Очередной этап операции на подлодке "Курск" начался в среду, 25 октября, после 15.00, когда в восьмой отсек субмарины через технологическое отверстие, проделанное в предыдущие дни, спустились мичман Сергей Шмыгин и страховавший его капитан 2 ранга Сергей Звягинцев. Не обнаружив тел погибших, водолазы проникли через кормовой переборочный люк диаметром 81 см в девятый отсек. Для продолжения работ пришлось открыть с верхней палубы субмарины верхний и нижний люки шлюзовой камеры, которые еще в августе с большим трудом открывали норвежцы. Откачав замутненную илом воду и добившись приемлемой видимости, около 18.00 водолазы обнаружили в отсеке тела трех погибших подводников и подняли их на судно "Регалия" в специальных контейнерах. Еще одно тело было обнаружено в восьмом отсеке и также поднято наверх.
28 октября останки подводников были доставлены в Североморск, а 29 октября на Приморской площади города состоялся церемониал встречи погибшего экипажа "Курска". Затем тела были доставлены в специальную криминалистическую лабораторию госпиталя флота для опознания.
В воскресенье, 29 октября, из погибшей субмарины были подняты еще восемь тел, которые во вторник также переданы для опознания криминалистам.
К 30 октября работа водолазов в девятом отсеке из-за ухудшения видимости стала невозможной. Кроме того, не осмотренными остались проходы и лазы шириной менее 50 см, действовать в которых без серьезного риска для жизни невозможно. По предложению специалистов ЦКБ "Рубин" и руководства водолазной команды работы в кормовых отсеках были свернуты, люки в них закрыты, технологическое отверстие заварено стальным пластырем.
Сейчас основные усилия водолазов сосредоточены на проникновении в третий отсек, где по штату расписаны 24 человека и могут находиться еще 12 моряков из четвертого. Не исключено, что там же могут оказаться 11 подводников пятого отсека, где находится пульт управления ядерной энергетической установкой. К вскрытию прочного корпуса третьего отсека водолазы приступили вечером в среду.
Как и предсказывали "НГ" и "НВО", вскрытие третьего отсека, помимо поиска тел, преследует другую важнейшую цель: извлечение из него секретных документов по связи и боевому управлению. Времени у водолазов осталось немного - по мнению командующего Северным флотом Вячеслава Попова, работы на "Курске" будут завершены 10-11 ноября.
Между тем секретную аппаратуру и документы оставлять на дне нельзя. Причина для профессионалов понятна. Приведем лишь один факт, ставший известным корреспонденту "НВО" от специалистов глубоководных аппаратов "Мир". Когда они, получив аналогичную задачу, проникли внутрь погибшей ПЛА "Комсомолец", важнейших документов там уже не было. Не исключено, что заинтересованная иностранная спецслужба, располагающая огромными финансовыми возможностями, наняв западную частную компанию, отечественных поисковиков опередила.
Реконструкция
Такова хроника работ за прошедшую неделю. Важнейшим событием, перевернувшим представление о катастрофе "Курска", стало обнаружение в кармане командира турбинной группы - командира седьмого отсека капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова небольшой записки на обгоревшем листке бумаги.
Служебная часть записки, написанная четким почерком, пока еще горел аварийный фонарь, и прозвучавшая в официальных заявлениях должностных лиц ВМФ, гласит: "13.15. Весь личный состав из 6, 7 и 8 отсеков перешел в 9. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх". Потом на другой стороне записки, адресованной родным и близким, неразборчивым почерком написано: "13,5... Я пишу на ощупь".
Содержание короткой записки позволяет реконструировать ситуацию, сложившуюся на лодке сразу после аварии. В кормовой отсек-убежище уцелевшие подводники перешли в 12.58 12 августа (это время, по всей видимости, зафиксировано в неоглашенной части записки). Выйти наверх методом свободного всплытия они не смогли, так как от чудовищных перегрузок при ударе носовой части подлодки о грунт около 11.42 12 августа заклинило оба люка и шлюзовая камера заполнилась водой под давлением 11 атмосфер, которое вручную преодолеть невозможно.
По всей видимости, после аварии в первом отсеке возникли короткое замыкание силовой электросети и пожар. Это вызвало автоматическое срабатывание аварийной защиты обоих реакторов, возгорание в пультах управления, возможно, и в распредщитах седьмого и восьмого отсеков (как и на АПЛ "Комсомолец"). На телах поднятых подводников заметны следы пожара.
Примерно через час, потеряв связь с главным командным пунктом (ГКП) и видя безуспешность борьбы с пожарами, старший по должности и званию командир седьмого отсека дал команду личному составу кормовых отсеков перейти в девятый. Поскольку в двух кормовых отсеках обнаружены воздушные подушки, а восьмой (из-за большого объема) заполнился забортной водой после девятого, кто-то из его штатного состава через несколько часов мог перейти назад и задраить люк в нижние помещения, куда поступала вода. Эти люди жили еще несколько часов, в восьмом отсеке - до суток. Они и стучали кувалдами по комингсу переборки девятого отсека сигнал SOS, который могли слышать вечером 12 августа и в ночь на 13 августа гидроакустики кораблей, искавших "Курск".
К сожалению, в записке Колесникова нет более подробных данных о том, как развивались события в носовых отсеках. Впрочем, это неудивительно. За первые 2-2,5 минуты, пока не погиб от взрыва боезапаса личный состав ГКП (второй отсек), оттуда по корабельной трансляции могли дать только одну команду: "Аварийная тревога! Пожар в первом отсеке".
Ясности не прибавилось
К сожалению, до сих пор работы на "Курске" не помогли точно понять причины катастрофы. Выдвигаемые иностранными экспертами версии противоречивы. В частности, с американской гипотезой о внутреннем взрыве расходятся данные норвежских сейсмических наблюдений.
Из опубликованных записей гидроакустиков американских АПЛ "Мемфис" (которая находилась в 5 милях от "Курска") и "Толедо" следует, что первый взрыв, эквивалентный 150 кг тротила, произошел в 11.28. Следующий (4-7 т тротила) случился через 136 секунд (когда взорвался торпедный боезапас в носовом отсеке, что и явилось непосредственной причиной гибели корабля и до 84 членов его экипажа в носовых отсеках). И через 240 секунд после первого взрыва последовал, по версии американцев, страшный скрежет при ударе лодки о грунт. Но из сейсмограммы ближайшей норвежской сейсмической станции этого не следует. Временной интервал между первым и вторым большим импульсами - около 180 секунд. Других источников сейсмических колебаний не зафиксировано. Таким образом, нельзя исключить, что первый импульс вызван столкновением двух подлодок, а второй - детонацией боеголовок торпед при ударе о грунт. Выяснять, в чем здесь загадка, дело комиссии Ильи Клебанова.
Выступая на траурном митинге, он заявил: "Мы пока не можем объяснить причины этой страшной трагедии, всколыхнувшей всю страну. Мы сделаем все, чтобы поднять тела остальных подводников, а затем и саму подводную лодку". Слова вице-премьера странным образом расходятся с его же сенсационным обещанием на заседании правительственной комиссии 8 ноября со 100-процентной уверенностью назвать истинные причины катастрофы.
Похоже, что властям, уже много напутавшим в ситуации вокруг "Курска", предстоит держать новый экзамен.
|