По данным «АСМ-холдинга», за шесть месяцев 2009 г. в Россию была ввезена 7771 подержанная иномарка, из них 1808 – в июне.
«Антимонопольная служба пришла к выводу, что обязательный перечень подкарантинной продукции, в том числе транспортных средств, бывших в эксплуатации, введенный таможней и ветеринарной службой с 15 июля, незаконен», — рассказал замначальника управления контроля органов власти ФАС Сергей Абышев: Россельхознадзор не имел права выпускать подобный перечень, поскольку это полномочие правительства, которое оно может делегировать Минсельхозу.
По словам Абышева, ФТС и Россельхознадзор нарушили п. 2 ч. 1 ст. 15 закона о конкуренции: «Необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе путем установки не предусмотренных законодательством требований к товару или хозяйствующему субъекту».
Неисполнение предписания ФАС карается штрафом в 18 000-20 000 руб. либо дисквалификацией сроком до трех лет, говорит партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков, ФАС может также обратиться в Высший арбитражный суд за признанием приказа Россельхознадзора недействительным.
Ведомства должны получить решение ФАС в течение 10 дней и за месяц устранить нарушение, говорит Абышев, но у нарушителей есть возможность оспорить решение ФАС в течение трех месяцев в суде.
Сотрудник управления Россельхознадзора, отвечающего за фитосанитарный контроль, сообщил «Ведомостям», что ведомство намерено отстаивать свою позицию. Получить комментарии ФТС не удалось, но в ФАС уверяют, что таможня согласилась с выводами ФАС.
Подержанные транспортные средства с 15 июля при ввозе в Россию будут проходить фитосанитарный контроль, объявили Россельхознадзор и ФТС в июле: все типы легковых и грузовых автомобилей, тракторы и некоторые виды спецтехники от автокранов до пожарных машин попали в новый перечень подкарантинной продукции и товаров, утвержденный Россельхознадзором 27 мая и согласованный с ФТС 4 июня.
Проверка очень нужна, говорил Россельхознадзор: за последние два года ветеринары 14 раз вылавливали в старых иномарках опасных вредителей.
Продавцы подержанных машин считают, что, борясь с насекомыми, власть ставит очередную преграду на пути перегонщиков-частников. «Машина, в которой вы возвращаетесь из турпоездки, фитосанитарного контроля не проходит, значит, цель не безопасность, а что-то другое», — объяснял один из автодилеров. «Процедура вводила необоснованные расходы хозяйствующих субъектов: если контролер находил на автомобиле кусок земли или букашку, он имел право отправить его на платный склад временного хранения минимум на две недели — именно столько времени нужно ФГУ “Институт карантина растений” на проведение анализов», — рассказывает Абышев. Тарифы на складах — от 1500 руб. в сутки, жаловались перегонщики в Калининграде, на поиски жучков и растений в машинах уходило по шесть часов. Около таможенных постов на Дальнем Востоке появились мойки, предлагающие очистить автомобиль от подозрительной грязи за 10 000 руб. «Тот, кто связываться не хотел, просто платил от 500 до 1500 руб. и проезжал», — говорит один из перегонщиков.
Импортеры могут подать иски к Россельхознадзору о возмещении убытков, так как с них брали деньги на основании незаконного приказа, предлагает Рачков.
|