Три года назад во время учений в Баренцевом море погибла подводная лодка "Курск" со 118 моряками на борту. Несмотря на то что уголовное дело по факту гибели субмарины закрыто еще год назад, ответов на вопросы об истинных причинах катастрофы до сих пор остается меньше, чем вопросов. Вчера в разных городах России вспоминали погибших. Тем временем семьи сорока из них обратились в прокуратуру с просьбой о возобновлении уголовного дела. 'Родственники не добиваются компенсаций, они хотят знать правду' Вчера у памятников и мемориальных досок, установленных в Москве, Санкт-Петербурге, Североморске, Курске и Севастополе, прошли траурные митинги. В Курске в память о моряках одноименного крейсера был открыт монумент: на стилизованный под треснувший корпус подлодки кусок бронзы нанесены фамилии 12 подводников, захороненных на городском воинском мемориале. В Петербурге на Серафимовском кладбище, где покоятся 32 члена экипажа атомохода, тоже был открыт памятник погибшим: черный гранитный куб, символизирующий морскую бездну, над ним - бронзовый буревестник, символ несчастья. На одной стороне постамента выбита фраза: 'Памяти экипажа 'Курска', на другой - строка из предсмертной записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова: 'Отчаиваться не надо!' Рядом - 32 одинаковых надгробья. Вчера открывать памятник явились основные кандидаты на пост губернатора Санкт-Петербурга - Валентина Матвиенко и Анна Маркова. Как только церемония закончилась, Матвиенко принялась раздавать интервью, а семьи погибших моряков - жаловаться журналистам на несправедливость. Семьи 40 погибших подводников продолжают требовать от прокуратуры возобновления расследования. Как считает представляющий их интересы адвокат Борис Кузнецов, есть 'явные противоречия между тщательными исследованиями экспертов, участвовавших в расследовании, и выводами доклада'. По его словам, 'родственники не добиваются материальных компенсаций, а просто хотят знать правду'. Адвокат также утверждает, что почти половина денег, выделенных после трагедии в Баренцевом море родным моряков, «пошла не по целевому назначению», например на ремонт домов в поселке подводников Видяево. В связи с этим Кузнецов готовит материалы для подачи в суд иска к Минобороны и Северному флоту. Сколько средств собрали многочисленные фонды в Москве, Санкт-Петербурге и Мурманске - точно неизвестно. Известно только, что сборы были связаны с несколькими скандалами. По данным ГАЗЕТЫ, в помощи семьям погибших на сумму в десятки миллионов долларов так или иначе приняли участие все крупные российские промышленники. Попечительский совет фонда, который они организовали, возглавил Алексий II, а в сам совет вошли такие крупные предприниматели, как Михаил Ходорковский и Олег Дерипаска. Но ни перед ними, ни перед теми, кто делал взносы, о том, как деньги расходовались, никто не отчитывался. Однако время от времени начинались скандалы, связанные с распределением средств из подобных фондов. Так, только на счет, открытый командованием Северного флота в банке «Нахимовский», на декабрь 2000 было переведено около 100 миллионов рублей благотворительных взносов. Когда командование Северного флота заявило о том, что выполнило все финансовые обязательства перед родными погибшего экипажа, на благотворительном счете финансово-экономического управления СФ в ПУ ЦБ РФ «Нахимовское» находилось еще 41 миллион 825 тысяч 477 рублей. Чтобы вернуть деньги родственникам погибших моряков, пришлось обращаться в суд. В этот же период на счет руководства Мурманской области, в «губернаторский» фонд, было перечислено около 17,5 миллионов рублей, 267 тысяч долларов и 2 тысячи финских марок. С этим фондом тоже вышел скандал: вдова капитана затонувшей подводной лодки 'Курск' Ирина Лячина заявила о своем выходе из комиссии по оказанию помощи семьям погибших моряков. По словам Лячиной, часть помощи была истрачена на... благодарственные письма и открытки от имени губернатора тем организациям, которые приняли участие в сборе денег. Помимо прочего огромные деньги из того же фонда были выделены на покупку нескольких тысяч экземпляров книги о трагедии подводной лодки. Как это было В августе 2000 года экипаж АПРК «Курск» в очередной раз вышел в море для участия в сборе-походе кораблей Северного флота. В 8.51 командир «Курска» капитан 1-го ранга Геннадий Лячин последний раз доложил на КП о выполнении условного ракетного удара по кораблям «противника». Сообщение о катастрофе субмарины появилось 14 августа. В 12 часов 25 минут 21 августа спасатели вскрыли аварийно-спасательный люк, который оказался заполненным водой. Во второй половине дня 22 августа Владимир Путин вылетел в Североморск. 23 августа было объявлено днем траура. В этот же день Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело. Основными версиями гибели атомохода первоначально были: столкновение с российским или иностранным подводным или надводным кораблем; подрыв на мине времен Великой Отечественной войны; поражение торпедой или ракетой российским или иностранным подводным или надводным кораблем; диверсия; террористический акт; гибель в результате нештатной ситуации с вооружением. В ходе следствия было установлено, что 'лица, участвовавшие в проектировании, изготовлении, хранении, приготовлении и эксплуатации торпеды 65-76А N1336А ПВ, не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем и, по обстоятельствам дела, такой возможности предвидеть не могли'. 26 июля 2002 года уголовное дело было прекращено. Операция по подъему тел погибших моряков началась 25 октября и была закончена 7 ноября 2000 года. Всего за время спасательной операции были подняты тела двенадцати моряков. 7 октября 2001 года началась операция по подъему 'Курска' со дна Баренцева моря. 10 октября лодку отбуксировали на Росляковский судоремонтный завод. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать 115 из 118 погибших подводников. По делу о гибели АПРК «Курск» потерпевшими признаны близкие и родственники погибших моряков - всего 161 человек.
|