Шесть дней спустя после того, как с российской АПЛ "Курск" произошло нечто ужасное, другая подлодка спокойно зашла в норвежский порт. Она располагала самыми подробными свидетельствами, дающими ответ на вопрос - почему гордость российского флота затонула в Баренцевом море.
Другой подводной лодкой была "Мемфис" - АПЛ, базирующаяся в Гротоне (штат Коннектикут). Она была одной из двух подлодок, наблюдавших за самыми крупными за последние годы учениями российского ВМФ, во время которых и произошла катастрофа "Курса".
К тому времени как "Мемфис" достиг Бергена (Норвегия), российские официальные лица, включая министра обороны маршала Игоря Сергеева, уже заявили, что "Курск", вероятно, затонул после столкновения с иностранной подлодкой или миной времен второй мировой войны. Так что после прихода "Мемфиса", в России начали широко распространяться сообщения о том, что поврежденная подлодка с трудом дотащилась в порт для ремонта.
Официально Пентагон до сих пор отказывается комментировать местонахождение "Мемфиса" во время аварии "Курска" и выполняемые им задачи. Однако в частных беседах американские военные и представители разведки признают, что "Мемфис" был одной из двух американских подводных лодок, следивших за российскими учениями, во время которых произошла трагедия с "Курском". По их словам, наиболее вероятной причиной аварии стала осечка при пуске одной из торпед на "Курске".
Они настаивают, что "Мемфис" не получил никаких повреждений. Ни он, ни другая американская подлодка, ни субмарина какой-либо другой страны, не участвовали ни в каких столкновениях, - подчеркнули они. По их словам, заход "Мемфиса" в Норвегию был плановым.
Этот заход позволил расшифровать записи сонаров и других приборов, которые, по словам американцев, зарегистрировали два взрыва, в результате которых "Курск" получил сильные повреждения и затонул, а все его 118 членов экипажа погибли.
Эти записи, которые сейчас анализируются в Национальном центре морской разведки в Суитлэнде, содержат убедительные свидетельства, подтверждающие американскую версию случившегося с "Курском".
По словам экспертов, эта версия исключает столкновение, которое, по мнению российской стороны, вероятно, произошло. "Наши подводные лодки позволяют слышать все, что происходит вокруг, - заявил высокопоставленный чиновник в Вашингтоне. - Картина происшедшего для нас довольно ясна".
Согласно американской версии, при заряжании или пуске торпеды с ракетным двигателем (в рамках учений) произошла осечка, и ее двигатель или находящееся в нем топливо взорвались. Спустя 2 минуты 15 секунд - за это время капитан "Курска" или увеличил мощность ядерного реактора, или продул балласт для всплытия - мощный взрыв торпедной боеголовки пробил в носовой части лодки зияющее отверстие - в результате большая часть экипажа, если не весь, погибли на месте.
(Во Владивостоке бывший офицер-подводник Сергей Жеков, входящий в состав правительственной комиссии по расследованию взрыва, заявил, что в тот момент, когда произошла авария, на "Курске" испытывали новую систему вооружений. Однако он не стал называть эту систему, сославшись на секретность).
Правительство США узнало об аварии на "Курске" через несколько часов. Записи были получены американской стороной с подводных лодок, надводного корабля и даже с берега. Они не засекли никаких звуков, свидетельствовавших о столкновении. И они тщательно прослушивали радиопереговоры, которые вели корабли российского флота после катастрофы.
Помимо двух подлодок, в Баренцевом море находился также надводный корабль "Loyal". Это разведывательный корабль, экипаж которого в основном составляют гражданские контрактники, однако на его борту находились также 15 военных моряков и офицеров.
По данным ВМС США, у кораблей этого класса одна цель: "собирать подводную акустическую информацию" в рамках задачи по борьбе с подводными лодками противника. Этот корабль оснащен множеством акустических приборов, фиксирующих самые мельчайшие подробности происходящего под водой, и, по словам официальных лиц, именно этим и занимался "Loyal".
По словам высокопоставленного американского чиновника, во время взрывов две подлодки находились на большом расстоянии от "Курска", однако он не уточнил, на каком именно расстоянии. Другое официальное лицо подчеркнуло, что по нормам американского флота подлодки не должны приближаться к кораблям противника ближе, чем на пять миль, особенно, принимая во внимание, что российские корабли испытывали новые вооружения. "Loyal" находился еще дальше.
И все же, по словам высокопоставленного чиновника, подлодки были достаточно близко, чтобы не только засечь взрывы своими сонарами, но и ощутить сотрясение воды, вызванное вторым, более мощным взрывом. Но ни "Мемфису", ни другой подлодке не было нанесено никакого ущерба, - утверждают все официальные лица. "Не загремела ни одна чашка", - говорит другой высокопоставленный чиновник.
По словам американских официальных лиц, ни одна из двух подлодок, ни "Loyal", не засекли никаких звуков, которые бы свидетельствовали, что "Курск" с чем-то столкнулся. Даже на большом расстоянии легко различить, вызваны ли звуки столкновением или взрывом, - говорят американцы.
