Конфликт вокруг поставок в Россию продовольствия швейцарской компании Nestle перерастает в дипломатическую войну. В ответ на жалобы швейцарцев в российское правительство главный санитарный врач России пригрозил им судом за клевету, а сами швейцарцы боятся, что дело Nestle является только началом экономических санкций со стороны России, вызванных желанием Владимира Путина защитить интересы Виктора Вексельберга. Следующей в очереди швейцарских жертв может стать Swissair.
В понедельник, 17 мая, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что «не исключает обращения в суд в связи с заявлениями посла Швейцарии в России Вальтера Гигера, которые находятся за гранью элементарной вежливости». На вопрос GZT.RU, какие именно слова посла оказались возмутительными, Онищенко ответил, что не хочет «раскрывать тайну».
Он признал, что обидные слова касались претензий Роспотребнадзора к компании Nestle, одному из крупнейших в мире производителей продовольствия.
«Конфликт начал было приобретать деловые формы,— рассказал GZT.RU главврач страны.— Вроде уже все утрясли, успокоились, все перешло в экспертную плоскость. И вдруг такие [заявления]…».
По его мнению, слова посла помешают теперь скорому улаживанию конфликта. Деловые формы
22 апреля Роспотребнадзор запретил компании Nestle поставлять детское питание в Россию. По словам Геннадия Онищенко, это было связано с ослаблением технологической дисциплины при производстве продуктов питания в компании. 26 апреля была распространена информация о том, что Роспотребнадзор ввел запрет на поставки в Россию детского питания Nestle из-за мясных пюре, производимых в США и продаваемых в России под маркой Gerber. Причина запрета— использование в их производстве хлорированного мяса птицы. Онищенко также обвинил швейцарцев в антисанитарных условиях на российских предприятиях. Однако в документах, полученных Nestle из Роспотребнадзора, содержались лишь несколько технических претензий: компания не предоставила копии документов, выданных уполномоченными органами Финляндии и подтверждающих безопасность продуктов для человека, а также акт отбора проб для исследований установленной формы и документ производителя о том, что «он доверяет заявителю представлять свои интересы на территории РФ по осуществлению государственной регистрации».
Будьте сдержанней
Онищенко пояснил GZT.RU, что заявления посла не содержали оскорблений в его адрес— иначе, как сказал главврач, «он сразу подал бы в суд». Сейчас возможность иска «только рассматривается». Тем не менее, в заявлении посла содержались некие «персонифицированные» претензии в адрес российского чиновника.
«Тема успокоилась, не надо было ее будировать. Так что, призовите его к тому, чтобы он был посдержанней»,— обратился к послу с помощью редакции GZT.RU главный санитарный врач России. Написано пером
В посольстве Швейцарии GZT.RU отказались прокомментировать ситуацию и уточнить слова Вальтера Гигера, обидевшие Геннадия Онищенко.
Посол написал письмо в российское правительство в защиту Nestle, где могла идти речь и об Онищенко, предположил источник, знакомый с ситуацией.
В пятницу, 14 мая, агентство Baltinfo сообщало со слов Онищенко, что письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову написало и руководство швейцарского концерна Nestle. В этом письме также якобы содержались жалобы компании на главного санитарного врача.
Член правления Nestle Андрей Бадер подтвердил GZT.ru, что его компания на уровне глобальной штаб-квартиры в Швейцарии обратилась с официальным письмом в адрес Шувалова. Опорочил на весь мир
«Это обращение связано с тем, что международное руководство и акционеры компании обеспокоены появляющимися в интервью Геннадия Григорьевича (Онищенко) резкими высказываниями относительно качества признанной на международном уровне продукции, а также предприятий компании в России, в которые Nestle за 15 лет вложила более $950 млн»,— сказал GZT.RU Андрей Бадер.
В то же время о заявлении посла Швейцарии топ-менеджер ничего не знает.
