Параллельно с работой российской комиссии по выяснению причин гибели подлодки такая же деятельность происходит в разведывательных и прочих военных ведомствах стран НАТО - в данном случае США и Норвегии; ведутся там и независимые исследования.
Так, газета "Нью-Йорк таймс" сообщает: через 6 дней после аварии в норвежский порт зашла американская атомная подлодка "Мемфис", которая имела на борту немало сведений о случившемся с "Курском". "Мемфис" была одной из двух американских субмарин, шпионивших за российским Северным флотом. Как утверждают в Пентагоне, она пришла в Норвегию без каких-либо повреждений и перегнала в США записи сонарных наблюдений и другие, которые сейчас анализируются в центре морской разведки в Сьютланде.
Уже сейчас аналитики утверждают, что имеют довольно ясную картину того, что произошло. Видимо, при загрузке или запуске торпеды с ракетным двигателем произошел взрыв или двигателя, или топлива. Через 2 минуты 15 секунд - в течение которых капитан "Курска" или увеличил обороты двигателя, или попытался всплыть - мощный взрыв, на этот раз боеголовки торпеды, проделал громадную дыру в обшивке подлодки, уничтожив мгновенно все команду или большую ее часть.
Американцы знали об этом уже через несколько часов после случившегося, поскольку собирали данные не только с подводных и надводных кораблей (скажем, "Лоял"), но и с берега. Никаких звуков, говорящих о столкновении кораблей, они не зафиксировали. Высокопоставленный офицер ВМФ США заявил газете, что подлодки и надводные корабли США и не приближались к российским - "особенно поскольку те испытывали новое оружие". Хотя содрогание воды от второго взрыва они почувствовали без всяких приборов.
По американским оценкам, столкновение с подлодкой такого водоизмещения, как "Курск", чей корпус был рассчитан не только на столкновения, но и на попадание торпеды, не могло бы обойтись без "летального" ущерба для судна, которое налетело бы на "Курск".
Специалисты ВМФ США утверждают также, что находившиеся поблизости от места катастрофы американские подлодки не могли бы помочь "Курску", если там и оставались выжившие в первые часы, поскольку не имели на борту спасательного оборудования типа мини-подлодок.
Неясно, замечает "Нью-Йорк таймс", до какой степени ВМФ США захочет разглашать результаты своего расследования. Ведь Пентагон до сих пор официально даже не признал факта нахождения двух своих подлодок в Баренцевом море. Само название "Мемфиса" как субмарины, находившейся поблизости, было оглашено лишь из-за того, что она зашла в норвежский порт.
Нет необходимости повторять, что за учениями российского флота в Баренцевом море, как и в годы холодной войны, натовцы вели тщательное наблюдение с воздуха, из космоса, из морских глубин и с водной поверхности. Поэтому на сегодняшний день недостатка в надежной и весьма важной информации у них нет. Более того - достаточное количество данных доступно не только военным.
Норвежский журналист Инге Сельвор из газеты "Бергенс тиденде" из Беренга попытался самостоятельно составить хронологию событий, приведших к катастрофе 12 августа. Он также убежден, что лучше придать своему замыслу международный характер и скоординировать действия с коллегами и исследователями из других стран, включая "Независимую газету", а также американских и российских ученых. Сельвор занимается расследованием обстоятельств, связанных с ролью радара в Варде, за что получил Большой журналистский приз в этом году. Его внимание сегодня привлечено к следующим важным моментам трагического дня: зафиксированным многими сейсмическими станциями Запада двум толчкам в Баренцевом море с точным временем в 7 часов 30 и 32 минуты по Гринвичу, что объясняют взрывами на российской субмарине и моментом потери связи "Курска" с командованием Северного флота.
Норвежца смущает тот факт, что время толчков в российских источниках или цитируется со ссылкой на западные данные (кстати, это сделал косвенно в своем интервью и президент Владимир Путин), или указывается с большим расхождением - от 6 до 10 часов. В какое время была потеряна связь с подлодкой и успела ли она произвести учебные выстрелы, о которых вскользь упоминали российские моряки? По имеющимся у Сельвога сведениям, "Курск" уже вечером 11 августа пошел ко дну, а взрывы 12 августа утром могли означать мгновенно наступившую смерть всего экипажа. Ведь уже днем 12 августа со шпионского судна отмечалось ведение спасательных операций в районе затопления лодки. То есть на Северном флоте знали к тому времени, что случилась трагедия. Именно с того момента с российской стороны стали поступать, как здесь заявляют, противоречивые сведения.
Следует отметить, что для западных военных разведок случай с "Курском" пришелся как нельзя кстати. И вовсе не потому, что кто-то злорадствует по поводу гибели всего экипажа и значительных материальных потерь, связанных с катастрофой. Речь об очень весомом аспекте, которому не всегда уделяется достаточно внимания. Обстоятельства гибели "Курска" послужили для спецслужб НАТО хорошим поводом не только для оправдания своего существования, но и свидетельством никоим образом не уменьшающейся потребности в их услугах. Соответствующим образом подобная мысль отныне будет муссироваться и в СМИ западных государств. В первую очередь это касается Норвегии. История с мощной американской РЛС в Варде у самой границы с Россией теперь явно будет доведена до "логического конца", поскольку необходимость РЛС теперь полностью легитимируется в глазах норвежской общественности. Не зря самая читаемая газета в Норвегии "VG" в субботнем номере словами политического редактора заявила, что пора прекратить критиковать контрразведку и военную разведку. "Норвежская разведслужба функционировала в качестве единственного надежного источника достоверной информации для Северного флота России", сделала вывод газета.
|