Один из американских официальных лиц заявил также, что, учитывая огромные размеры "Курска" (они превышают размеры американских подлодок, оснащенных баллистическими ракетами "Трайдент"), вряд ли другая лодка могла бы выдержать столкновение, не получив существенных и, возможно, даже катастрофических повреждений.
Официальные лица и эксперты считают маловероятным также, что - принимая во внимание двухкорпусную конструкцию "Курска", предназначенную для того, чтобы выдерживать столкновения или удар торпеды - одно лишь столкновение могло бы нанести "Курску" такие повреждения, что он затонул.
Даже после того, как подлодка затонула, российские объяснения причин трагедии были неточны и иногда противоречивы. Российские официальные лица не сообщали об инциденте до утра 14 августа. Они сообщили об инциденте только спустя день после того, как стало ясно - что-то случилось и спустя два дня после самого инцидента. И даже тогда они заявили, что авария произошла в воскресенье, а не в субботу.
Россияне не отрицают, что "Курск" затонул в результате мощного взрыва. Но они настаивают, что сначала было столкновение с каким-то огромным объектом, возможно, подводной лодкой или миной времен второй мировой войны.
Утверждения российской стороны отчасти основываются на пятичасовой видеопленке, снятой под водой: она сейчас тщательно изучается комиссией по расследованию причин трагедии, возглавляемой вице-премьером Ильей Клебановым. Российские официальные лица указывают на внешние повреждения корпуса подводной лодки, которые, по их словам, могли быть вызваны только столкновением с другим крупным объектом; они сообщили также, что на дне океана были обнаружены фрагменты неизвестной иностранной подлодки.
Неделю назад в телеинтервью министр обороны маршал Сергеев заявил, что российские надводные корабли, участвовавшие в спасательной операции, обнаружили вторую подлодку, лежащую на грунте рядом с "Курском", и засекли неопознанный сигнальный буй, которым обычно пользуются подводники. Согласно некоторым российским сообщениям, он был окрашен в зеленый и белый цвета и отличался от тех, которые используются российским ВМФ.
Американские официальные лица подвергли сомнению сообщения об обнаружении такого буя. По их словам, спасательные буи на американских и британских подлодках оранжевого цвета, а буи аварийной связи - серого.
Они отвергли также возможность того, что вторая лодка, по утверждениям российской стороны обнаруженная на океанском дне, была одной из двух американских подлодок.
"Они не приближались так близко, чтобы узнать, что происходит", - заявил высокопоставленный представитель разведки.
Но даже после взрыва обе подлодки не покинули сразу же район своего нахождения, - отмечают официальные лица. По их словам, они продолжали собирать разведывательную информацию, перехватывая сбивчивые сообщения, передаваемые друг другу российскими кораблями, пытавшимися выяснить, что произошло с "Курском", и скоординировать усилия по его спасению.
Официальные лица и морские эксперты высказывают предположение, что часть членов экипажа - возможно, 15 и более человек - остались живы после двух взрывов, если им удалось быстро задраить свои отсеки.
Российская сторона сообщила, что стуки внутри подлодки раздавались, по крайней мере, в течении двух дней после того, как она легла на грунт - это породило надежды на спасение части экипажа.
По словам некоторых американских чиновников, ни "Loyal", ни американские подлодки, не засекли никаких звуков, хотя они, возможно, и не могли этого сделать, если находились на слишком большом расстоянии.
Американцы заявили, что сила второго взрыва была эквивалентна 1-2 тоннам тротила. Норвежские водолазы, спустившиеся к "Курску" спустя неделю после инцидента, обнаружили деформацию аварийного люка в кормовой части лодки и предположили, что взрывная волна могла пройти через все отсеки.
Вопрос в том, могли ли американские подлодки что-либо предпринять, чтобы помочь спасательной операции. По словам американских официальных лиц, американские подлодки не имели на борту спасательных средств, чтобы оказать такую помощь.
Хотя американцы давно догадывались, что случилось с "Курском", только после расшифровки записей сонаров, доставленных "Мемфисом" 18 августа, Вашингтон начал озвучивать версию о торпедном сбое.
Но в какой степени Пентагон будет готов сделать достоянием гласности имеющиеся у него сведения, неясно. Он до сих пор публично не признал присутствие двух американских подлодок в Баренцевом море. В частных беседах американские чиновники подтвердили информацию о "Мемфисе" только после его захода в Норвегию, и они до сих пор не называют имени другой подводной лодки. Не называют они и точное местонахождение лодок во время аварии с "Курском".
Принимая во внимание соображения секретности, а также тот факт, что российская сторона, скорее всего, полностью не поделится информацией, которая ей станет известна в случае подъемы лодки, будет трудно узнать, что в действительности произошло с "Курском".
В 1968 году, в Атлантике, неподалеку от Азорских островов затонула американская подлодка "Скорпион". Как и в случае с "Курском", возможно, причиной катастрофы стал сбой при пуске торпеды. Другие эксперты считают, что загорелась и взорвалась неисправная аккумуляторная батарея. Но до сих пор так и не было дано публичного объяснения причин трагедии.
|