«Неожиданно разразившаяся история с Nestle началась, к нашему сожалению, через прессу, а не в виде формального обращения к компании с конкретными предписаниями,— говорит Бадер.— В связи с этим посольство обращалось к нам за разъяснениями. К его возможному обращению к российским властям мы прямого отношения не имеем». По его словам, история с претензиями Онищенко вызвала большой интерес у швейцарской общественности. Путин разъярился
У швейцарцев есть своя версия развития событий. Московский корреспондент швейцарского еженедельника Sonntag Патрик Мюллер побывал на прошлой неделе на приеме в московском посольстве альпийской страны и изложил ее в статье, опубликованной в воскресенье, 15 мая.
По данным газеты, 25 марта глава концерна «Ренова» Виктор Вексельберг написал российскому премьеру Владимиру Путину письмо, в котором пожаловался на преследования со стороны финансовых властей Швейцарии.
Представители компании «Ренова» на момент написания статьи не смогли подтвердить или опровергнуть GZT.RU существование этого письма.
В начале года федеральный департамент финансов Швейцарии обвинил главу группы Виктора Вексельберга в нарушении закона о разглашении информации при покупке акций швейцарской высокотехнологической компании Oerlikon в 2006 году. За это нарушение Вексельбергу выставили штраф в размере 40 млн швейцарских франков (около $38 млн). Это крупнейший штраф в истории Швейцарии. Русская Силиконовая долина под угрозой
Вексельберг является сопредседателем фонда развития российской Силиконовой долины в Сколково, с которой сейчас связаны все надежды российских властей на технологический рывок страны. Покупка швейцарской Oerlikon была одним из важных аргументов в пользу назначения одного из богатейших людей России руководителем проекта.
Как утверждают источники Sonntag, Путин отреагировал на обращение Вексельберга «быстро и последовательно». Он якобы передал письмо своему первому заместителю Игорю Шувалову с резолюцией «внести предложения, что мы можем сделать».
Ранее за «Ренову» вступался и министр финансов Алексей Кудрин. «Я надеюсь, нам удастся избежать дипломатических проблем, но, конечно, это вносит в наши отношения ряд неопределенностей, которые воспринимаются нашим правительством болезненно»,— заявил он в январе в кулуарах экономического форума в Давосе.
«Ренова» не признает претензии основательным и восприняла штраф как «оскорбление», сообщает Sonntag со ссылкой на представителя «Ренова». Компания Вексельберга вложила в швейцарскую экономику две трети своих зарубежных инвестиций (около 3 млрд швейцарских франков). Ветеринарная дипломатия
В марте 2006 года, в разгар обострения отношений России и Грузии, Роспотребнадзор полностью запретил ввоз грузинских вин в Россию, мотивировав этот шаг несоответствием значительной их части санитарным нормам. Под запрет попала также минеральная вода «Боржоми». Также в 2006 году во время обострения конфликта вокруг Приднестровья вредными для здоровья россиян были признаны молдавские вина. В конце 2005 года после конфликта с Норвегией из-за российского рыболовного судна был запрещен ввоз в Россию норвежского лосося.
«Неприятности из России»
«Ущерб швейцарской экономике можно будет оценивать в миллиардах»,— заявил Sonntag о перспективах экономических санкций со стороны России президент Совета по сотрудничеству Швейцария— Россия Вернер Штрауффахер, участвоваший в посольском приеме.
Пресс-секретарь Штрауффахера не смог ответить на запрос GZT.RU к моменту публикации текста.
«Сегодня появилась реальная проблема, которая портит замечательные русско-швейцарские отношения. Решить эту проблему можно только политическими методами»,— сказал Штрауффахера корреспонденту Sonntag.
По мнению Штрауффахера, у швейцарских компаний могут возникнуть проблемы в России, если штрафы, которыми грозят финансовые власти его страны «Ренове», будут подтверждены судом. Конфликт угрожает выводом российских активов из Швейцарии.
По данным Sonntag, опасения Штауффахера разделяет посол Швейцарии в России, а также Беатрис Чанц, бывший директор по коммуникациям Swissair. По мнению швейцарцев, отношения между Берном и Москвой «накаляются».
В конце статьи швейцарский журналист задается риторическим вопросом, должно ли правосудие учитывать экономические последствия своего решения для страны или руководствоваться лишь стремлением к установлению истины.
|