять авиакатастрофу Airbus под Сочи, то там выяснилось то, что в случае управления джойстиком одним пилотом, второй не может исправить его ошибку. Если джойстики будут направлены в противоположном направлении, программа тупеет и не знает что делать, а самолет остается без управления. Если в «Суперджете» заложена та же идея, то могло оказаться что один из пилотов, который взял управление на себя, мог не справиться с ним.
Владимир КАРНОЗОВ, представитель журнала «Flight Global»
— Пока объективных данных об авиакатастрофе нет, но есть информация, что в районе полета было облачно и это местность, где много гор. Также известно, что незадолго до исчезновения самолета с радара экипаж попросил снижения на более низкий эшелон. В условиях плохой погоды возможно, что он мог столкнуться с каким-то препятствием. Этот самолет летает, как минимум 4 года. Естественно, что перед отправкой он прошел все необходимые проверки. Вылетел из Москвы он 2 мая — и говорить о том, что там могли быть какие-то фатальные изменения в состоянии, нет никаких оснований. Пока нет никаких объективных данных, из-за самого факта исчезновения самолета нет никаких оснований ставить вопрос о том, чтобы снять эту машину с коммерческих полетов».
|